Диалог. Произнесение коротких фраз. Выразительность речи.


Тема:" Диалог. Произнесение коротких фраз. Выразительность речи."
Цели и задачи:
1. Закрепление навыков правильного речевого дыхания.
2. Снятие напряженности мышц органов артикуляции.
3. Воспитание навыков плавной, слитной речи.
4. Закрепление умения делать паузы после коротких предложений.
5. Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.
6. Отработка умений и навыков точно, четко, правильно узнавать и передавать информацию.
7. Тренировка диалогической речи.
8. Формирование активной позиции в коллективе.
9. Воспитание внимания, переключаемости.
Оборудование:
Орфографические словарики.
Индивидуальные карточки со стихотворением О. Дриз "Добрые слова"
Индивидуальные карточки с текстом рассказа Н. Носова "Незнайка и старички"
Серия сюжетных картин "В автобусе"
Ход занятия.
1.Релаксация "Волшебный сон"
2. Упражнение на тренировку голоса и дыхания "Часы"
Дети следят за рукой логопеда и четко произносят "Тик-так". Рука внизу-голос тихий, рука поднимается- голос становится громче.
3. Повторение изученных правил речи:
Мы спокойны всегда!
Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.
- Сначала подумай, что ты хочешь сказать.
-Сделай легкий вздох через улыбку.
- Сразу начинай говорить.
- В каждом слове выделяй ударный гласный звук.
- Короткие предложения говори на одном выдохе и делай паузу.
4.Общение короткими фразами
Л.: Сегодня мы с вами постараемся вспомнить правила поведения. То, как же следует себя вести в общественных местах и что полагается говорить в разных ситуациях. Послушайте стихотворений "Добрые слова"
Добрые слова не лень
Повторять мне
Трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу
"С добрым утром" я кричу.
"Добрый день!"Кричу я вслед
Всем идущим на обед.
"Добрый вечер!" так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
-Скажите какие добрые слов вам еще известны? (Дети перечисляют)
-А сейчас прочитайте стишок вслух, соблюдая правила речи (Дети читают стихотворение по очереди).
- Прочитайте слова-приветствия (С добрым утром, добрый день, добрый вечер).
- С какой интонацией они произносятся? (С восклицательной)
- А с какой интонацией мы можем произносить слова и фразы? (С утвердительной и с вопросительной)
- Давайте поупражняемся в произнесении коротких фраз с разной интонацией. Солнце светит ярко.! ? Я выучил домашнее задание .!? В лесу много грибов и ягод.!?Ты поздравил бабушку с праздником.!? В саду расцвела сирень.!? Наташа помогла маме вымыть посуду.!?
Л.: Поработаем с орфографическим словарем. Откройте словарь на букву М. Прочитайте седьмое слово (магазин). Составьте с ним предложение.
- Откройте словарь на букву А. Прочитайте первое слово (абажур). Составьте с ним предложение.
- Откройте словарь на странице 212. Прочитайте двадцатое слово (купить). Составьте с ним предложение.
- Откройте словарь на букву Б. Прочитайте слово семнадцатое снизу (бабушка).Составьте с ним предложение.
-Составьте предложение из всех четырех слов.
5. Беседа по серии сюжетных картин "В автобусе". Детям предлагается ответить на вопросы полными ответами.
Л.: Кого вы видите на картине?(На картине мы видим двух девочек)
- Как зовут девочек?
- Где происходит действие?
- Кто вошел в автобус? (В автобус вошла старушка)
- Что она сделала? (Она встала рядом с девочками)
- Что сделала Катя, когда увидела старушку? (Катя уступила место бабушке)
- Что сказала Катя? (Катя сказала "Садитесь , пожалуйста!")
- Как поступила Катя?
- Какой ее можно назвать? (Катю можно назвать вежливой.)
Физминутка (Движения с речевым сопровождением)
Шел по берегу петух.
Поскользнулся, в речку-бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть!
Чтение рассказа Н.Носова про Незнайку.
Сначала рассказ читает логопед, а дети следят по индивидуальным карточкам.
Незнайка и старичок.
Незнайка брёл куда глаза глядят. Вдруг он увидел, что какой-то старичок отбивается зонтиком от собаки. Незнайка бросился на помощь, оттащил собаку, усадил старика на скамейку и сказал: «Отдохните, пожалуйста!»
            Тут произошло чудо! Старичок превратился в волшебника и, протягивая Незнайке волшебную палочку, промолвил: Вот ты и совершил три хороших поступка: спас меня от собаки, предложил отдохнуть и сказал «Пожалуйста».
После этого дети читают рассказ по цепочке.
Затем читают по ролям.
Л.: Какой первый хороший поступок совершил Незнайка?
-Какой второй?
-Какой третий?
- Какие добрые поступки совершаете вы?
-Какие добрые слова говорите?
Игра "Угадай предмет."
Один ученик задумывает вещь из комнаты или на улице. Дети задают вопросы:
Эта вещь в нашей комнате? Какой она величины? Какой формы? Из чего сделана эта вещь? Как она служит людям?
Итог занятия. Логопед отмечает успехи каждого ребенка. Кто-то говорит плавно, соблюдая паузы. Кто-то быстро все запомнил, был активным. Кто-то говорит лучше, чем на прошлом занятии и т.д.