Конспект урока ИЗО Семикаракорская керамика


Конкурсный урок ИЗО в 5 «а» классе по программе Неменского Б.М.
Тема урока – «Семикаракорская керамика».
22.01.2014 год.
Тип урока: комбинированный.
Методы: метод творческого сотрудничества, метод наглядности, проблемно-поисковый метод, метод эмоционального погружения, метод рефлексивного анализа.
Оборудование урока:
для учителя: интерактивная доска;
для учащихся: гуашь, палитры, стаканчики с водой, кисти №3 и №2, заготовки для росписи - лошадки;
визуальный ряд: презентация, видеофрагмент «Семикаракорская керамика», фрагменты семикаракорской росписи.
Цель и задачи:
создать комфортные условия для наблюдения и проникновения, учащихся в мир Семикаракорской керамики, для понимания её значимости в жизни современного человека, её символики, одухотворенности и красоты;
Образовательные:
познакомить с промыслом Донского края - Семикаракорской керамикой.
закрепить у пятиклассников навыки составления и исполнения композиции росписи в цвете;
помочь отработать навыки росписи с помощью кончика кисти красками;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к промыслам России, на примере Семикаракорской керамики;
активизировать процесс и механизм творческого воображения и деятельности учащихся, на примере Семикаракорской керамики;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к народным промыслам России и Донского края, внимательность, наблюдательность, аккуратность в работе.
Последовательность этапов урока.
1. Организация начала урока.
2. Мотивация.
Теоретическая часть:
3. Целеполагание. Вступительное слово учителя. Беседа-дискуссия.
4. Повторение ранее пройденного материала.
Игровой момент.
5. Предоставление новой информации.
6. Новый теоретический продукт.
Практическая часть
7. Новый практический продукт.
Выполнение учащимися индивидуальных заданий.
Анализ выполненных работ.
8. Домашнее задание.
9. Оценивание.
10. Рефлексия.
11. Уборка кабинета.
Ход урока.1. Организационный момент (0,5 мин.) - Я скажу сейчас слова "Доброе утро ..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня, готовы к уроку. - Доброе утро всем девочкам! (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!") - Доброе утро всем мальчикам! - Доброе утро гостям! - Доброе утро всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества.
2. Мотивация (1 мин.)
- Ребята, у вас на партах лежат листочки с вопросом:
- «Что ты ждешь сегодня от урока ИЗО ?».
- Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос.
(Листочки уберите пока в сторону).
3. Целеполагание (2 мин.)Вступительное слово учителя. - Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай!
- Как вы думаете, что сделал из нее древний человек?
(Человек сделал горшок).
- Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались горшки обжигать на огне.
- А для чего? (Для прочности)
- Как с тех пор стали называть обожжённую глиняную посуду?
( Глиняную посуду стали называть керамикой. Это слово произошло от греческого слова «керамик» - что означает глина).- Шли века. И люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду.
- А у вас дома есть керамическая посуда?
- Каждый из вас ежедневно встречается с необыкновенной на вид глиняной посудой. А вы когда-нибудь, задумывались над тем, как ее изготавливают, кто делает эту посуду, какая история у этой посуды? А хотелось бы узнать?
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Предположения детей. (О глиняной посуде, о промысле и т.д.).
4. Повторение пройденного материала (5 мин).
Игровой момент - (Работа с интерактивной доской).
- А как называется очень красивый промысел в России, который изготавливал необычную глиняную посуду? (Гжель). В чем ее особенность?
- Посмотрите на доску, все картинки перепутались, их нужно сгруппировать по промыслам. (Игрушки - Филимоновские, Каргапольские, Дымковские).
(У доски работают три человека).
- А вам ребята, необходимо назвать основные особенности каждого промысла (Форма, Цвет). (Выполняют дети в группах, на своих местах).
- А вот вам еще одно задание: «Собери картинку, назови промысел). (Группа работает у доски, остальные складывают картинки промыслов на столах). У одной группы картинка Семикаракорского промысла, который им не знаком.
5. Предоставление новой информации (1мин.)
- Ребята, а как называется это промысел? Где можно узнать о нем? Что будем делать?
(Предположения детей. Предложение по поводу нахождения информации).«Мозговой штурм».
1. Узнать о промысле через учебник. 2. Из интернета. 3. Рассказ учителя и т.д.
6. Новый теоретический продукт (8 мин.)
- Я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию.
- Кто- нибудь догадался, где возник этот промысел?
(Ответы детей: на Дону).
- Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Назовите тему урока?
( Семикаракорская керамика). - Итак, мы с вами на миг очутились на художественном комбинате «Аксинья», что находится в городе Семикаракорске, Ростовской области.
- В чем особенности этого промысла? (Посуда из белой глины, на белом фоне растительные узоры и сюжеты из казачьей жизни).
- А откуда берется такая красота на посуде? Откуда мастер черпает свое вдохновение? ( Из красоты природы, природы Донского края, краски степи и т.д).
- Какие цвета используют мастера Донской керамики? (Цвета степи, оттенки охры, зелени, голубой цвет, пастельные оттенки других цветов…)
7. Новый практический продукт урока(10 мин.)
- Ну, а сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли мастеров Семикаракорской керамики.
- Ребята, а какой год мы встретили по Китайскому календарю?
(Год лошади).
- Вот сейчас вы будите расписывать талисман года в стиле Семикаракорской керамики, а еще я знаю, что этот год талисман многих из вас.
- Перед вами лежат образцы элементов Семикаракорской росписи.- Давайте вспомним, как мы работаем кистью, когда выполняем роспись?
(Демонстрационный показ учителя у доски).
- Краски нужно смешивать на палитре с белым цветом, что бы получались мягкие оттенки. Помните, какие цвета в Донской степи, такие же должны быть и в вашей росписи. В этом вам помогут образцы Семикаракорской росписи у вас на столах.
(Звучит народная музыка, дети выполняют роспись).
Анализ выполненных работ Замечательно ребята, Постарались от души,
8. Д/З (0,5мин)
Для всех: Закончить роспись талисмана-лошади.
Для любознательных: Найти объяснение словам: Майолика, Фаянс, Фарфор.
9. Оценивание(1 мин.)
- Постарайтесь сейчас оценить свою работу на уроке.
- Помните, что критерии оценивания такие:
1. Я был активным на уроке. 2. Я давал правильные ответы на вопросы учителя. 3. Я активно работал в группе. 4. Я правильно выполнил задания у доски (или на месте). 5. Я запомнил, как называется новый промысел и в чем его особенности.
10. Рефлексия. (1 мин.)
- А сейчас я попрошу посмотреть вас на свой листок, который мы заполняли в начале урока и ответить вас на вопрос, что дал вам сегодня наш урок?
- Что вас удивило на уроке? Больше всего понравилось?
- Что было самым трудным для вас на уроке?
- Какое у вас настроение после урока? (Изобразите).- Молодцы! Всем спасибо за работу.
- На память о нашей встрече я вам хочу оставить талисман этого года, пусть он вас всегда оберегает в школе, а дома вы дорисуете свой.
11. Уборка кабинета.