Конспект урока на тему: «Святой Русской земли Преподобный Сергий Радонежский» (7 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Разработка урока по православной культуре в 7 классе по теме:
«Святой Русской земли Преподобный Сергий Радонежский»

Разработал:
Папанов
Алексей Александрович
учитель православной культуры МБОУ «Фошеватовская СОШ»
с. Фощеватово 2013 год.
Цель урока:
- дать знания о русских святых, памятниках православной культуры на примере «Жития Сергия Радонежского»; рассмотреть этапы духовного пути игумена.
- способствовать развитию памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы.
- формировать духовный мир обучающихся, нравственные и патриотические принципы, эстетический вкус на примере образа Сергия Радонежского.
Тип урока: урок-исследование с применением информационных технологий
Используемые материалы:
Мультимедийный проектор с экраном;
Мультимедийная презентация«Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»;
Internet ресурсы;
Технологическая карта урока
Ход урока:
1. Учитель:   Сегодня нам предстоит познакомиться с жизнедеятельностью  одного из самых почитаемых святых на Руси.
Кого называли святым на Руси?  
(Ответы обучающихся).
«Святой – это человек, который угодил Богу своими делами. Он добр, много сделал для своего народа. Он о себе не думает, а думает о людях».
«Святой – это тот, кто прославил свое имя Богоугодными делами: помогал бедным, отдавая свое имущество тем, кто больше всего в этом нуждался, строил церкви, защищал свой народ от захватчиков…».
«Святой о себе никогда не думает, он живет по заветам Иисуса Христа, много молится и в молитве находит ответы на все свои вопросы».
«Святой близок к Богу. Он подобен Богу, хотя и человек. Он жил так, как заповедовал Бог. Поэтому он стал святым».
Учитель: Кого из святых вы знаете?
(Ответы обучающихся)
Вопрос о святости в православной Церкви - один из главных вопросов. Мы знаем, что Церковь свята, потому что это дом Божий, в нем присутствует Дух Святой. Свят Иисус Христос, свята Богоматерь, святы ангелы и архангелы.
Учитель: А человек, когда же он становится святым?
(Ответы обучающихся)
Свято́й (от праслав. svętъ; мн. ч. — святы́е) — в благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле.
Учитель: Что такое смирение? Как вы поняли это слово?
(ответы обучающихся)
Смирение – это понимание своей греховности и неспособности освободиться от своих страстей своими силами, без помощи Божией. С помощью молитв, духовных подвигов, добрых дел "ум начинает видеть свои согрешения - как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья».
Что же такое христианское смирение? По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5, 3) - состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией.
Обучающиеся заполняют технологическую карту. Записывают определения: «святой», «смирение».(приложение 1)
Учитель: Итак, какими качествами должен обладать святой?
(ответы обучающихся)
Святость является своеобразной силой, которая преображает не только человека, но и весь мир. Святые - это иные люди, которые смогли побороть свои пороки. Своей жизнью они показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек. В них та духовная красота, которая является отражением невыразимого бога. Они смиренны, они помогают страждущим, они живут для Бога и людей.
Учитель: Мы с вами знаем, что в православии большое количество святых и чтобы выяснить действительно ли православные святые обладают этими качествами, мы сегодня рассмотрим жизнедеятельность одного из самых любимых в православии святых которому в этом году исполняется 700 лет.
Живя в современном информационном обществе, черпая информацию из различных источников, а также посещая храм, вы можете предположить, как звали этого святого?
Ответ обучающихся: Сергий Радонежский.
Учитель: Совершенно верно. В этом году исполняется 700 лет Игумену Русской земли - преподобному Сергию                                        
2.Учитель:
Тема нашего сегодняшнего урока: Святой Русской земли Преподобный Сергий Радонежский
     Сегодня нам предстоит познакомиться с жизнедеятельностью  одного из самых почитаемых святых на Руси  - Сергием Радонежским.
        Мы постараемся понять его сложный внутренний мир, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству и найти ответ на вопрос – за какие дела считают Сергия Радонежского святым великой Руси.
      Учитель: Ребята, знаете, что о житии Сергия известно очень мало.
      До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений - посланий, поучений, проповедей. То, мы знаем о нем содержится в его житии. Оно написано его учеником монахом Епифанием Премудрым в 1417 году.
 Учитель – рассказывает о работе в группах. Класс делится на группы, каждая группа получает задание и работает с источниками Internet. Выполнив задание группы озвучивают его, занося в технологическую карту.
     Итак, начало пути. Житие Сергия начинается с родителей, детства, желании уйти в монастырь.
     Пожалуйста 1 группа: детство Сергия Радонежского
              (ответ группы) Дата рождения Сергия точно не известна – 1322 или 1314 г. Сергий родился в городе Ростове, при крещении получил имя Варфоломей .Рос мальчиком кротким и послушным, но совершенно не способным к учению .  Буквы у него никак не хотели складываться в слова и он не понимал того, что написано в книгах. Он видел, как посмеивались над ним ребята, как переживали и расстраивались за него родители, но ничего не мог поделать. Однажды Варфоломей искал в поле убежавших жеребят и увидел молящегося старца. Мальчик попросил старца помолиться о нем Богу : ему очень хотелось научиться читать и писать. Старец помолился и дал В. кусочек просфоры. Мальчик упросил  старца зайти к его родителям. Перед обедом старец велел мальчику читать псалмы ,но тот стал отказываться, потому что читать не умел. Старец продолжал настаивать и В. пришлось взять Псалтирь. К всеобщему и  его личному удивлению В. стал правильно читать. « Ваш сын будет велик пред Богом» - сказал старец. После этого у В. обнаружились замечательные способности к образованию.  С того самого дня Варфоломей стал легко и быстро читать любую книгу, а сердце зажглась неугасимая мечта –стать монахом. Подрастая, мальчик стал просить родителей отпустить его в монастырь, но разрешения  не получил .Когда же родители умерли , 17-летний юноша, оставив свою часть наследства младшему брату, уговорил старшего брата Стефана уединиться для монашеского подвига в Радонежском лесу на горе Маковке ( Маковец ).Там они построили келью и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Так в 1337 г. было положено основание  Троице-Сергиевой лавры. Но Стефан покинул В., перебравшись в московский Богоявленский монастырь. А В.принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года.
 
     Учитель – молодцы, спасибо, хорошо справились с работой. 1 группа достойно справилась  с заданием
 
 Учитель :  Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах , молитве и посте. Он мужественно переносил голод, холод и всевозможные страхи.
     Несмотря на полное уединение ,Сергий ,каким-то образом стал известен. Слава о нем распространилась по всей Руси.
     Нашлись  желающие разделить с ним подвижническую жизнь, многие приходили за советом и молитвой, некоторые оставались, строили себе кельи.
     Впоследствии Сергий стал игуменом основанного им монастыря.
 
Учитель:  Ребята, Святой Сергий впервую очередь учил людей любви и прощению, всю жизнь стремился к установлению братских отношений между людьми.
     Он и сам подавал пример в самых сложных ситуациях. Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всех сторон.   Избегал почестей и больших должностей, даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского  Алексия.
    Продолжаем нашу работу. Начало освобождения от монголо-татарского ига.
Пожалуйста, 2 группа: Начало освобождения от монголо-татарского ига
 
 (ответ группы) Сергия очень уважали и русские князь –призывали  его для решения междоусобных споров,  он никогда не садился на коня и пешком, иногда с риском для жизни ходил с призывами в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь .Именно миротворческая деятельность Сергия спасла жизни тысяч людей, сохранила от разорения  города и села. Сам Великий князь московский Дмитрий Иванович Донской  просил Сергия стать крестным отцом сыновей Юрия и Петра.
        В середине 14 в. ордынские набеги обрушивались на древние города. Народ пребывал во тьме духовной. Сергий  активно влиял на церковные и политические дела своего. В 1380 году он помог  князю Дмитрию в подготовке Куликовской битвы, благословил его перед сражением, предрек  победу и отправил с ним двух своих монахов  -Пересвета и Ослябю, которые  обладали богатырской силой и смелостью. Они  храбро сражались отличились и  погибли как герои. Их именами названа улица и переулок в Москве. Так Сергий признал войну с Мамаем священным долгом христиан. Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь монашеский путь Сергия Радонежского. Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1391г. и похоронен в основанном  им монастыре. Русская православная церковь свято чтит память преподобного Сергия. 70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных им.
 
Учитель- молодцы ребята второй группы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами немного отдохнем. (Физкультминутка)
 
 Учитель:  Ребята, посылая своих монахов на бой, Сергий нарушал  церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие.
     О чем говорит этот факт - во имя спасения Отечества Сергий рисковал собственным спасением души. Готов был принести тяжкую для монаха жертву.
     А сейчас мы с вами побываем в Троице-Сергиевой Лавре.  
 Пожалуйста, 3 группа: Троице-Сергиева Лавра
 
(ответ группы) Троице-Сергиева Лавра- духовный центр русского Православия. В 1422 г. был построен белокаменный Троицкий Собор и Троице-Сергиева Лавра, выросшая на месте скромного монастыря. На случай нападения неприятеля монастырь оградили высокой и крепкой стеной с десятью мощными башнями. Все ,кто жил рядом с монастырем  скрывались за его крепкими стенами и боролись до последнего защитника с врагами Пройдем на территорию лавры. Мы проходим через монастырские ворота. Через простые, скромные в древности  проходил народ. Другие нарядные, называют святыми. Через них проходили цари, знатные и почетные гости. Над воротами установлена башня. Её называют Красной.
 Красивая аллея из голубых елей приведет нас на монастырскую площадь, где мы увидим нарядную беседку, внутри которой находится фонтанчик. Вода в фонтанчике освященная ,её можно пить.
 А это самый главный и древний архитектурный памятник -Троицкий собор. Это небольшое, скромное и строгое здание. Иконописец Андрей Рублев написал иконы для трехъярусного иконостаса и выполнил роспись стен. Им была создана главная храмовая икона «Троица»-- шедевр  древнерусской живописи. В этом же соборе находятся мощи святого Сергия Радонежского.
Успенский собор-главный храм монастыря. Подобен Успенскому  собору в Кремле. Возле него находится гробница членов семьи Бориса Годунова. Заложили собор в 1554г на деньги Ивана Грозного.
Чертоги –царские палаты- построены для царских посещений. Это большое здание, нарядно расписанное и украшенное многоцветными изразцами. В конце 17 в. возвели новую трапезную с огромным залом и церковью Сергия Радонежского.
Одна из последних построек ( 1741-1770)- необыкновенная пятиярусная колокольня в стиле классицизма .Высота её 87 метров- она на 6 метров выше колокольни Ивана Великого в Кремле.
В наше время в монастыре работает духовная семинария и Академия, где учатся православные священники.
По-прежнему в Троице-Сергиеву лавру идут и идут люди, чтобы подивиться красоте монастыря, помолиться  и поклониться святым мощам Сергия Радонежского.
Учитель- молодцы ребята третьей группы хорошо справились с заданием.   
3. Закрепление.
Учитель: По отчётам групп о своей работе, заполнили технологические карты и выполним творческое задание «Кроссворд».
                   

  4. Итоги урока
Учитель: За что же почитают святого Сергия Радонежского?
          «  Тихость,   кротость слова,   молчание,   смирение,   безгневие, простота,    любовь равная ко всем человекам  »     - эти качества  распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей.
          Всем русским людям, своим ученикам  Сергий Радонежский завещал :         « Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой, прощайте все друг друга.
           Я же за все вас буду молиться. И всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь …» 
           Пусть эти качества будут и для вас путеводной звездой. Все в ваших руках.
 5. Рефлексия
 
    Все, что сделали люди на совесть,
    Остается в сердцах и веках:
    То ли с детства знакомая повесть,
    То ли полюс, открытый в снегах.
                        С нами все, что сработано прочно,
                        Чистым сердцем и легкой рукой :                        То ли храм  рядом с башнею блочной,
                        То ли мост над таежной рекой.
    С нами все , что светло и красиво,
    Неспроста всем былым временам
    Говорим мы сегодня « спасибо»
     И надеемся, скажут и нам.
                                         Марк Лисянский
 
 5. Выставить оценки, похвалить детей,  перечислить всех участвующих.
 
6. Домашнее задание . Вспомнить Заповеди Блаженства и сопоставить жизнь Сергия с каждой из них
 
Приложение 1
Технологическая карта урока
Ф.И. обучающегося_________________________________
Тема урока ________________________________________
Цели для обучающегося1.
2.
3.
Тип урока
Форма урока
Опорные понятия, термины
Новые понятия
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Закрепление
Итоги урока
Оценка за урок
Домашнее задание