Рабочая программа по математике образовательной области «Математика» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами для 9 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2014 г. Утверждаю
Приказ № 200
от «01» сентября 2014 г.
_____________________Л.В.ПлатицынаРабочая программа
по математике
образовательной области «Математика» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами
для 9 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Учитель: Квасова Кристина Витальевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном прогрессе.
Задачи:
развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развивать вычислительную культуру;
развивать пространственные представления и изобразительные умения, развивать логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Нормативные правовые документы:
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №2 для 4-11 классов, реализующей программы общего образования, разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
Устав МБОУ Сосновской СОШ №2
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2,
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
Учебный план;
Годовой календарный учебный график;
Сведения о программе:

Выбор данной программы
обоснован тем, что в действующих учебных пособиях логические понятия не включены или включены частично. Имеется ряд примеров, когда использование логических понятий проведено без всякого обоснования и предварительной теоретической подготовки. Видимо, авторы учебных пособий считают, что неопределяемые и первичные понятия не требуют никакого объяснения(например, использование понятия множества при записи корней управления: подход к решению неравенств, основанный на объединении и пересечённый множеств). Хотелось бы отметить, что изучение логических понятий локально и единовременно не может принести должного результата. Систематическое и разнообразное использование логических понятий, целенаправленное привлечение к ним внимания учащихся - необходимые условия успеха в деле воспитания логической культуры
Информация о внесенных изменениях
нет
Определение места и роли учебного курса
При изучении математического курса среднего звена учащиеся повсеместно сталкиваются с трудностями логического характера, проистекающими из самой сущности математики как науки, из особенностей ее понятий и методов. Зачастую приходиться оперировать понятиями, которые сформированы только на представленческом уровне. При компоновке программы данного курса все эти трудности имелись виду; не уделив им достаточного внимания, едва ли можно рассчитывать на полноценное усвоение курса.
Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, способность предельно уточнять предмет мысли, внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли, помогает избегать структурных ошибок в логической речи.
Методологической основой логики является теория познания (гносеология). Общее о теории познания и изучении логики состоит в том, что и познание, и изучение протекают по общим законам (имеется сходство в структуре и способах деятельности). Логическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является – общее всестороннее знакомство с методами познания действительности. Это включает понимание диалектической взаимосвязи математики, а вместе с ней и логики, и действительности. А так же представление о предмете и методе математики и логики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики и логики для решения научных и прикладных задач. Изучение науки способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества логических и математических рассуждений. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития логической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в каждый багаж каждого культурного человека.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом годовым календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год программа рассчитана на 35 ч в год (1 ч в неделю).
Формы организации образовательного процесса:
Урок, уроки-практикумы, исследовательская деятельность.

Технологии обучения:
технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии коммуникативного общения, информационно-коммуникационные технологии, технология работы с отстающими и одаренными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций:
фронтальная беседа, устная дискуссия, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
Виды и формы контроля:
нет
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
Изучение раздела «Введение в математическую логику» дает возможность учащимся:
Познакомиться со структурой математических утверждений.
Знать основные принципы их построения.
Давать оценку истинности высказываний и предикатов ( множеств истинности)
Уметь выделять вид теорем, создавать требуемый и проводить оценку их существования
Ориентироваться в достаточных и необходимых условиях, самостоятельно анализируя структуру.
Информация об используемом учебнике:
Содержание рабочей программы
1. Введение в математическую логику(6)
Математические утверждения и их структура. Высказывания, Виды высказываний, Высказывательные формы или предикаты, Область определения предиката,
Множество истинности предиката.
Знать
определение высказывания, предиката и их виды
Уметь
отличать предикат от высказывания, утверждения от предложений
Использовать
для нахождения и записи на теоретико-множественном языке структуру, ООП и Т (для предиката)
2. Логические операции (10)
Конъюнкция высказываний. Конъюнкция предикатов. Дизъюнкция высказываний. Дизъюнкция предикатов. Отрицание высказываний. Отрицание предикатов. Построение отрицания сложного высказывания. Импликация высказываний. Импликация предикатов
Несамостоятельность импликаций.
Знать
операции над математическими утверждениями
Уметь
пользоваться таблицами истинности операций
определять истинность полученных после операции утверждений.
Использовать
для выполнения операции над утверждениями и вести грамотную запись на теоретико-множественном языке
3. Законы алгебры логики (4)
Ассоциативность, коммутативность. Дистрибутивность, идемпотентность. Инволюция, действия с абсолютно-истинными (ложными) высказываниями. Законы де Моргана.
Закон двойного отрицания, поглощение.
Знать
основные законы Булевой алгебры
Уметь
пользоваться законами при решении задач по данной теме
Использовать
для строгого подхода к математическому языку.
4. Кванторы. Отношения следования и равносильности. Необходимые и достаточные условия. (9)
Квантор всеобщности. Квантор существования. Квантор существования и единственности. Формальное правило отрицания. Отношение следования. Отношение равносильности. Необходимые условия. Достаточные условия. Необходимость и достаточность условий.
Знать
правила использования кванторов
Уметь
определять вид отношений
Использовать
для выделения необходимых и достаточных условий
5. Строение и виды теорем. (6)
Строение теорем. Виды теорем. Прямая теорема. Обратная теорема. Противоположная теорема. Обратная теорема противоположной теореме.
Знать
логическую классификацию теорем
Уметь
выделять условия сосуществования теорем разных видов
Использовать
для построения теоремы данного вида из заданного вида и оценить ее истинность.
Учебно-тематический план
№ п/пСодержание материала Количество часов
1 Глава1. Введение в математическую логику 6
2 Глава 2. Логические операции 10
3 Глава 3. Законы алгебры логики 4
4 Глава 4. Кванторы. Отношения следования и равносильности.
Необходимые и достаточные условия. 9
5 Глава 5. Строение и виды теорем. 6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Знать/понимать
определение высказывания, предиката и их виды
операции над математическими утверждениями
основные законы Булевой алгебры
правила использования кванторов
логическую классификацию теорем
Уметь
отличать предикат от высказывания, утверждения от предложений
пользоваться таблицами истинности операций
определять истинность полученных после операции утверждений.
пользоваться законами при решении задач по данной теме
определять вид отношений
выделять условия сосуществования теорем разных видов
Использовать
для нахождения и записи на теоретико-множественном языке структуру, ООП и Т (для предиката)
для выполнения операции над утверждениями и вести грамотную запись на теоретико-множественном языке
для строгого подхода к математическому языку.
для выделения необходимых и достаточных условий
для построения теоремы данного вида из заданного вида и оценить ее истинность.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1 . Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев.-М.:Новая школа, 1996г.2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. –М.:РОСТ 1998г.3. Гетманова А.Д. Учебник по логике.-М.:Владос , 1994г.4. Жигулев Л.А. Элементарные логические рассуждения. Л.: ЛГУ, 1988г.5. Иванов Б.А. Логика.-М.: Изд-во БЕК 1996г.6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика.-М., 1995г.7. Курбатов Б.И. Логика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996г.8. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М.: Культура и спорт, ЮНИМ, 1997г.
Приложение к рабочей программе
по математике
образовательной области «Математика» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами
календарно-тематическое планирование
9 класс
календарно - тематическое планирование
Класс: 9
Учитель: Квасова К.В.
Количество часов:
Всего 35 ч; в неделю 1 ч
Плановых контрольных мероприятий: нет
№ п/п урока Тема урока, разделы Количество часов Дата проведения Примечания
по разделу по теме по плану фактическая Введение в математическую логику 6 1/1 Математические утверждения и их структура 1 4.10 2/2 Высказывания 1 11.10 3/3 Виды высказываний 1 18.10 4/4 Высказывательные формы или предикаты. 1 25.10 5/5 Область определения предиката 1 01.11 6/6 Множество истинности предиката. 1 08.11 Логические операции 10 7/1 Конъюнкция высказываний 1 15.11 8/2 Конъюнкция предикатов. 1 22.11 9/3 Дизъюнкция высказываний 1 29.11 10/4 Дизъюнкция предикатов. 1 06.12 11/5 Отрицание высказываний 1 13.12 12/6 Отрицание предикатов 1 20.12 13/7 Построение отрицания сложного высказывания 1 27.12 14/8 Импликация высказываний 1 03.01 15/9 Импликация предикатов 1 10.01 16/10 Несамостоятельность импликаций 1 17.01 Законы алгебры логики 4 17/1 Ассоциативность, коммутативность. 1 24.01 18/2 Дистрибутивность, идемпотентность. 1 31.01 19/3 Инволюция, действия с абсолютно-истинными (ложными) высказываниями 1 07.02 20/4 Законы де Моргана,
закон двойного отрицания, поглощение. 1 14.02 Кванторы. Отношения следования и равносильности.
Необходимые и достаточные условия. 9 21/1 Квантор всеобщности. 1 21.02 22/2 Квантор существования 1 28.02 23/3 Квантор существования и единственности 1 07.03 24/4 Формальное правило отрицания 1 14.03 25/5 Отношение следования. 1 21.03 26/6 Отношение равносильности 1 28.03 27/7 Необходимые условия. 1 05.04 28/8 Достаточные условия 1 12.04 29/9 Необходимость и достаточность условий 1 19.04 Строение и виды теорем. 6 30/1 Строение теорем 1 26.04 31/2 Виды теорем 1 03.05 32/3 Прямая теорема 1 10.05 33/4 Обратная теорема 1 17.05 34/5 Противоположная теорема 1 24.05 35/6 Обратная теорема противоположной теореме 1 31.05