Урок по МХК на тему: Изобразительное искусство Древней Греции (10 класс)

Автор: Алтынник Антонина Николаевна
Учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «Вейделевская СОШ»

Урок МХК в 10 классе

Тема урока. Изобразительное искусство Древней Греции.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – урок-исследование.
Цель урока – формирование знаний учащихся об изобразительном искусстве
Др. Греции.
Задачи урока: 
- Формирование представления о развитии скульптуры и
вазописи Др. Греции.
- Осознание роли и места человека в художественной культуре Др. Греции на протяжении её исторического развития, отражение поисков эстетического идеала в лучших произведениях искусства того времени.
- Формирование навыков аналитического осмысления изучаемого материала.
- Развитие образно-ассоциативного мышления, навыков анализа произведений искусства.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса и уважения к ценностям мировой культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
- ответы на вопросы Главы 7. Подготовить презентацию по архитектуре эллинизма. Пергамский алтарь. Стр.80-82
Опрос определений:
Ордерная система - . тип архитектурной конструкции, где учитывается сочетание несущих и несомых элементов.
Периптер - .. тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой.
Наос - . главное помещение античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.
Портик  . колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника - фронтоном
Кариатида  скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды обычно прислонены к стене или выступают из неё.
Пинакотека .. хранилище произведений живописи, картинная галерея
Акрополь .. возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного города. 
Знакомство с новым материалом.
В историю мировой культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи.
Большинство доступных сейчас нам произведений – это лишь копии, искусно выполненные позднее римскими мастерами.
Скульптура и вазопись архаики
АРХА
·ИКА (от греч. archaikos старинный, древний),
в искусствознании ранний период древнегреческой культуры.
Архаика время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. краснофигурный стиль. 
В период архаики создаются идеальный образ Мужчины и Женщины.
Пропорция и динамика – направление в скульптуре этого периода.

КУ
·РОС (греч. kouros "юноша",) Ко
·ра ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·  «девушка»,)
условное название древнегреческой наименование типа  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], изображающей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  скульптуры периода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
юношу, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. женский эквивалент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
Куросы, достигавшие размеров до 3 м, устанавливались в общественных местах, в близи храмов.
Куросы похожи друг на друга: Прямо стоящие фигуры с выставленной вперёд ногой, руки со сжатыми кулаками вытянуты вдоль тела, волосы образуют каскад завитков.
это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на устах.
Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены.
Вазопись
К гончарному мастерству греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.
Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений – вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) – VIII в. до н.э.
Огромные вазы, в отдельных случаях достигающие высоты в 1,5м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений
Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты с геометрическим узором.
В самой широкой части изображали сцену оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками.
В VI в. до н.э. утверждается Чернофигурный стиль вазописи.
Фигуры изображаются черными силуэтами (густым черным лаком на глиняную поверхность) , на которых затем прорезались и раскрашивались детали.
Крупнейшим мастером чёрнофигурной керамики был Эксекий.
Свои произведения он подписывал словами: «Эксекий сделал»
Темы: битвы греков, мифологические сюжеты
Изобразительное искусство классического периода
Кла
·ссика (от лат. classicus образцовый)
Классический период  время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на VIV века до н. э.
Ранняя классика (строгий стиль)
Краснофигурный стиль вазописи
Художники рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины.
Евфроний - древнегреческий аттический вазописец и гончар конца 6 начала 5 вв. до н. э., крупнейший представитель «строгого стиля» 
Скульптура классического периода
В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.
Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.
Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера стройный юноша атлетического телосложения.
Юношам Поликлета присущи «все добродетели». Духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик.
Скульптура классического периода
Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок. 390330 гг. до н. э.), Лисиппа (370300 гг. до н. э.) и Леохара (середина IV в. до н. э.).
Скопас - Мелеагр
Пракситель - Афродита Книдская
Лисипп - Отдыхающий Гермес. Геракл, борющийся со львом
Леохар - Аполлон Бельведерский. Диана-охотница
Скульптурные шедевры эллинизма
На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий.
Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» - Агесандра .
Скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака.
Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении Трои.

Домашнее задание:
Глава: 8, стр. 84 -91













Рисунок 1Рисунок 2/ђ Заголовок 1/ђ Заголовок 215