Урок по литературе в 6 классе «Знаете ли вы повесть Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна?»


Тема: «Знаете ли вы повесть Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна?»
Цели: 1) Проверить, как усвоили произведение.
2) Пробудить интерес к писателю и его произведениям.
3) Развивать внимание, наблюдательность, воображение.
4) Воспитывать чувство товарищества и поддержки в команде.
Оформление: рисунки учащихся к произведению М. Твена. 3 команды по рядам сидят, каждая вокруг своего стола.
Жюри (ребята из старших классов) проставляют баллы, оценивая каждый конкурс.
Успешно справившиеся с заданием получают титул «Знаток повести» и «%» за урок.
Проигравшие пишут письменную работу дома.
Ведущий – учитель.
1 конкурс: Представление команд.
Время обдумывания – 1 мин. – название команды и девиз, выбор капитана.
2 конкурс: Блицразминка: - тест на внимательность и наблюдательность.
Капитаны команд вытягивают номер набора вопросов и заданий.
Учитель быстро читает 8 вопросов по очереди каждой команде.
Вопросы №1.
Где Гек умудрился достать простыню и рубашку? (снял с бельевой веревки).
Какую часть тела Том хотел отпилить у Джимма? (ногу).
Где рузья спрятали охапку гнилушек? (в бурьяне).
Что делал негр, чтобы отвадить ведьм? (перевязывал волосы нитками в пучки).
Из чего, по словам Тома, можно сделать чернила? (из ржавчины со слезами или из своей крови)
Чем они хотели замазать ножку, чтобы даже самый зоркий тюремщик не мог разглядеть, где пилили? (грязью и салом).
Сколько времени, по правилам Тома, нужно было искать подкоп? (2 года).
Почему Том сказал, что копать нужно при свете? (потомучто от фонаря много света и их могут поймать).
Вопросы №2.
Чей план побега выбрали ребята? ( Тома Сойера).
Что Том хотел сделать из ножа? (пилу).
Какую лестницу предложил Гек Тома? (из ореховой коры).
Что друзья решили взять вместо фонаря? (гнилушки).
Сколько понадобилось лет одному узнику в Замке Иф, чтобы раскопать туннель? (37 лет).
Куда вывел этот туннель этого узника? (в Китай).
Для чего Тому нужен был по плану сторож? ( чтобы напоить дурманом).
Из чего Том хотел сделать Джимму перо? (из щловянной ложки или старого обруча).
Вопросы №3.
Что Том хотел сделать с опилками от ножки? (сьесть).
Кто из друзей первый догадался, где сидит Джим? (Том).
В чем ребята хотели прислать Джимму веревочную лестницу? (в пироге).
Какой длины была цепь у Джимма? (10 футов).
Зачем Том решил дать Джимму жестяную тарелку? (чтобы Джим написал таинственное сообщение).
Сколько ножей надо было взять Геку? (3).
Куда Джим должен был спрятать веревочную лестницу? (в тюфяк).
Что Гек Фин положил в мешок? (простыню, белую рубашку, гнилушки).
3 конкурс: Инсценировка.
Команды заранее готовят свои версии эпизодов повести.
Задание: подготовить 2 вопроса по своему эпизоду – время обдумывания – 1 минута.
Команды по часовой стрелке показывают свои эпизоды и задают вопросы.
Жюри ставит оценки за сценку и за ответы на вопросы.
4 конкурс: запутанный рассказ.
Командам по очереди предлагаются 3 истории, изложенные от лица персонажей повести.
В рассказах есть ошибки и неточности. Задача команды, котрой задан вопрос, указать на них.
Рассказ 1-й:
Мы перестали разговаривать и принялись думать. Вдруг Том и говорит:
- Слушай Гек, какие же мы дураки, что не догадались раньше! Ведь я знаю, где Джек силит.
- Да что ты? Где?
- В той избушке рядом с кучей навоза. Сообрази сам. Когда мы обедали, ты разве не видел, как один негр понес туда кастрюлю с едой?
- Видел.
- А ты как думал, для кого это?
- Для собаки.
- Почему?
- Потому что там была дыня.
- Верно, была, я заметил. Как же это я не сообразил, что собаки дыню не едят? Вот как бывает: и глядишь, да ничего не видишь.
Ошибки:
Их друга звали Джиммом.
Он сидел в сарайчике.
Возле кучи золы.
Негр нес миску с едой.
В миске был арбуз.
Рассказ 2-й:
У этого негра было добродушное, умное лицо, а волосы он перевязывал резинками в бантики, для того, чтобы было красиво.
Он рассказывал, что ведьмы ужасно донимают его по утрам.
Ошибки:
Глуповатое лицо.
Перевязывал нитками.
В пучки.
Чтобы отпугивать ведьм.
Ведьмы донимали его по ночам.
Рассказ 3-й:
…И Том стал придумывать еще планы: отпилить руку у Джимма, чтобы снять цепь, сделать перо, чтобы Джим вел дневник, отпилить ножку у кровати, чтобы замазать грязью, а опилки оставить как улики. Но больше всего нам с Геком понравился план со взрывчаткой. Нужно было положить ее у стены и зажечь запал, стена бы взорвалась и рухнула, и Джим бы выбрался. И Том побежал за взрывчаткой…
Ошибки:
Нужно было отпилить ногу.
Опилки нужно проглотить.
Плана со взрывчаткой в рассказе нет.
Бежать нужно было Геку.
Принести три ножа.
5 конкурс: «Маска, я тебя знаю».
Задание: команде предлагается характеристика какого-либо персонажа повести, которого нужно узнать. Употребляются формы ж.р., поскольку подразумевается слово «маска».
Задание №!.Она из хорошей семьи, воспитанная.
Она любит приключения.
У нее ум как у взрослой.
(Том Сойер)
Она играла роль Джульетты и при этом «ревела как осел» и была лысой.
Она была страшной пройдохой.
Она украла 6 тысяч у трех девочек.
(король)
Она пригласила папашу на ужин.
Она хотела сделать из нее человека.
Она дала ему новую одежду.
(Новый судья)
Задание №2.
Вместе со всеми дала страшную клятву.
У нее был верный друг.
Она ходила в школу, но отец ей запретил.
(Гек Финн).
Она жила в маленькой хибарке.
Ей было лет сорок.
Гек Финн хотел обмануть ее, но она раскрыла обман.
(Миссис Джудит Лофтес)
На ее груди была табличка: «Бешеный араб. Когда в себе, на людей не бросается».
Она подруга Гека.
Она гадала по волосяному шару.
(Джим)
Задание №3.
Она хотела начать новую жизнь.
Она выпала из окна и сломала руку.
Она требовала с ,Гека деньги и била его.
(отец Гека).
на ее третий спектакль «Королевский жираф» зрители принесли тухлые яйца.
Она стала глухонемой родственницей трех девочек.
Она добавила свои 415 долларов, которых не хватило до 6 тысяч в наследстве Питера Уилкса.
(герцог)
Она назвала Гека бедной заблудшей овечкой.
Она усыновила Гека.
Она была вдовой.
(вдова Дуглас)
Задание №4.
Участник играет роль Джима.
- Джим, кого вы больше боялись?
(ведьм)
- Для чего вы перевязывали волосы в пучки?
(чтобы их отпугивать)
- Джим, что вы ответили Геку об его отце, гадая на волосяном шаре?
(что его отец не знает, что будет делать:то он хочет уйти, то остаться)\- Джим, почему ты носишь на шее 5 центов?
(это талисман, подарок от дьявола)
Подведение итогов:
Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей – «Знатоков повести». Учитель объявляет оценки и дает задание проигравшим на дом.