Рабочая программа летнего оздоровительного лагеря Десятое королевство


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Дружина юных пожарных» разработана на основе комплексной программы «Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под. ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения)».
Цель программы: повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольных пожарных дружин.
Задачи программы:
воспитание грамотной личности в области «Правилом пожарной безопасности»;
обучение учащихся правильным действиям при пожаре;
осуществление преемственности поколений в области пожарно-спасательной деятельности;
повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Курс будет реализован в 2016-2017 учебном году.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);
- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
-расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
-последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).
Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;
-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).
Формы учебных занятий:
1. Учебно-тренировочное занятие.
2. Исследовательская и проектная деятельность.
3. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
4. Выездные формы – экскурсии, соревнования.
Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, словесные и наглядные методы, практические.
Виды деятельности: беседы, дискуссии, творческие игры, практические работы.
Режим работы
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных по-жарных. Развитие пожарной охраны и добровольных по-жарных организаций в России
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
2.Что такое огонь? Пожар как явление. Основныехарактеристики горючей среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
3.Отчего происходят пожары? Данные по пожарамза последний год. Рассказы о некоторых характерныхпожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
4.Правила пожарной безопасности в школе и в бытуОсвоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений,виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движениево время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5.Что делать при возникновении пожара?Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация
из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
2.Первичные средства тушения пожаров. Пожарныеавтомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.
3.Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
4. Первичная доврачебная помощь при пожареОсвоение приёмов оказания первой доврачебной помощи.Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистаясистема. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах.Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
5.. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.
6.Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спаса-тельный спорт
Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и морально-психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Учебно-тематический план
№ п/пТемы Количество часов
Всего Теория Практика
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1 Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России 2 1 1
2 Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания 2 1 1
3 Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах 2 1 1
4 Правила пожарной безопасности в школе и в быту 2 1 1
5 Что делать при возникновении пожара? 3 1 2
6 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности 2 1 1
1 Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения 2 1 1
2 Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование 3 2 1
3 Основы профессии пожарного 3 2 1
4 Первичная доврачебная помощь при пожаре 4 2 2
5 Противопожарное водоснабжение 4 2 2
6 Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт 4 2 2
7 Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту 2 1 1
Итого 35 18 17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. — М., 2002.
Подготовка спасателей-пожарных. — М., 2004.
Пожарная тактика в примерах. — М., 2006.
Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. — М., 2006.
Пожарно-техническая подготовка. — М., 2005.
Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. — М., 2003.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб. пособие. — М., 2005.