Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях гимназии

Основные положения из программы «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях гимназии».
( Из опыта работы педагога-психолога Погребцовой К. И.)
Пояснительная записка.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе развития Российского государства очень актуальна. Можно четко выделить несколько наиболее важных аспектов актуальности:

· мотивационный, то есть мотивация выбора профессии с дальнейшим трудоустройством не совпадают с весьма приблизительными представлениями о современном рынке труда, а главное старшеклассники не могут проецировать свою индивидуальность на будущую сферу профессиональной деятельности,

· нравственный, то есть серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и т. д.
Современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации.

· инструментальный, (или методологический) то есть формировать не способность к выбору профессии, а психологическую готовность к самоопределению, которая включает способности, практическую подготовленность и наличие стремления к выбору профессии и реализации профнамерения, что означает формирование собственной активности старшеклассников.

Цель программы: создать условия для формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников на базе предпрофильной подготовки (9 е классы) и профильного обучения ( 10-11 е классы)

Задачи программы:
- диагностическое направление, как применение психодиагностики с целью изучения психологических особенностей обучающихся 9-х-11-х классов, уровня сформированности общеучебных навыков, умений и
оказание психологической помощи в развитии представлений о социальных ценностях, а так же выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности. Организация диагностики и самодиагностики, направленная на выявление первичных профнамерений и на выбор профессии.
- просветительское направление, как организация мероприятий, направленных на получение знаний о себе (образе Я), о мире профессионального труда ( анализ профессиональной деятельности).

· консультативное, как оказание психологической помощи учащимся, родителям, педагогам при разрешении ситуаций ( затруднения, проблемы), связанных со свободой выбора профиля обучения тем или иным школьникам. Консультирование родителей обучающихся на основе результатов анализа психодиагностики, направленной на выявление психологической готовности профессионального самообразования их детей как в условиях гимназии, так и в условиях современной семьи.

Содержание программы .
Диагностическое направление.
Первый этап связан с этапом предпрофильной подготовки девятиклассников и называется профильно-определяющий.
Основная задача – оказание психологической помощи обучающимся в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, а так же развитие способностей, которые помогут успешной адаптации на этапе профильного обучения ( 3 ступень обучения).
Исходя из основной задачи, психологической службой проводятся психологические исследования, анализ результатов которых обсуждается ежегодно в конце первого полугодия на расширенном заседании административного совета гимназии в форме педконсилиума по итогам классно-обобщающего контроля обучающихся 9-х классов.
Основные направления психодиагностики:

· определение направленности личности ( по методике Е. Баса)

· выявление повышенной школьной тревожности на этапе выбора профиля обучения (по методике Филипса)

· изучение мнения родителей по поводу школьной тревожности их детей. выявление причин повышенной тревожности.

·изучение психологического микроклимата в коллективе (товарищество, взаимопомощь, толерантность) с целью повышения психологического статуса отдельных учеников в коллективе.
Существует несколько концепций изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, одна из которых является концепцией индивидуальности, то есть изучение личности человека в таких аспектах, которые являются ключевым звеном психологической помощи при выборе профиля. Некоторые показатели прослеживаются в динамике (9-10 е, 11 е классы):
- ориентация на сферу деятельности,
- мотивация выбора будущей профессии,
- определение первичных профнамерений.
На основе изучения самооценки качеств личности в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, а так же учитывая структуру интеллекта по теории Гарднера психологическая служба разработала психолого-педагогические рекомендации по развитию личности обучающихся 9-х классов в условиях выбора профиля и перехода на профильное обучение. (аналитические материалы педконсилиума по 9 –м классам на сайте гимназии, страница «психологическое сопровождение образовательного процесса».)
Второй этап связан с профильным обучением ( 10-е 11-е классы)-
профильно-адаптационный.
Основная задача: формирование у старшеклассников психологической готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.
Для десятиклассников период адаптации к профильному обучению является одним из этапов профессионального самоопределения, который характеризуется двумя аспектами:
- подготовкой к будущей профессии,
- формирование личности старшеклассника в условиях вновь созданного классного коллектива (10-е классы)
По первому аспекту направления психодиагностики:

· изучение школьной мотивации,

· изучение индивидуального стиля учения (по методике Александровой)

· значимость правильного выбора профессии.
По второму аспекту направления психодиагностики:

·динамика школьной тревожности по сравнению с 9-ми классами (методика Филипса)

· выявление психологического статуса школьника в коллективе (социометрический тест)

· определение уровня общительности и коммуникабельности ( тест Ряховского).
Третий этап-итоговый.
На завершающем этапе профильного обучения ( 11-е классы) задачи профессионального самоопределения усложняются, так как психологическая помощь становиться более интегрированной с одной стороны в условиях гимназии, с другой – в условиях семьи, для правильного выбора профессии.
Психодиагностика в условиях гимназии:

· «Жизненный мир старшеклассника» (по методике А. И. Акатова)

·- учение ( мотивы, затруднения, пути разрешения),

· мои ближайшие и перспективные планы,

· мои увлечения и интересы,

· жизненные позиции современного человека,

· изучение профессиональной мотивации обучающихся (по методике Л. А. Верещагиной).
Психодиагностика в условиях семьи:

· организация профориентационных мероприятий в семьях старшеклассников (опрос)

· изучение сопоставления мнения родителей и мнения детей относительно будущей профессии ( на основе анкеты И. К. Соломина «Самооценка состояния здоровья»)

· изучение сопоставления мнения родителей и мнения детей, касающегося выбора определенной карьерной ориентации. («Якоря карьеры» по опроснику Э. Шеина). Аналитические материалы педконсилиума по 10-м и 11-м классам размещены на сайте гимназии.
Консультативное направление.
Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом очень сложным. Чтобы сделать полноценный выбор, спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы необходима профессиональная консультативная помощь, которую систематически оказывают психологи нашей гимназии.
Модель профессиональной консультации в условиях гимназии.

№ п.п.
Выявляемые параметры
Форма работы.

1.
Состояние здоровья и физического развития
Медицинское освидетельствование.

2.
Любимые занятия в свободное время.
Интервью

3.
Способности.
Тесты способностей.

4.
Интересы и склонности.
Вопросники.

5.
Уровень знаний в профильных классах
Школьная успеваемость, тесты достижения.

6.
Умения и навыки.
Школьная характеристика, интервью, тесты квалификаций.

7.
Социально-экономическое положение семьи.
Интервью, анкетирование, беседы.

8.
Личностные особенности ребенка.
Наблюдения, личностные тесты, интервью, школьная характеристика.


1. Первичная групповая профконсультация ( формирование профплана, повышение степени осознанности и ответственности выбора).
2. Углубленная индивидуальная консультация с изучением:

· склонностей, интересов,

· состояния здоровья,

· структуры внимания,

· типа мышления ( при этом учитываются мнения родителей и учителей).
Регулярно проводится консультирование родителей обучающихся, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности, целесообразности выбора определенного профиля обучения для их ребенка на основе анализа психодиагностики;
.Особо эффективно участие в проведении родительских лекториев с целью просветительской работы, а также ознакомления с результатами анализа психодиагностики по профессиональному самоопределению старшеклассников с последующими рекомендациями.
Итогом третьей ступени психологического сопровождения является готовность обучающихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры, к анализу своего пошагового индивидуального профплана.
Созданная система психологического сопровождения профессионального самоопределения позволит выпускникам нашей гимназии:
иметь представление:
.
· об учреждениях профессионального образования различных уровней;
.
· о своих правах и обязанностях, связанных с профессиональным самоопределением:
.
· о тенденциях развития основных групп профессий;
.
· о ситуациях на рынке труда и тенденциях их изменения;
уметь:
.
· анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;

·. анализировать результаты и последствия своих решений, учитывая мнения родителей, учителей;

·. анализировать свои возможности и предпочтения.
Итогом организации мероприятий на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях гимназии с учетом психологического сопровождения являются:
.
· высокие показатели при сдаче ЕГЭ;

·. высокий уровень совпадения выбранного профиля при поступлении в ВУЗ на смежную специальность.



Педагог-психолог Погребцова К. И.












13PAGE 15







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315