Урок по литературе на тему МАРК ТВЕН «Приключения Гекльберри Финна» (5 класс)


Уроки 64-65. М. ТВЕН«Приключения Гекльберри Финна»
Сообщение темы и цели урока.      
«Как вы думаете, в какой момент изображены герои?»      
«Какому, по-вашему, герою литературного произведения надо было бы поставить памятник?»
(Учащиеся не только называют любимых героев, но и рассказывают, как должен выглядеть этот памятник, из какого материала он будет сделан, какай потребуется пьедестал.)
Вопросы.
      1. Какие приключения произошли с Томом и Геком, прежде чем они вновь встретились?
      2. Вспомните, кто такой Джим и как он оказался в заключении. После этой беседы — выразительное чтение глав XXXIV, XXXV, помещенных в хрестоматии, которые повествуют о том, как Том и Гек готовились освободить Джима.
      Далее проводится беседа по следующим вопросам:
      1. Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении негра Джима? Как Гек отнесся к этому?
      2. Почему Том был заинтересован в этом? Что его особенно привлекало?
      3. Почему план спасения Джима, предложенный Геком, не понравился Тому? Что его в этом плане не устраивало?
      4. А как оценил Гек план Тома?
      5. Как характеризует Тома и Гека их поведение во время подготовки к спасению Джима?
Вопросы, предлагаемые для беседы, помогут организовать работу по всему роману Марка Твена:
      1. Какое «предупреждение» стоит перед произведением «Приключения Гекльберри Финна» и на какой лад оно настраивает читателя?
      2. Кто из ребят входил в компанию Тома Сойера? Какая у них была программа?
      3. Когда и почему Гек разочаровался в выдумках Тома?
      4. При каких обстоятельствах Гек встретил негра Джима и почему они отправились в плавание?
      5. Чем осложнилось плавание Гека и Джима и как они выходили из трудных положений? Чем привлекают вас эти герои?
      6. Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома?
      7. Какие приключения случались с Геком и как он вел себя в критических случаях?
      8. Какие герои произведения вам несимпатичны? Почему? Нарисуйте (устно) их портреты.
      9. Как вновь встретились Гек и Том?
      10. Как характеризует Тома участие в «побеге» Джима? Ведь он заранее знал, что Джим уже получил вольную.
      11. Какие места при чтении вызвали смех? Перескажите их.