Конспект урока Атмосферные осадки 6 кл

АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ.
Цели урока: -сформировать понятие «атмосферные осадки»;
-выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков;
-выявить положительные и отрицательные значения атмосферных осадков.
Оборудование: видеофильм «Гроза», Климатическая карта мира 0.6, атласы, контур. карты.

Ход урока:
Организация учащихся на урок.
Проверка домашнего задания. Работа по вариантам.
I вариант.
Что такое водяной пар? Как он образуется и поступает в воздух?
Назовите типы облаков, образующихся на высоте:
а) 6000 метров; б) не более 2000 метров.
II вариант
Какие различают облака? Как они образуются?
Какие условия необходимы для того, чтобы водяной пар, содержащийся в воздухе, перешел в жидкое состояние?
Ш вариант.
1. Что называется абсолютной и относительной влажностью?
2. Какие характеристики погоды можно определить, зная, сколько влаги содержится в воздухе?
III. Изучение нового материала.
Виды осадков.
Атмосферными осадками называют воду, выпавшую на земную поверхность в жидком или твердом состоянии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В зависимости от температуры и влажности воздуха, видов облаков, скорости ветра характер выпадения осадков бывает различен.
Измерение количества осадков * строение осадкомера;
* время измерения;
* измерение количества осадков;
* роль измерения осадков для хозяйственной
деятельности человека.
От чего зависит количество осадков?
От географического положения (наличие поясов низкого и высокого атмосферного давления).
Положение местности по отношению к морю или океану.
Влияния преобладающих ветров.
Работа с диаграммами количества осадков. Анализ рисунка 84
Значение атмосферных осадков.(работа группами с аудиторией)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
IV. Закрепление материала. Ответьте на вопросы;
- Если вынести нож на мороз и, когда он охладится, снова внести в теплую комнату - нож запотеет и покроется капельками воды. Отчего это происходит? Почему иногда запотевают окна в комнатах?
- В каких местах в вашей местности бывают особенно сильные туманы? Отчего они образуются?
-Рассмотрите карту осадков и укажите:
а) где на земном шаре выпадает особенно много осадков;
б) много ли выпадает осадков на экваторе;
в) где на земном шаре проходят пояса пустынь (укажите на карте). Чем вызвано их образование в этих местах?
V. Домашнее задание: § 40. . На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудование зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! Послушайте: - Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленная. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое, подняла ресницы и увидела облако состоящее из таких же веселых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понес все дальше и дальше от родного озера. Мама, мама, закричала Лия, но озеро ее уже не слышало.
Вопрос – Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?
- Какой процесс поможет ей в этом?
- Начертите схему этого процесса .

VI. РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке меня:
Заинтересовало...
Удивило...
Заставило задуматься. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Дополнительный материал (если осталось время на уроке)
Можно ли вызвать искусственный дождь?
«Сидишь в кабинете под самыми облаками и принимаешь заявки по радио.
Алло, алло, дежурный по погоде слушает. Кто говорит?
Колхоз имени Пушкина.
Что заказываете?
Дождь на сорок пять минут.
Какой вам? -Помельче, вроде грибного.
Есть, заказ принят. Прошу приготовиться.
И пожалуйста, включаешь рубильник - дождь на сорок пять минут».




Значение
атмосферных осадков.


твердые

жидкие

Атмосферные осадки

Снег

гололед

иней

град

дождь

роса

Положительные
-источник пресной воды;
-влага для сельского хозяйства;
-снег сохраняет тепло земной поверхности, предохраняя ее от промерзания.


Отрицательные
-град может уничтожить посевы,
-слишком большое количество осадков вызывает стихийные бедствия.