Страны Средиземноморья — 7 класс




ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 56 Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
83018 г.Донецк ул. Новосенная,77 тел (062)312-33-83, (062)312-34-80, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
7 КЛАСС
ТЕМА: СТРАНЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ






Разработала
учитель ДОШ № 56,
специалист высшей категории,
звание «старший учитель»,
Ефименко Анна Николаевна













Всемирная история
7 класс

Тема: Страны Средиземноморья.

Цель: выяснить особенности развития стран бассейна Средиземного моря,
рассмотрев итальянские города-республики, Папское государство,
Южную Италию и Сицилию, а также борьбу испанцев и португальцев за
освобождение Пиренейского полуострова от мавров – Реконкисту;
совершенствовать навыки анализа и систематизации информации, учить
делать выводы на основе полученных фактов, учиться оценивать
деятельность исторических лиц; прививать учащимся навыки работы с
учебником, наглядными пособиями и тетрадью; продолжить работу над
технологией формирования социальной компетентности учащихся через
работу в команде, сотрудничество, умение слышать и слушать друг
друга, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:
- называть основные события истории стран бассейна Средиземного моря
IX – XV вв.;
- показывать на карте Папскую область, главнейшие города Италии,
Испанское королевство;
- объяснять понятия: коммуна, кортесы; Реконкиста;
- приводить примеры формирования европейских государств,
взаимодействия светской власти с папством;
- высказывать мнение о последствиях коммунального движения в
Италии, деятельности Изабеллы Кастильской.

Основные понятия: коммуна, кортесы, Реконкиста.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Изучение нового материала.
Итальянские города-республики.
Папская область.
Южная Италия и Сицилия.
Реконкиста и образование Испанского королевства.
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.
Итоги урока.
Домашнее задание.




Ход урока

Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Тест для самопроверки
Когда в Европе начинают появляться города:
а) в IX – XII вв.; б) X – XIII вв.; в) XI – XIV вв. ( б )
2. Как называлась городская община, которая добилась независимости
от феодала и права на самоуправление:
а) орден; б) магистрат; в) коммуна. ( в )
3. Как назывался документ, который удостоверял права и привилегии:
а) хартия; б) булла; в) грамота. ( а )
4. Первые банковские конторы, которые занимались кредитной
деятельностью, возникли:
а) в Ломбардии; б) в Лондоне; в) в Париже. ( а )
5. Какой французский король перенес папскую столицу из Рима в
Авиньон:
а) Людовик V Ленивый; б) Филипп II Август;
в) Филипп IV Красивый. ( в )
6. В каких государствах впервые возникли сословно-
представительные совещательные органы власти:
а) в Германии и Франции; б) в Англии и Франции;
в) в Англии и Германии. ( б )

При самопроверке ученик за каждый правильный ответ получает по 2 балла.
Идет анализ теста вместе с учителем.

Изучение нового материала.

Итак, мы с вами изучили на данный момент такие государства Европы, как Англия, Франция, Германия. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по странам Средиземного моря и посмотреть, как же там происходило построение государств. Какие государства там возникли? В чем была их особенность?

- Обратите внимание на карту. С какими государствами нам предстоит сегодня познакомиться?
- Да их очень много, а у нас всего 45 минут урока. Поэтому мы ограничимся городами-республиками Генуей и Венецией, Папской областью, Южной Италией и Сицилией, ну и рассмотрим образование Испанского королевства.

- Для этого мы с вами сформируем группы, каждая из которых получит тему и задание своего исследования. На выполнение задания у вас 10 минут. По истечении этого времени группы отчитаются о своей проделанной работе.

1-я группа. Итальянские города-республики.
Вопросы:
Под чью власть в X в. попала Средняя и Северная Италия?
__________________________________________________________________
Какие городские общины возникли в итальянских городах в XI – XII вв.?
__________________________________________________________________
3. Как поступили с сеньорами? _______________________________________
_____________________________________________
·_____________________
4. Кому власть принадлежала в Венеции и Генуе? _______________________
5. Кто издавал законы? ________________________ Кто в этом органе был
главным? __________________________________
6. Какова была форма государственного правления в итальянских городах? __________________________________________________________________
7. Кто такие гвельфы? ______________________________________________
8. Кто такие гибеллины? ____________________________________________

2-я группа. Папская область.
Вопросы:
Где находилось Папское государство? ____________________________
Столица Папского государства __________________________________
Когда в Риме была провозглашена республика и надолго ли? ______________________________________________________________________________________________________________________________
После какого события Рим вновь провозгласили республикой и к чему это привело? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто такой Кола ди Риенцо? Какова его судьба? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда закончилось Авиньонское пленение пап? _____________________
Почему республиканское устройство не прижилось в Папском государстве? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто такие Медичи? Кто из них наиболее известен? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3-я группа. Южная Италия и Сицилия.
Вопросы:
Кто завоевал Южную Италию и Сицилию в XI в. и какое королевство там образовал? _______________________________________________
Кому досталось Сицилийское королевство в начале XIII в.? Как он относился к этим землям? _______________________________________________________________
Почему итальянцы были недовольны французами? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое «Сицилийская вечерня»? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В состав каких государств вошли Сицилия и Южная Италия? ______________________________________________________________________________________________________________________________

4-я группа. Реконкиста и образование Испанского королевства.
Вопросы:
Кто завоевал Пиренейский полуостров в начале VIII в.? ____________________________________________________________
Что такое Реконкиста? ______________________________________________________________________________________________________________________________
Какие христианские государства возникли на освобожденных землях от арабов? _______________________________________________________
Какие народы здесь формируются? ______________________________________________________________
Какая страна осталась на Пиренейском полуострове за маврами? ______________________________________________________________
Кто такие «католические короли»? ______________________________________________________________________________________________________________________________
Чем закончилась Реконкиста? ______________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое кортесы? И какова была их роль в Испанском государстве? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

- По истечении 10 минут группы отчитываются о проделанной работе. Одноклассники задают вопросы выступающим и оценивают их отчет. Учитель также оценивает работу групп. Таким образом выводится общая оценка за урок.

Итог урока.

- Класс вместе с учителем делает вывод по изученному материалу.

Домашнее задание: учащиеся получают на дом рекомендации по изучению домашнего параграфа.