Конспект урока по истории Древнего мира на тему Вторая война Рима с Карфагеном


Конспект урока по истории Древнего мира на тему «Вторая война Рима с Карфагеном» (5 класс)
Цель урока: формирование  представлений о причине и характере второй войны Рима с Карфагеном 
Задачи урока:
А) образовательные – выявить причины второй пунической войны, познакомить с талантом полководца Ганнибала, изучить ход и итоги войны;
Б) воспитательные – показать какое значение имеет полководец, как его тактика ведения боя влияет на исход сражения; воспитывать желание быть внимательным и рассудительным;
В) развивающие – формировать умение правильно показывать на карте изучаемые объекты.
Оборудование урока: доска, мел (тема, план и термины, записанные на доске), мультимедийное оборудование, карта «Завоевания Римской республики», с. 228 – 233 учебника Вигасина А. А., Годера Г. И., Свенцицкой И. С. Всеобщая история. История Древнего мира /5 класс.
Тип урока: комбинированный
Литература и информационные источники: рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс (А. А. Вигасина, Г. И. Годера); учебник Вигасина А. А., Годера Г. И., Свенцицкой И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс; Тит Ливий «Карфаген против Рима».
Ход урока
Момент урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
3. Подведение итогов проверки
4. Переход к изучению новой темы, обновление темы и плана
5. Домашнее задание
6. Изучение нового материала
7. Закрепление
2 мин.
15 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
15 мин.
8 мин.
Приветствие.
Постановка перед учащимися задачи: приступить к знакомству с новым разделом: «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», но для этого нужно вспомнить чего римляне уже достигли к этому времени.
Слушание ответов на вопросы:
- какое управление было в Римской республике?
- как была организована армия римлян?
Вывод по устройству Римской республики
Обозначение преемственности в изучении двух глав: Рим от возникновения до установления господства над Италией и Рим – сильнейшая держава Средиземноморья; знакомство с планом новой темы (Вторая война Рима с Карфагеном/ 218-201 гг. до н. э. ).
Прочитать §47, ответить устно на вопросы после параграфа, выполнить задание 56 на с.54 в рабочих тетрадях.
Мы приступаем к изучению следующего этапа в истории образования великой Римской державы.
Сегодня вы узнаете, кто встал на пути Римской державы и как она чуть не прекратила своё существование.
Работа с картой (на доске):
Вспомните, какая территория уже находится под властью Рима ?
На каком п-ве находится Италия и на что он похож?
На какой остров он нацелен?
Да, именно остров Сицилия и стал камнем преткновения двух держав Рима и Карфагена.
Найдите на карте Карфаген.
Так чего же не поделили Рим и Карфаген?
Да, здесь столкнулись интересы двух держав.
Более чем на сто лет затянулась эта борьба.
За это время разразилось 3 пунических войны (римляне называли карфагенян пунами – отсюда войны с ними названы Пуническими). В целом все эти они закончились победой Рима, но не всё было так просто.
А почему же мы с вами остановимся именно на 2й войне?
Именно в это время в Карфагене был
очень талантливый полководец…
Ганнибал первым решил нанести удар Риму, т. к. после 1й Пунической войны Карфаген был поставлен в тяжёлые условия
Какие горы защищают Италию с севера?
Рассказ о действиях Ганнибала в Италии.
Акцентирую внимание на битве при Каннах 216 г до н. э.
Итак, Ганнибал оказался человеком, который противостал могуществу римской державы.
Но что же было дальше, что помешало Ганнибалу покорить всю Италию?
Это мы сейчас выясним вместе:
Какую тактику ведения войны выбрали римляне после поражения при Каннах?
Что предпринял Сципион?
Помогло ли это?
В 202 г. до н. э. близ г. Зама армия Ганнибала была разгромлена, это было его единственное поражение.
Итак, Сципион «открыл путь могуществу римлян», их самый опасный соперник сломлен. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.
А теперь проверим себя:
- Остров, ставший причиной начала Пунических войн?
- Про кого древний историк написал следующие слова «Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. Он первым устремлялся в бой и последним покидал поле сражения»
- Кому римляне дали почётное прозвище Африканский?
За что?
-Сколько лет длилась 2я война Рима с Карфагеном?
Итак, мы с вами выяснили:
- что стало причиной противостояния двух могучих держав;
- кто и как поколебал спокойствие римлям;
- чем закончилась 2я война Рима с Карфагеном.
На следующем уроке мы с вами узнаем как Рим установил господство во всём Средиземноморье.
Приветствие.
Уяснение задачи, подготовка к устным ответам
Дети индивидуально у доски отвечают на вопросы по пройденной теме
«Устройство Римской республики»; желающие дополняют с места
Осмысление значимости грамотного руководства, а также организованности и дисциплинированности на местах
Осознание постепенности и последовательности, необходимых для успеха любого дела; запись темы и плана в тетрадях.
Несколько учеников по очереди зачитывают формулировку вопросов – дети воспринимают, что им нужно будет уяснить сегодня на уроке.
Подготовка к восприятию первого пункта плана – Причины Пунических войн
По ходу опроса один из учеников показывает на карте у доски, остальные работают с картой учебника на с. 228.
Рим уже господствует над всей Италией.
Италия находится на Апеннинском п-ве, который напоминает сапожок.
На о-в Сицилия.
Показывают Карфаген.
Высказывают предположения, что на о-ве Сицилия были плодородные земли, и Рим хотел подчинить их себе; а Карфагену хотелось владеть этими землями.
Записывают в тетрадях причину войн между Римом и Карфагеном – борьба за власть над островом Сицилия.
Подготовка к восприятию второго пункта плана – Ганнибал – талантливый полководец.
Высказывают предположения
Альпы
Дети слушают рассказ о Ганнибале и смотрят видео «переход войска Ганнибала через Альпы» -
осознание тяжести военного похода и мужества воинов.
Слушают и записывают под диктовку выводы по основным сражениям (218, 217 и 216 гг. до н.э.).
Ученики воспринимают положительное значение дисциплинированности, решительности и грамотной тактики (со стороны Ганнибала), а также гибельность своеволия (со стороны римского консула).
Подготовка к восприятию третьего пункта плана – Окончание войны, итоги.
Работают с текстом на с. 231 учебника.
Сделали ставку на длительную войну, рассчитанную на изматывание противника.
Предложил нанести удар по вражеской столице, высадился с римским войском в Африке.
Помогло, Ганнибал был вынужден поспешить на защиту Карфагена.
Отыскивают на карте г. Зама.
Сицилия
Про Ганнибала
Римскому полководцу Сципиону
Выдвинул смелый план ударить по вражеской столице
17 лет
Рассматривают карту «Рост Римского государства» на с. 233 учебника.