ПРОГРАММА По национально – региональному компоненту «ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

ПРОГРАММА
По национально – региональному компоненту


«ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Авторский коллектив: Асочакова Л.В., Климова В. Д., Колмакова Н. В.,
Кононова О. В., Можевикина М. Ш., Петелина В.К., Привалова Г. И., Сагалакова Л. М., Танбаева Т. П., Чаптыкова Т. С., Чугунекова Р.К.
Ачисова Н. И.


Программа ознакомления дошкольников с культурой хакасов, природой Хакасии, историей в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования. Программа рассчитана на 3 возрастные группы. В ней изложены методы и этапы ознакомления детей с малой родиной Хакасией. Дети обучающиеся по данной программе, получают знания и впечатления на ином качественном уровне и в дальнейшем легко и с интересом учатся в школе.
Рассчитана на педагогов, родителей, студентов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция модернизации российского образования определили постановку новых задач личностно-ориентированного воспитания, формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважение к традициям своего и других народов и экологически грамотного поведения на основе концепции национально-регионального компонента Республики Хакасии.
В республике Хакасия используются современные образовательные программы для дошкольных учреждений: «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, «Детство» под редакцией В.И.Логиновой. Однако существующие базовые программы воспитания, обучения и развития не отражают проблемы национально-регионального компонента Республики Хакасия. Национально-региональный компонент – составная часть содержания образования, отражающая национальное и региональное своеобразие, потребности и интересы народов Хакасии.

Цель создания программы по национально-региональному компоненту – помочь педагогам в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой хакасского народа, создание условий для развития личности ребенка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его национальной культурой и материальной средой в ее многообразии. Красочность восприятия окружающего мира и природы увлекают и будят воображение и чувства ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию и творчеству. Именно в этом возрасте дошкольник начинает осознавать и любить свою родину. Интерес к родному краю, его людям формирует жизнеутверждающее мировоззрение, дает основу созидательной деятельности.

Задачи создания программы: дополнить базовые программы воспитания, обучения и развития национально-региональным компонентом в объеме 15%;
- повысить профессиональный уровень работников ДОУ по НРК;
- использовать в системе исторический и этнографический материал для воспитания у детей патриотизма;
- Формирование доброжелательного отношения детей к представителям других национальностей;
- соблюдать нравственный этикет по отношению к языку, национальным обычаям и традициям хакасского народа;
- учитывать возрастные особенности детей для эффективного использования работы по национально-региональному компоненту.

В работе по НРК мы исходим из следующих основных принципов
- гуманизация образовательного пространства;
-соответствие содержания и форм реализации НРК с возрастными особенностями детей;
- экологичности образовательного процесса по отношению к ребенку;
- визуальности образа (выставки, экскурсии, смотры, праздники);
- сохранение национальных ценностей;
- модификация учебных планов и программ в соответствии с требованиями информационных процессов;
- обеспечение единого информационного пространства для единого образовательного процесса.
(1)

Для своей программы «Хакасия – родная земля» мы использовали следующие приоритеты:
- окружающие изучаемые предметы должны быть национальными;
- использовать все виды фольклора (сказки, песенки, считалки, пословицы, поговорки, тахпах, хороводы);
- отводить место в приобщении детей к народной культуре праздникам и традициям;
- знакомить с орнаментами, чеканками, вышивками хакасов.

Средства обучения.
Следует широко использовать имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения, демонстрационные карточки, раздаточный изобразительный материал, учебные диафильмы, звуковые пособия, литературу.

Учебная программа адресована разным категориям педагогов ДОУ: воспитателям, психологам, музыкальным работникам, инструкторам по физическому воспитанию, заместителям заведующих, заведующим, педагогам дополнительного образования.

Структура программы:
- пояснительная записка;
- учебно-методические рекомендации;
- программное содержание;
- примерное тематическое планирование:
1блок – познавательная деятельность;
2 блок – речевое развитие и художественная литература;
3 блок – художественно-эстетическое развитие;
- приложение.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РКОМЕНДАЦИИ
Для ознакомления детей с традиционной культурой, бытом, природой Хакасии к данной программе составлен тематический план, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Изучение национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждений начинается с раннего возраста. В группах раннего и младшего дошкольного возраста нет специально-организованных занятий, весь процесс ознакомления и воспитания идет в совместной деятельности. Во время прогулок, наблюдений, рассматривания картинок, чтения и рассказывания потешек, колыбельных и т. д. Для среднего, старшего возраста предлагаются темы, которые используются, как дополнение к занятиям по основной программе. Темы примерные, педагог вправе изменить название и содержание занятия. Он может провести самостоятельное занятия по предложенной теме и как часть занятия по основной программе. К темам прилагается литература, которую педагог имеет возможность творчески переработать с учетом возрастных особенностей детей. Такое планирование позволяет решать задачи познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, а также способствует социальному развитию детей.
Основной задачей национально-регионального компонента является воспитание гражданина Республики Хакасия через знакомство детей с бытом, культурой, творчеством, мировоззрением, обычаями, традициями и историей хакасского народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

1 блок: Познавательная деятельность.
Задачи:
- прививать у детей любовь к малой родине
- дать представление о национальных предметах быта;
- познакомить с названиями распространенных растений и животных (2-3вида) данной местности;
- способствовать развитию познавательной активности, обогащать их представление об окружающей среде; воспитывать бережное отношение к природе Хакасии;
к концу года дети должны
- знать названия растений (2-3) вида и животных (2-3) вида;
- уметь различать национальные предметы быта.
Показатели развития:
- проявляют интерес к ближайшему окружению;
- под влиянием взрослого проявляют сочувствие, сопереживание к животным;
- совместно со взрослыми выполняют отдельные исследовательские действия.

2 блок: Речевое развитие и художественная литература.
задачи:
- знакомить с потешками, колыбельными, сказками о животных.
К концу года дети должны
- знать 1-2 потешки; узнавать героев сказок;
- уметь внимательно слушать рассказывание или чтение доступных произведений;
- узнавать знакомые произведения при повторном слушании.
Показатели развития:
- понимают речь, активны в речевом общении с воспитателем и другими детьми. Охотно пересказывают знакомые потешки, сказки при помощи взрослого.

3 блок: Художественно- эстетическое развитие.
задачи:
- приобщать детей к слушанию хакасских мелодий.
К концу года дети должны
- узнавать хакасские мелодии,
- уметь отличать хакасскую музыку от русской народной музыки.
Показатели развития:
- проявляют эмоциональную отзывчивость на характер и настроение музыки;



СРЕДНЯЯ ГРУППА
1 блок: познавательная деятельность.
задачи:
- продолжать знакомство с родным городом (селом), с некоторыми его достопримечательностями;
- знакомство с внешним и внутренним убранством юрты;
- расширять знакомство с деревьями, травянистыми растениями; домашними и дикими животными;
- знакомство с окресностями родного города (села).
К концу года дети должны
- знать название родного города (села)
- название 3-4 деревьев, 1 кустарника, 3-4 травянистых растений, 2-3 птицы, 3-4 диких и домашних животных;
- иметь представление о внешнем виде и внутреннем убранстве юрты.

2 блок: речевое развитие и художественная литература.
Задачи:
- продолжать знакомство с потешками, колыбельными песнями, пословицами, поговорками;
- знакомить со сказками животного и бытового жанра;
- знакомство со стихами Килижекова А.В.
К концу года дети должны
- знать 2-3 хакасские потешки, 2-3 песни, наизусть 1-2 стихотворения;
- уметь отличать хакасские сказки.

3 блок: художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- расширить представление о народной музыке;
- знакомство с элементами хакасского геометрического и растительного орнамента;
- дать представление о наскальных рисунках хакасов
К концу года дети должны
- составлять узоры, используя элементы геометрического и растительного орнамента;
- вслушиваться в музыку, запоминать и узнавать знакомые произведения.
СТАРШАЯ ГРУППА

1 блок: познавательная деятельность.
Задачи:
- расширить представление детей об окружающей действительности;
- знакомство с символикой родного города (района, села), с некоторыми его достопримечательностями;
- развивать интерес к традициям и обычаям хакасского народа;
- расширять знания о растительном и животном мире Хакасии;
- воспитывать у детей чувство любви к своей родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности.
К концу года дети должны
Знать:
- Абакан - столица Хакасии, знать некоторые его
достопримечательности;
- труд людей города и села;
- называть свои ФИО , свою родословную;
- расположение предметов быта в юрте; этикет гостеприимства
хакасского народа;
- называть 1-2 озера, 2-3 реки РХ;
- 1-2 животных, занесенных в «Красную книгу» Хакасии
Уметь:
- различать и называть деревья и кустарники ;
- различать по внешнему виду и называть 4-5 птиц своей местности.
Показатели развития:
- имеют некоторые культурно-исторические представления об истории своей семьи;
- проявляют интерес к родному городу (району, селу), его символике, к традициям и обычаям;
- проявляют интерес к своей культуре и культуре других народов.

2 блок: речевое развитие и художественная литература.
Задачи:
Учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание
литературного текста;
- читать наизусть небольшие стихотворения;
- участвовать в драматизации;
- продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Хакасии;
- развивать выразительность речи;
- воспитывать у детей интерес к хакасской литературе.
К концу года дети должны
Знать:
-3-4 пословицы, 3-4 загадки, 1-2 колыбельные песни;
- стихи Доможакова Н.Г., Кильчичакова М.Е.
Уметь:
- отличать хакасские сказки (волшебные, бытовые, о животных) от сказок других
народов;
- пересказывать небольшие литературные тексты;
- отличать жанры литературных произведений (сказка, потешка, загадка, стихотворение).

Показатели развития:
- называют несколько литературных произведений по выбору;
- выразительно читают небольшие стихотворения;
- проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов; к книгам, иллюстрированных местными художниками.

3 блок: художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография(наскальные рисунки), книжная графика ), средства художественной выразительности;
- развивать художественное восприятие;
- воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
К концу года дети должны
Знать:
- элементы хакасского орнамента;
- узнавать иллюстрации художника-графика Тодыкова В.А.;
- отличать хакасские мелодии на слух.
Уметь:
- украшать изделия хакасским орнаментом;
- отличать наскальные рисунки от схем;
- выполнять элементы народных танцев, передавать ритм музыки.
Показатели развития:
- проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
- используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;
- используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;
- эмоционально откликаются на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1блок: познавательная деятельность.
Задачи:
- углублять представления об окружающей действительности;
- развивать интерес к культуре, обычаям и традициям хакасского народа;
- воспитывать чувство патриотизма, толерантности.
К концу года дети должны
Знать:
-флаг, герб РХ;
- достопримечательности своего города, села;
- 5-6 названий животных и растений;
- основные природные зоны;
- полезные ископаемые;
- 2-3 животных и растения, занесенных в «Красную книгу».
Уметь:
- ориентироваться по карте;
- различать по внешнему виду и называть животных и растения, наиболее распространенных в данной местности.
Иметь представление:
- об исторических памятниках данной местности.
Показатели развития:
- проявляет познавательный интерес к символике РХ, традициям и обычаям хакасов;
- любит животных, проявляет интерес к их жизни;
- делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи.

2 блок: речевое развитие и художественная литература.
Задачи:
- расширить и уточнить знания об окружающем;
- продолжать знакомство с творчеством писателей и поэтов Хакасии;
- продолжать знакомство с устным народным творчеством, обогащая и активизируя словарь детей;
- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
К концу года дети должны
Знать:
- 2-3 сказки, пословицы, поговорки, считалки, загадки;
- творчество писателей и поэтов;
Уметь:
- различать русские и хакасские сказки по содержанию;
- уметь различать друг от друга пословицы, поговорки, загадки, потешки,
считалки;
- драматизировать небольшие произведения.
Показатели развития:
- проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов;
- эмоционально воспроизводят по собственному выбору небольшое стихотворение, потешку, отрывок из текста;
- называют несколько литературных произведений, которые им нравятся, называют авторов.



3 блок: художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства;
- продолжать знакомство с народно-прикладным искусством;
- учить слушать музыку и эмоционально откликаться на нее;
- развивать способности к изобразительной деятельности; воображение, творчество;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
К концу года дети должны
Знать:
- элементы хакасского орнамента;
- хакасские народные игры;
- творчество композитора и художника.
Уметь:
-украшать изделия хакасским орнаментом, украшать пого, чеканить на
фольге;
- различать народные музыкальные инструменты хакасов(чатхан,
хомыс);
- выполнять элементы народных танцев.
Показатели развития:
- проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
- самостоятельно создает индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
- эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно высказывается о ней;
- владеет определенным объемом танцевальных движений;
охотно играет в народные игры.

КРИТЕРИИ МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- воспитывать у детей любовь к малой родине (городу, селу);
- знакомить с предметами быта;
- знакомить с названиями двух распространенных животных;
- знакомить с названием двух распространенных деревьев и двух травянистых растений.

К концу года дети должны
- уметь различать национальные предметы ближайшего окружения;
- знать названия двух деревьев, двух травянистых растений;
- знать названия двух распространенных животных данной местности.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

- знакомить с потешками, поговорками;
- знакомить со сказками про животных.

К концу года дети должны
- знать 1-2 хакасские потешки;
- узнавать хакасские народные сказки.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- знакомить с элементами музыкальных произведений, элементами танцевальных движений;
- знакомить с элементами хакасского геометрического орнамента.

К концу года дети должны
- узнавать хакасские мелодии;
- выполнять 1-2 элементарных движения;
- узнавать хакасский геометрический орнамент.

КРИТЕРИИ СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПОЗНВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- продолжать знакомство с родным городом (селом), его достопримечательностями;
- расширить представления о внешнем виде и внутреннем убранстве юрты;
- продолжать знакомство с деревьями и травянистыми растениями ближайшего окружения;
- продолжать знакомство с домашними и дикими животными;
- знакомство с крупными реками.

К концу года дети должны
- знать название родного города (села);
- иметь представление о внешнем виде и внутреннее убранстве юрты;
- знать название 3-4 деревьев, 1 кустарника, 3-4 травянистых растений;
- узнавать по голосам 2-3 птицы;
- знать название крупных рек Хакасии.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

- продолжать знакомство с потешками, пословицами, загадками, считалками, колыбельными песнями хакасского народа;
- знакомство со сказками животного и бытового жанра;
- знакомство с творчеством поэтов Доможакова Н. Г. И Кильчичакова М. Е.

К концу года дети должны
- знать 2-3 хакасские потешки, 2-3 пословицы, 2 считалки, 1 колыбельную песню;
- знать 1-2 хакасские сказки животного жанрв;
- читать наизусть стихи Доможакова Н.Г., Кильчичакова М.Е.;
- уметь разгадывать хакасские загадки.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧСКОЕ РАЗВИТИЕ

- продолжать знакомство с элементами музыкальных произведений (песня, тахпах);
- Продолжать знакомство с элементами танцевальных движений;
- продолжать знакомство с элементами хакасского геометрического и растительного орнамента;
- знакомить с наскальными рисунками хакасов.

К концу года дети должны
- различать песни и тахпахи;
- уметь выполнять элементы хакасских танцевальных движений;
- уметь различать геометрический и растительный орнаменты;
- узнавать наскальные рисунки.





КРИТЕРИИ СТАРШАЯ ГРУППА

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- знакомство со столицей республики Хакасия – г. Абаканом, его достопримечательностями;
- знакомство с промыслами древних людей;
- знакомство с родословной (я, мои родители, мои бабушка и дедушка);
- знакомство с картой республики Хакасия
- продолжать знакомство с внутренним убранством юрты;
-знакомство с национальной кухни;
- знакомство с этикетом гостеприимства;
- продолжать знакомство с реками Хакасии;
- знакомство с целебными озерами республики Хакасии;
-знакомство с животными, занесенными в «Красную книгу».
К концу года дети должны
- называть столицу РХ и некоторые ее достопримечательности;
- знать виды занятий древних людей (охота, земледелие, рыболовство, скотоводство), проживавших на территории РХ;
- называть свои ФИО, знать свою родословную (родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя);
- иметь представление о карте РХ;
- знать расположение предметов быта в юрте;
- знать этикет гостеприимств хакасского народа;
- называть 1-2 целебных озера, 2-3 реки РХ;
- знать 1-2 животных, занесенных в «Красную книгу».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- продолжать знакомство с пословицами, загадками, считалками, колыбельными песнями, тахпахами;
- знакомство с хакасскими народными сказками волшебного жанра;
- продолжать знакомство с творчеством поэтов Доможакова Н.Г. и Кильчичакова М.Е.;
- знакомство с творчеством хакасского поэта В. Майнашева.

К концу года дети должны
- знать 3-4 пословицы, 3-4 загадки, 3 считалки, 2 колыбельных песни, тахпах;
- уметь отличать волшебные сказки от сказок бытового и животного жанра;
- знать стихотворения Доможакова Н.Г. и Кильчичакова М.Е.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- продолжать знакомство с орнаментом хакасов;
- знакомство с книжной графикой художника В.А. Тодыкова;
- продолжать знакомство с наскальными рисунками, познакомить с пиктографией;
- знакомство с народными играми;
- продолжать знакомство с элементами народных танцев;
- продолжать знакомство с народной мелодией хакасов.
К концу года дети должны
- уметь украшать изделия хакасским орнаментом;
- знать художника-графика В.А. Тодыкова, узнавать его иллюстрации;
- уметь отличать наскальные рисунки от схем;
- знать хакасские народные игры;
- выполнять элементы народных танцев, узнавать хакасские мелодии на слух.
КРИТЕРИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- знакомство с символикой Хакасии: гербом, флагом РХ; гербом родного города;
- углубить знания о родном городе, селе;
- дать детям представления о труде людей городской и сельской местности;
- знакомство с обычаями и традициями хакасов
- продолжить знакомство с картой РХ;
- закреплять и расширять представления о растительном мире ближайшего природного окружения;
- закреплять представления детей о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях;
- знакомство с основными зонами: степи, смешанные леса, тайга, горы;
- знакомство с полезными ископаемыми: каменный уголь, железная руда и т. д.;
- знакомство с заповедником «Хакасский»;
- знакомство с древними и современными памятниками культуры.

К концу года дети должны
- знать флаг, герб РХ;
- знать достопримечательности своего города, села;
- иметь представления о труде людей в городской и сельской местности;
- уметь ориентироваться по карте;
- уметь различать по внешнему виду и называть животных и растения, наиболее распространенных в данной местности;
- знать правила поведения в природе;
- знать основные зоны Хакасии;
- иметь представления о полезных ископаемых;
- иметь представления;
- знать 2-3 животных и растения, занесенных в «Красную книгу»;
- иметь представление об исторических памятниках данной местности.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ЖУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

- продолжить знакомство со сказками (бытовыми, волшебными, о животных), пословицами, считалками, тахпахами, колыбельными;
- знакомство с легендами и мифами хакасов;
- знакомство с творчеством писателей и поэтов.

К концу года дети должны
- уметь различать русские и хакасские сказки по содержанию; пересказ сказок;
- знать писателей и поэтов Хакасии;
- уметь различать друг от друга пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки;
- уметь загадывать загадки;
- драматизировать небольшие произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- расширить и углубить знания о хакасском орнаменте, о национальной вышивке, украшениях;
- продолжать знакомство с народными промыслами;
- знакомство с творчеством художника-живописца А.А. Топоева;
- расширить знания о народных музыкальных инструментах: чатхане, хомысе;

СРЕДНЯЯ ГРУППА



ТЕМЫ ЗАНЯТИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

1.
«Милости просим, гости дорогое!»
Первое посещение детьми юрты. Знакомство с ее хозяйкой.
К.М. Потачаков «Очерки материальной культуры хакасов», с. 12

2.
«Спи, усни, мой малыш».
Знакомство с «орай» (колыбелькой) и колыбельной песней Е.Тыгдымаевой «Колыбельная»
А.Н. Балгазина «Моя Хакасия», с. 55 В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов», с. 136

3.
«Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».
Знакомство с пословицами и поговорками хакасов о человеке.
«Пословицы и поговорки хакасского народа»

4.
«Сказка о том, как спина Бурундука стала полосатой».
Знакомство со сказкой М Кильчичакова «Сказка о том, как спина Бурундука стала полосатой»
А.Н. Балгазина «Моя Хакасия», с. 121

5.
«Почему Абакан назвали Абаканом?»
Рассказывание легенды о названии реки Абакан и о названии города Абакана.
В. Торосов «Абакан», с. 12-13

6.
«Медведь, волк, лиса -обитатели тайги».
Знакомство с детским поэтом А.В. Килижековым и его стихами «Лиса», «Волк», «Медведь». Заучивание стих-я «Лиса».
А.Н. Балгазина «Моя Хакасия», с. 41-42

7.
«Что есть внутри юрты?»
Знакомство с предметами внутри юрты.
В.Л-Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов», с. 34 -
37

8.
«Оденем куклу Карину на прогулку».
Дли «Оденем куклу». Знакомство с хакасской национальной одеждой
К.М. Потачаков»Очерки материальной культуры хакасов», с. 59-85

9.
«Таежный хоровод»
Д/и «Назови дерево». Познакомить с деревьями (береза, сосна, тополь, ель).
Кн. «Таежный хоровод»

10.
«Марал и медведь живут в тайге».
Знакомство с животными (марал, медведь). Чтение рассказа «Марал и медведь».
С.Н. Сулгреков «Родная Хакасия», с. 67

11.
«Кого кормит ель».
Беседа по учебной картине «Кто живет под елью».
копилка

12.
«Хоор - хоор»
Заучивание игры «Хоор - хоор» на манер «Сорока - ворона».
Журнал «Сорока-белобока» .
№2 с, 3

13.
«В гости к древнему человеку».
Занимательная беседа с показом иллюстраций. Подвижная игра «Оба».
«Живая старина» составитель В.Ф.Буров

14.
«Хозяйкины помощницы».
Знакомство детей с предметами обихода.
К.М.Потачаков «Очерки материальной культуры хакасов», с. 27-30

15.
«Тик-так, тик-так стучат часы».
Заучивание стихотворения М. Кильчичакова «Будильник» в переводе Г. Сысолятина.
А.Н. Балгазина «Моя Хакасия», с. 13

средняя группа

ТЕМА ЗАНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

16.
«Волшебный поясок».
Познакомить детей с геометрическим орнаментом хакасов. Украсить поясок узором.
И.К.Кидиекова «Орнамент хакасов»

17.

Загадывание загадок хакасского народа о животных.
Журнал «Сорока-белобока» №1

18.
«До свидания, юрта».
Д/и «Чудесный мешочек» Прощание с хозяйкой до осени.













































СТАРШАЯ ГРУППА


ТЕМА ЗАНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

1.
«Уртюн тайн» (богатство осени)
Беседа об осени. Народные приметы, пословицы, песни об осени. Загадывание загадок.
В.Я. Бутанаев. «Народные праздники Хакасии» В.Таторова «Ради жизни вечной»

2.
«Абакан - столица Хакасии».
Знакомство со столицей Хакасии городом Абаканом. Герб, флаг города.
В. Торосов «Абакан»

3.
«Здравствуй юрта».
Беседа о юрте. Продолжить знакомить детей с внутренним убранством юрты (женская половина, мужская).
КМ-Потачаков «Материальная культура хакасов», с. 27-30

4.
«Дорогому гостю почетное место».
Рассказ об этикете, гостеприимстве хакасов. Д/и «Угостим куклу Карину».


5.
«Коль зло делаешь - добра не жди».
Знакомство со сказкой «Волшебное озеро».
Журнал «Сорока-белобока» №2

6.
«Озеро здоровья».
Рассказ о целебных озерах Хакасии: Шира, Ханкуль.
В. Торосов «Абакан»

7.
«Шестьдесят небылиц»
Знакомство со сказкой «Шестьдесят небылиц». Д/и «Придумай небылицу».
АНБалгазина «Моя Хакасия», С. 99

8.
«Если ты приедешь в наши дали».
Знакомство с географическим положением Хакасии. Карта республики. Разучивание стих-я Н.Г. Доможакова «Если ты приедешь в наши дали...»
Карта Хакасии. С.Н. Султреков «Родная Хакасия», с. 4-6. Н.Г. Доможаков стих-е «Если ты приедешь в наши дали...» АНБалгазина «Моя Хакасия» с.б

9.
«Путешествие в прошлое»
Беседа о промыслах древних людей (охота, рыболовство, земледелие). Разучивание стих-я НГДоможакова «Юный охотник».
А.Н.Балгазина «Моя Хакасия», с. 40


10.
«Таринино платье»
Раскрашивание платья. Украшение растительным орнаментом обшлага, подол, надплечники
И.К. Кидиекова «Орнамент хакасов». В.Я.Бутанаев «Традиц-я культура и быт хакасов»

11.
«Я и моя семья»
Беседа о родственных отношениях. Изготовление альбома «Я и мои корни».


12.
«Волшебный мир карандаша».
Знакомство с художником - книжным графиком В.А Тодьжовым. Иллюстрировать стих-е «Плач зайчика» В. Майнашева.
А.Н.Балгазина «Моя Хакасия», с. 73 Журнал «Сорока-белобока» №2, с. 93

13.
«Что рисовали древние охотники».
Узнавание знакомых рисунков. Рассказ о науке пиктография. Д/и «Прочитай письмо древнего человека»
«Народные рисунки хакасов». Л.Р-Кызлаеов «Древняя и средневековая история Южной Сибири.

14.
«Попьем чайку»
Знакомство с гончарным делом. Лепка чашек.

















ТЕМА ЗАНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА



15. «Дикие животные»




Рассказ о животных, занесенных в «Красную книгу» (снежный барс, красный волк, манул). Д/и «Назови животное»

«Красная книга Красноярского края»




16. «И реки малые повел ты за собой».



Беседа о могучих реках Хакасии:
Енисее и Абакане. Разучивание стих-я
Н.Г. Доможакова «Речка»


«Литература Хакасии» 5-9 кл. с. 119
В. Торосов «Абакан»


17. «И словно оживают жарки на рукавицах».



Узнавание растительного орнамента.
Украшение рукавицы растительным орнаментом.


И.К. Кидиекова «Орнамент хакасов»




18. «Айран – напиток жизни»




Знакомство с национальной кухней.
Заучивание отрывка из стих-я
М. Кильчичакова «Айран»


М.Кильчичаков «Ожившие камни»




19. «Согыр – агас» («Пестрая палочка»)







Рассказ о народных играх. Знакомство с игрой «Пестрая палочка»














Журнал «Сорока-белобока»,
С.4
В.Я.Бутанаев, А.А. Верник
«Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии»



















в *()_+*?с животными, занесенымиакасииранством юрты;шка и дедушка);стительного орнамента;
щшшошо -









ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

1.
«Символика Республики Хакасии».
Знакомство с гербом, флагом, гимном. Д/и «Узнай свой флаг».


2.
«Города Хакасии»
Рассказ о городах Хакасии, чем они славятся. Художественное слово.
В.Торосов «Абакан».

3.
«Чем богата Хакасия».
Знакомство с полезными ископаемыми: каменный уголь, железная руда, золото, мрамор и т. д. Свойства и применение. Опыт: сравнить песок и глину.
С.Н. Султреков «Родная Хакасия», с. 11-17

4.
«Заповедники Хакасии».
Знакомство с заповедником «Хакасский». Охрана природы.
Прокофьев «Природа Хакасии», буклет Государственный природный заповедник «Хакасский».

5.
«Красная книга».
Беседа об исчезающих по вине человека растений и животных, занесенных в Красную книгу.
«Красная книга Хакасии» «Красная книга красноярского края».

6.
«Край лесов, степей и гор».
Знакомство с основными зонами: степи, смешанные леса, тайга, горы. Д/и «Кто где живет». Расселение животных по природным зонам, образ жизни и питание.
Прокофьев «Природа Хакасии», с. 84-93

7.
«Кто живет в воде?»
Узнавание обитателей водоемов. Сказка «Лягушка и журавль».
АН. Балгазина «Моя Хакасия», С. 14

8.
«Кедр - зеленое золото Хакасии».
Беседа о кедре, его пользе и назначении. Кого кормит кедр. Сказка «Белка и кедровка»
Л.Катаева, М. Капсаргина «Таежный хоровод». А.Н Балгазина «Моя Хакасия», с. 65

9.
«Экскурсия в музей».
Знакомство детей с курганами, менгирами, «Оленьи камни», личины.


10.
«Человек без родины, что соловей без песни».
Беседа о прошлом родного края, о героях-земляках (Катя Перекрещенко).


11.
«Старших почитай, младших оберегай».
Знакомство с пословицами о добре, трудолюбии, дружбе.


12.
«Птенец Турпана».
Чтение сказки «Птенец Турпана» Знакомство с топонимическими названиями.
«Хакасские народные сказки» с. 59

13.
«Пою Хакасию мою».
Знакомство с творчеством хакасских поэтов Н.Г. Доможаковым, М.Е. Кильчичаковой
А.Н. Балгазина «Моя Хакасия» С. 38-39

14.
«Почему меня так зовут?»
Знакомство с хакасскими именами. Д/и «Что Тарине? Что Кариму?»




13 EMBED Word.Document.8 \s 1415



 "N
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·З Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315