Внеклассное мероприятие (устный журнал) на тему: «Патриарший Местоблюститель Митрополит КрутицкийПетр (Полянский). Духовный и человеческий подвиг».


МКОУ Сторожевская СОШ
Внеклассное мероприятие (устный журнал) на тему:
«Патриарший Местоблюститель Митрополит КрутицкийПетр (Полянский). Духовный и человеческий подвиг».
Разработала: Негодяева Анна Васильевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
С. Сторожевое 1-е
2013 г.
Задачи: познакомить с жизнью священномученикаКрутицкого Петра (Полянского), его подвигом как примером верности, мужества, честности и несгибаемой веры; воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, стремление подражать, чтить память; расширять лексический словарь учащихся.
Оборудование: фотографии, репродукции икон.
Ход мероприятия:
В последнее время мы часто слышим разговоры о бездуховности общества, о потере нравственных ориентиров, о подмене нравственных и духовных ценностей, об отсутствии положительных образов в литературе, кино, на телевидении.
Мы хотим рассказать о нашем земляке Петре Федоровиче Полянском. Он родился на нашей Сторожевской земле, ходил теми же дорогами и тропинками, по которым сейчас ходим мы, бегал, как и мы наверное, на Дон купаться и на рыбалку, как и мы слушаем по весне соловьев в цветущих садах.
Он был. Он прожил реальную жизнь. Жизнь, которая может любому из нас стать нравственным мерилом.
1 страница. Пётр –Кифа – Камень
«Историческая судьба России в XX столетии неслыханно тяжела. Это видят и понимают все. Но вполне ли мы видим и осознаем иное – каких могучих, поистине несокрушимых богатырей духа выявляла и выковывала эта судьба?»
Сокурова О. Б.
«Неколебимый камень церкви»
Камень.
Время – камни разбрасывать,
Время – их собирать.
Сколько нами утрачено?!
Не пора ль обретать?
Из колодца истории
почерпнем, да со дна …
Не пора ль из забвения
Возвращать имена?
Имена, что засветятся,
Как на солнце алмаз.
- Для кого это надобно? –
Кто – то спросит.
Для нас!
Чтоб дела наши, помыслы
По достойным равнять,
Чтобы связь поколений
Никогда не прервать.
Время – камни разбрасывать,
Время – их собирать.
Камень… Кифа…
Наклонюсь я поднять.
На фундаменте прочном
Из подобных камней
Вере нашей не меркнуть,
Становиться сильней!
(М.Г. Иванова, учитель МКОУ Сторожевская СОШ)
Сегодня речь пойдёт об истинном сыне России, о человеке долга, о человеке великой духовной мощи, сумевшем сохранить все свои лучшие качества на суровом пути испытаний и невзгод.
Пётр Фёдорович Полянский… Выдающийся деятель Русской Церкви новейшего периода, героический исповедник Православной веры, священномученик, причисленный в 1997 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви к лику святых.
2 страница. Детство
Митрополит Пётр, в миру Пётр Фёдорович Полянский, родился в 1862 году в глубине Воронежской губернии, в селе Сторожевое, в благочестивой семье сельского священника. По свидетельству старожилов села дом сельского священника находился рядом с церковью. (Сейчас на этом месте расположено здание средней школы и хозяйственные постройки). Дом существовал до 1942 года и был разрушен во время боев за село Сторожевое. Здесь, в этом доме (как мы предполагаем) и родился Пётр Полянский.
3 страница. Семья
У Петра было два старших брата, Александр и Василий. Мать звали Галиной, она была родственницей Киевского митрополита. Когда дети осиротели он взял младших – Василия и Петра к себе на воспитание. Василий, как и отец, стал священником и в бытность митрополита Петра Местоблюстителя являлся уже митрофорным протоиреем, настоятельствовал в Москве в прекрасном древнем храме «Николы, что в столпах» в одном из переулков на Маросейке (впоследствии храм был снесён). Александр служил до революции государственным чиновником в Петербурге. Сёстры вышли замуж и жили в Москве.
4 страница. Годы учёбы
Учился Пётр Полянский сначала в местном духовном училище, затем в Воронежской духовной семинарии и в 1885 году благополучно окончил её.
В пределах той же Воронежской епархии, Пётр Полянский был принят в приходской храм села Девицы Коротоякского уезда на должность псаломщика (у него был мощный низкий голос).Осенью 1887 года Совет Московской Духовной Академии удовлетворяет просьбу Петра Полянского о зачислении его в Академию в качестве вольнослушателя. Началась упорная учеба. Вольнослушателем П. Ф. Полянский являлся всего один учебный год, а далее, успешно выдержав экзамен, прошел её полный курс (1888-1892).
5 страница.
Окончив Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, был оставлен при Академии на должности помощника инспектора.
Одновременно с исполнением многотрудных и хлопотливых обязанностей помощника инспектора безвозмездно преподавал Закон Божий в частном женском училище Сергеева Посада.
При большой загруженности церковными и общественными послушаниями Пётр Фёдорович Полянский находил время и для научных занятий, работал над магистерской диссертацией на тему: «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования», которую успешно защитил в 1897 году.
В 1896 году он в течение недолгого времени преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище.
В декабре 1896 года Указом Святейшего Синода Пётр Федорович Полянский был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища Гродненской области, которое вывел в число лучших по империи.
За усердную и плодотворную службу он был в 1899 году удостоен ордена св. Станислава 3 степени, а в 1903г. пожалован тем же орденом 2 степени.
10 лет будущий Митрополит трудился в Жировицком училище, в стенах древней обители, одного из форпостов православия. В этот период произошло его знакомство с архимандритом Яблочинского монастыря Тихоном (Белавиным), будущим Патриархом. На примере постановки дела в училище святитель Тихон по достоинству оценил способности, возможности и настроение этого смотрителя.
Правда, последующие обстоятельства жизни надолго развели их, но светлое впечатление отличности Петра Фёдоровича осталось в памяти святителя Тихона, что и сыграло роль в избрании его ближайшим помощником и одним из кандидатов на преемство.
В 1906 году Пётр Фёдорович был приглашен в столицу Империи Петербург, на должность младшего помощника правителя дел Учебного Комитета при Святейшем Синоде; впоследствии он стал членом Учебного Комитет, исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений. В Петербурге Пётр Фёдорович познакомился со многими выдающимися церковными деятелями.
В 1915 году он уже был высокопоставленным чиновником, имея чин действительного советника.
За выдающиеся успехи на поприще церковного административно-педагогического служения Пётр Фёдорович Полянский в 1916 году пожалован высоким орденом св. Владимира.
Это «благоденственное и мирное житие», как пишет его биограф, быть может продолжалось бы и дальше без всяких осложнений, но … грянул 1917 год.
6 страница.1917 год
В 1918 году все духовные учебные заведения были закрыты. Пётр Фёдорович переехал в Москву и принял участие в Поместном Соборе 1917-1918 годов. Одним из важнейших решений было восстановление патриаршества, на которое был избран митрополит Московский Тихон. В 1920 году Святейший Патриарх предложил Петру Фёдоровичупринять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению. В это время уже широко развивалось гонение на Православную Церковь. Не почёт и комфорт сулило в то время архиерейство, а многие страдания, а часто и мученическую кончину. Пётр Фёдорович принял предложение Патриарха как волю Божию, как прозвучавший через Патриарха Божий призыв – послужить Богу и Церкви. Ему было уже 58 лет. Оставаясь человеком светским, не связанным ни монашескими обетами, ни священническим саном, имел он ещё возможность умереть своей смертью, но если принимал предложение Патриарха, то такой возможности почти наверняка лишался. Пётр Федорович жил в то время в Армянском переулке в Москве, в доме своего брата, священника Василия, служившего в храме Николы-на-Столпах. Придя домой, Пётр Федорович рассказал родственникам о предложении Патриарха. Он сказал:«Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Полянский выбрал стезю, которая по его же словам, оказавшимся пророческими, возвела его на Голгофу. Будущий предстоятель Русской Православной Церкви принял постриг и благодать священства от руки митрополита Сергия, которого он впоследствии назначит своим Заместителем, а его хиротонию во епископа Подольского, викария Московской епархии. Сразу после хиротонии епископ был арестован и сослан в Великий Устюг. Вернувшись из ссылки в 1923 году, он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа, а через год-стал митрополитом Крутицким (титул дан по названию древнейшей экс-территориальной кафедры на Крутицах в Москве, усыпальнице бояр Романовых у Новоспасского монастыря).
Уже в то время в московских церковных кругах поговаривали о том, что Святейший Патриарх сознательно продвигает митрополита Петра до высшего иерархического положения, готовит его в приемники. Очевидно. Тихон не только ценил нравственные качества своего протеже, но и полагал, что советская власть может благосклонно отнестись к его кандидатуре, поскольку тот не принадлежал к архиереям старого, царских времен, рукоположения. То есть Петра Крутицкого невозможно было обвинить в прошлых «грехах» Церкви, что громогласно делалось в те безбожные времена.
Патриарх Тихон умер весной 1925 года. Как и полагалось он в своем завещательном распоряжении возможными приемниками называет трех митрополитов, но двое из них находились в ссылке и обязанности Патриаршего Местоблюстителя возложены были на Митрополита Крутицкого Петра.
В посланиях и устных проповедях Местоблюститель призывал архипастырей, пастырей и всех православных христиан быть верными Православной вере и Церкви.
На этом поприще он прослужил всего 8 месяцев, необычайно трудных и насыщенных разными событиями.
7 страница.Годы заключения (1925-1937)
В конце 1925 года шестидесяти трех летний Патриарший Местоблюститель Митрополит Петр был арестован.
Его дух не сломили и ужасные 12 лет заключения. Трудно передать все, что пришлось вынести исповеднику за долгие годы ссылки и тюремного заключения. На его долю выпали скитания по Бутырской, Пермской, Тобольской и другим тюрьмам. Не прибавил здоровья и лагерь в заполярном поселке Хэ. Страшно читать строки из его письма руководству ОГПУ:«Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть, как, например, паралич, уже коснувшийся оконечностей правой ноги, - писал он, или цинга, во власти которой нахожусь свыше трёх месяцев, и испытываю сильнейшие боли то в икрах, точно кто их сжимает туго железным обручем, то в подошвах – стоит встать на ноги, как в подошвы словно гвозди вонзились. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем: не видя третий год солнце, я потерял ощущение его. С ранней весны вынужден прекратить и ночные выходы. Этому препятствуют приступы удушья (эмфизема), с вечера настолько развивающуюся, что положительно приковывает к месту, бывает, что по камере затруднительно сделать несколько шагов. В последнее время приступы удушья углубились и участились. Неизменно повторяясь каждую ночь, они то и дело поднимают с постели. Приходится сидеть часами, а иногда и до утра, неладно делается и с сердцем – тяжелые боли в нем доводят до обморочных состояний… Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где я не могу принять последнего напутствия и где свидетелями будут стены. Поступите со мной согласно постановлению… Отправьте в концлагерь… как ни тяжело там будет, все-таки несравненно легче настоящей одиночки…»
Митрополита Петра мучили для того, чтобы заставить его отказаться от Местоблюстительства, но он не пойти навстречу требованиям властей. Он знал, какие пагубные последствия для Церкви может иметь его отречение. Объясняя свою позицию властям, Митрополит Петр писал: «В сущности Местоблюстительство лично для меня не представляет интереса, наоборот, оно всё время держит меня оковах гнёта… Но я должен считаться с тем обстоятельством, что решение данного вопроса не зависит от моей инициативы и не может быть актом моей единоличной воли. Своим званием я неразрывно связан с духовными интересами и волей всей Поместной Церкви. Таким образом, вопрос о распоряжении Местоблюстительством, как не являющийся личным вопросом, не подлежит и личному усмотрению, в противном случае, я оказался бы изменником Святой Церкви… »
Шли годы, а он оставался в заточении, где условия его содержания становились всё более страшными. Надзирателям было запрещено выводить в такие места, где бы он мог встретить других узников. Поэтому на ночные прогулки его стали выводить в крохотный дворик, представлявший собой подобие сырого погреба, на дне которого постоянно скапливались от дождевой воды лужи, а воздух был наполнен испарениями отхожих мест, соседствующих с двориком.
Казалось бы, такие бесчеловечные условия тюремного содержания могли сломить и более сильного человека. Его одолевали тяжёлые болезни… Но дух его укрепляли мужество и истинная вера.
8 страница.Простой и душевный человек! (духовные качества)
Так в феврале 1927 году узник был доставлен на место ссылки в село Абалак, где ему было велено поселиться на территории закрытого Абалакского монастыря. Пока ремонтировали отведенную ему отведенную комнату в монастыре, святитель жил в поселке. Престарелый старец сам выполнял ежедневную работу – топил печь, варил пищу, убирал жилье. Он категорически отказывался принять помощь, которую ему предлагали монахи.
Он оставался таким же простым и душевным в общении человеком, как и в годы до заключения.
Вот отрывок из рукописи «Кифа», который может послужить подтверждением этому: «Из периода его жизни у брата /о. Василия Полянского/ при храме Николы в Столпах, рассказывали, как однажды, возвратившись усталый и не совсем здоровый после служения Литургии домой, войдя в комнату, видит, что печи не топлены, холодно, сыро…
Раздеваясь, говорит келейнику, что надо бы принести дров и как следует протопить помещение. Однако, оглянувшись, обнаруживает, что келейник лежит на кровати, уютно прикрывшись: отдыхает после совершения ранней Литургии.
-Ах, ты – лежишь?... Ну ладно, лежи; я сам принесу дров».
Биограф его справедливо замечает» «Разумеется, большого героизма в этом поступке нет, но найдутся ли еще митрополиты, которые станут таскать дрова в то время, когда их келейник безмятежно нежится на койке – это вопрос».
О смиренной простоте Патриаршего Местоблюстителя и его чутком, сострадательном отношении к людям рассказывали также последние насельницыСерафимо – Дивеевского подворья в Москве. Во второй половине 1920-х годов в стенах этого подворья, на 1-й Мещанской улице проживал Е. А. Тучков, возглавлявший государственное ведомство по делам религии. Сюда, на Мещанскую, часто собирались архиереи, вызванные Тучковым для деловых разговоров; в таких случаях их скапливалось здесь до десятка и более, обыкновенно они долго томились на лестнице в ожидании вызова к начальству». Во время одного из таких «стояний» Митрополит Пётр увидел, как в одном из углов монастырского двора две монахини распиливали на части огромные брёвна.
Митрополит Пётр неожиданно отделился от группы архиереев, подошёл к матушкам, снял с себя верхнюю рясу, убрал панагию и, не особенно обращая внимание на их слабое сопротивление, принялся с подоспевшим к нему другим высокопоставленным лицом за работу.
И дело пошло: через час брёвна были распилены. Одна из сестёр, кланяясь и благодаря святителей за труды не выдержала и сказала:
- Спаси вас Господи, Владыка! Какой же вы простой человек! А ведь нельзя таким быть; надо и важность иметь; так уж вам положено…
Но святители мало обратили внимание на это назидание и, вернувшись на прежнее место, продолжили свои разговоры.
А вот ещё одно свидетельство духовных качеств Петра Полянского, которое принадлежит людям, близко его знавшим, «это был очень живой и жизнерадостный человек. Везде, где он ни появлялся в обществе. Он становился душой его… Всех поражала его природная безунывность. Не было, казалось, таких обстоятельств, попав в которые он стал бы безутешно скорбеть и унывать. Казалось, что его Господь до чрезмерности изобильно одарил его нравственным и физическим здоровьем, а при том огромным душевным тактом, так что узнав его раз, невозможно было не полюбить его».
Именно эти качества: настоящее мужество, истинная вера, душевная простота и человечность помогли Петру Полянскому противостоять нажиму, всяческим уговорам и угрозам, шантажу, выдержать все муки – и не сложить с себя высокого и ответственного звания Местоблюстителя Русской Православной Церкви.
Он действительно был Блюстителем места Первоиерарха - он не только по чину, а по самой сути своей позиции, своей деятельности, являлся приемником Патриарха Тихона, наследником его заветов. Он был Блюстителем чести и достоинства нашей Церкви.
Авторы Очерков истории Русской Православной Церкви периода гонений А. Левитан и В. Шавров писали о нем: … «Он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела Русская Церковь со времени Патриарха Ергомена».
Это очень точная оценка личности Митрополита Петра Полянского и его места в истории нашей Церкви.
9 страница. Приговор
Срок его заключения заканчивался 23 июля 1936 года, но за две недели до окончания срока Особым совещанием при НКВД СССР было решено продлить заключение Петра еще на три года. Исповеднику было в то время уже 74 года, так что новый срок можно было считать пожизненным.
В конце 1936 года в Патриархию поступили сведения о смерти Местоблюстителя Патриаршего престола. В январе 1937 года по нему была отслужена панихида в Богоявленском соборе. В декабре 1936 года, согласно завещанию Митрополита Петра, составленному 5 декабря 1925 года, Митрополиту Сергию был усвоен титул Патриаршего Местоблюстителя.
Между тем, Митрополит Пётр был еще жив. Но в июле 1937 года по распоряжению Сталина был издан приказ о расстреле в течение 4-х месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила обвинение против Митрополита Петра: «Отбывая заключение вВерхнеуральской тюрьме проявляет себя непримиримым врагом Советского государства, клевещет на существующий государственный строй…, обвиняя в «гонении на церковь, «её деятелей». Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя Патриаршего престола».
2 октября 1937 года тройка НКВД по Челябинской области приговорило митрополита Петра к расстрелу. Священномученик Пётр был расстрелян 10 октября в 4 часа дня, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа и Церковь. Место захоронения (погребения) священномученика Петра остается неизвестным.
10 страница.
А спустя 60 лет, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 18-23 февраля 1997 года, Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий Пётр (Полянский) причислен к лику святых.
Заключение.
Познакомившись с личностью Петра Фёдоровича Полянского, проследив основные этапы его жизненного пути, мы не можем не восхищаться силой духа этого человека, его беспримерным мужеством, чувством долга, верностью своим убеждениям.
Пока рождаются и живут такие люди на земле, существует и мир, живёт и развивается наша страна.
В смутные времена истории, когда искажаются и подменяются вечные духовные ценности, подобные личности являются нампутеводным лучом, мерилом нашей совести и наших поступков.
Его биограф писал в 1960-е годы, когда шла волна новых гонений на Православную Церковь:
«Настанет время, когда ошельмованный, оплёванный и сознательно затенённый образ скромного и великого в своей простоте русского человека, беззаветно любившего Великомученицу Русскую Церковь, отдавшего всю жизнь на служение Ей и – наконец – душу свою положившего за Ее чистоту, единство и внутреннюю свободу, - образ Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого Петра (Полянского) не только явится как бы из небытия, но, очищенный временем и осиянный святостьюсвоего подвига, окончательно займет подобающее ему место рядом с великим предшественником и другом – Святейшим Патриархом Тихоном в немалом сомне исповедников и ревнителей Церкви нашего смутного, но спасительного времени». Такое время настало.