План урока ИЗО по теме Античная керамика. Декоративная роспись сосуда


Муниципальное общеобразовательное учреждение Крымская средняя
общеобразовательная школа № 5

Изобразительного искусства 7 класс.

Тема урока: « Античная керамика.
Декоративная роспись сосуда».

Разработка учителя высшей квалификационной категории
Болдыревой
Шохакат
Вартересовны.
План открытого урока в 7 классе по изобразительному искусству.
Тема урока: Античная керамика.
Декоративная роспись сосуда.
Тип учебного занятия: Комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа. Интеграция внутренняя и с уроками истории; дифференциация задания, группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики декоративной росписи, на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного.
Цель: приобщение школьников к художественной культуре ознакомление с отличительными чертами искусства Древней Греции, изучение стилей древнегреческой вазописи, особенности чернофигурной и краснофигурной росписи, ознакомление с особенностями росписи мотивов и видов орнамента.
Задачи:
Ознакомление учащихся с видами сосудов античной керамики.
Развитие творческой самостоятельности.
Формирование умений составлять декоративную роспись выбранного сосуда с учетом его формы.
Воспитание эмоционального отклика к произведениям античного искусства.
Оборудование и материалы: информационные материалы к уроку – диск СД. Авторский слайд – фильм, план урока.
Зрительный ряд: иллюстративный материал; учебные таблицы, образцы древнегреческих орнаментов, изображения различных сосудов античной керамики, работы учащихся прошлых лет, рисунки учителя на классной доске.
Музыкальный ряд: греческая музыка «Сиртаки».
Художественный материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра, пастель.
Форма урока:
а) эвристическая беседа
б) дифференцированное творческое задание
в) экспресс – диагностика.
План урока.
№ План. Форма работы. Мин.
1. Дидактический блок 1 Организация и настрой на работу 2
2. Дидактический блок 2 Введение в содержание урока. 5
3. Дидактический блок 3 Теория учебного предмета. 10
4. Дидактический блок 4 Самостоятельная работа. 20
5. Дидактический блок 5 Закрепление полученных знаний. 3
6. Дидактический блок 6 Анализ работ «экспресс-вернисаж» 4
7. Дидактический блок 7 Подведение итогов урока. 1
Структура и ход урока.
Дидактический блок 1.
- приветствие, организация рабочего места
- сообщение темы и цели урока.
Дидактический блок 2.
Введение в содержание урока:
В древней Греции во второй половине 6в. до нашей эры одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных керамических сосудов. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наиболее известными были: кратер, амфора, пелика, гидрия, лекиф ,кальпида, динос.
Вспомним из курса истории, что амфоры предназначались для хранения оливкового масла, вина, и зерна.Ребята, где вы видели древние амфоры? Что вы знаете о музее Танаисе? Да это крупнейший в России археологический музей – заповедник , который располагается на территории нашего Мясниковского района и мы этим должны гордиться (представить материал по Танаису).

Кроме амфор эллины пользовались кратерами - для смешивания вина, гидриями – для воды, лекифами , которые ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем жизненном пути. Великолепные расписные амфоры вручались победителям олимпийских игр.


Дидактический блок 3
Теория учебного предмета.
Сосуды гончары обжигали в печи. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком. Этот стиль называли чернофигурным. Со второй половины 7в. до начало 5в. до нашей эры чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подвергались изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. На вазах кроме орнамента изображались различные сюжеты; охоты, Олимпийских игр, бытовые и исторические сюжеты. Особое место в древнегреческой вазописи занимал орнамент. Многие варианты орнаментов имели символический характер. Например :
морская волна.
Этот орнамент очень часто встречается на фресках на керамике и одежде эллинов. Давайте подумаем почему? Вспомним географию. Греция омывается тремя морями. Какими? Эгейское море с востока. Адриатическое море с запада. И Средиземное море с юга.

лабиринт
крепостная стена
Древнегреческий
орнамент.
Геометрический орнамент




Растительный орнамент



Стили росписи.
Чернофигурный.

Краснофигурный.
Сюжетная роспись.

Объяснение задания на данный урок:
а) выполнить построение рисунка выбранного сосуда или обвести контуры по шаблону.
б) подобрать орнамент для горловины средней части и основания сосуда (обязательный уровень).
в) в центре сосуда выполнить сюжетный рисунок (дополнительный уровень) .
При работе использовать карточки и весь иллюстративный материал на таблицах и доске.
Дидактический блок 4.
Самостоятельная творческая работа – роспись сосуда ( карандаш) .
Ребята представьте, что вы мастера мастерской декоративной росписи и выполняете творческую работу в следующей последовательности.
1.Построение рисунка или обводка по шаблону.
2.Выбор орнамента и разметка его на сосуде (в живописной технике, в технике «граттаж», в технике аппликации из цветной бумаги).
3.Соблюдение ритма орнамента.
4.Выполнить сюжетный рисунок.
Дидактический блок 5.
Закрепление полученных знаний. Рефлексия.
Вопросы для мини викторины:
1.Когда в Греции вазопись стала самой высокоразвитой областью в искусстве?
2.Какие стили вазописи существовали в Греции 5 веке до н. э.
3.Назовите некоторые виды древнегреческих керамических сосудов.
Дидактический блок 6.
Анализ выполненных творческих работ на основе « экспресс – вернисажа».
1.Проводят мастера мастерской декоративной росписи.
- мы любуемся сделанным на уроке.
-мы учимся рассуждать и говорить о своих работах и о работах одноклассников.
-мы сравниваем работы не по мастерству – хорошо или плохо, а по многообразию выражения художественных образов.
Дидактический блок 7.
Подведение итогов урока.
Отметить и поблагодарить активных учеников и тех учеников которые справились с обязательным уровнем и похвалить тех, кто справился с дополнительным уровнем.
Завершение урока.
Дидактический словарь:
Античность – перевод от латинского «древний», история и искусство древней Греции и Рима.
Граттаж – рисунок или картина выполненная техникой царапнья по поверхности пером или другим острым предметом.
Керамика – перевод с греческого глина. Изделия из глины изготовленные гончарами на гончарных станках.