МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ.


МЕТОДИКА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ.
Предложена Э. Ф. Замбицявичене.

Методика изучения словесно-логического мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацавичене на основе теста структуры интеллекта Р. Ахматауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оборудование: оп росник, включающий четыре вербальных субтеста.
Описание методики: в методику входят задания четырёх типов, направленные на выявления умения ребёнка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субъект включает 10 заданий.
В состав первого субъекта входят задания, требующий от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе школьников.
Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения пятого лишнего. Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Четвёртый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей иинтелектуальной работы во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Обработка полученных данных. Прежде всего, каждый правильный ответ оценивается определённым балом, в зависимости от своей изначальной сложности.

1 субтест
2 субтест
3 субтест
4 субтест

1
1.9
2.6
2.0
2.6

2
2.8
2.3
2.4
3.0

3
2.7
2.7
2.2
2.1

4
2.3
2.6
2.6
2.2

5
2.6
2.4
2.4
2.6

6
2.2
2.5
2.1
3.0

7
2.8
2.3
2.5
2.8

8
3.4
2.5
2.2
2.2

9
2.8
3.0
2.2
2.4

10
2.6
2.7
2.2
2.2

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы балов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырём субтестам вместе. Данные по субтестам сравнивают с максимально возможным результатом, который составляет:
1 и 2 субтест – высокий ур. -19,5 -26 балла средний-13 –19,49 низкий – 0-12
3 субтест – высокий ур. –17,3 -23 балла средний-11,5 –17,29 низкий – 0-11,49
4 субтест – высокий ур. –18,8 –25 балла средний-12,5 –18,79 низкий – 0-12,49

Общий балл сравнивают с максимально возможным баллом по данному тесту, и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников
100- баллов – высокий уровень развития
75 - 50 - баллов – средний уровень развития
49-25 - баллов – низкий уровень развития

























Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ.
Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которые правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть ( шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица ).
2. В тёплых краях обитает ( медведь, олень, волк, верблюд,
тюлень ).
3. В году (24, 3,12,4,7 ) месяцев.
4. Месяц зимы ( сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март ).
5. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
6. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город Казахстана ( Париж, Москва, Лондон, Варшава, Астана ).
8.Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
9.Время суток(год, месяц,неделя,день, понедельник)
10.В Казахстане не живет ( суслик, орел, кенгуру, волк, голубь)

11.Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
1.. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Алма-аты, Астана, Москва, Павлодар, Караганда.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.




III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой
( например : лес/ деревья ). Справа - одно слово над чертой (например : библиотека ), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги ). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой , которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов : ( лес/ деревья ).

1.огурец – овощ
георгин – сорняк, роса, садик, цветок, земля

учитель – ученик
врач - очки, больные, палата, больной, термометр

3. огород - сад
морковь - забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок - ваза
птица - клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка - рука
сапог - чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный - светлый
мокрый - солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7.часы – времятермометр стекло, температура, кровать, больной, врач

8.машина - мотор
лодка - река, моряк, болото, парус, волна
9 стул -- деревянный
игла- острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. стол - скатерть
пол - мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Эти пары слов можно назвать одним названием,
например: брюки, платье... одежда
треугольник, квадрат ... фигура
Придумай название к каждой паре:
1. Метла, лопата... 6. Шкаф, диван...
2. Окунь, карась... 7. День, ночь...
3. Лето, зима... 8. Слон, муравей...
4. Огурец, помидор... 9. Июнь, июль...
5. Сирень, шиповник... 10. Дерево, цветок...

ЙFF Заголовок 1Ў: 15т> Основной текстJ Основной текст 2Галина>C:\Каталог\Начальная школа\МЕТОДИКА уровня развития детей.docTheacher>C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия МЕТОДИКА уровня развития детей2.asdTheacherEC:\Каталог\Начальная школа\тесты\МЕТОДИКА уровня развития детей2.docTheacherEC:\Каталог\Начальная школа\тесты\МЕТОДИКА уровня развития детей2.docpsiUC:\Мои документы\Psicology\тесты\начальная школа\МЕТОДИКА уровня развития детей2.doccomp03uC:\Documents and Settings\3\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия МЕТОДИКА уровня развития интеллекта 2-3 кл.asdcomp03rC:\Documents and Settings\3\Рабочий стол\тесты\Бланковые методики\МЕТОДИКА уровня развития интеллекта 2-3 кл..doccomp03rC:\Documents and Settings\3\Рабочий стол\тесты\Бланковые методики\МЕТОДИКА уровня развития интеллекта 2-3 кл..doccomp03rC:\Documents and Settings\3\Рабочий стол\тесты\Бланковые методики\МЕТОДИКА уровня развития интеллекта 2-3 кл..doccomp03rC:\Documents and Settings\3\Рабочий стол\тесты\Бланковые методики\МЕТОДИКА уровня развития интеллекта 2-3 кл..doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·