Рабочая программа во внеурочной деятельности Улусчу ужурлар 5 класс


Пояснительная записка
Данная образовательная программа была составлена на основе программ «Улусчуужурлар» (1995г.) А.К.Ооржака, С.Б Оюна «Тыва ужур-чанчылдар» для 5-9 кл. (2003).
Народная педагогика для современных национальных школ занимает центральное место в воспитании подрастающего поколения, и является неотъемлемой частью в системе образования. Народные традиции, обряды, занимая центральное место в народной педагогике, обогащают духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Идеи народной педагогики, её богатый жизненный опыт и методы передаются в семейное воспитание и распространяются.
Главное направление данной программы направлено для достижения следующих целей:
Представить возможности всегда и везде достойно проявить себя и высказывать своё отношение к окружающему миру;
Научить детей соблюдать этикет и народные традиции;
Развивать в детях уважительное отношение к взрослым и детям, помогать им по мере возможности, прививать в них чувства сочувствия толерантность;
Познакомить учащихся с народными традициями, праздниками разных наций, в том числе России и Тувы.
Воспитывать учащихся быть дружелюбными, уважать своих близких и друзей .Воспитание патриота своей страны.Воспитание любви к России, и Малой родине, к её красоте животному и растительному миру бережное отношение к ним.
Общая характеристика курса:
На уроках народной педагогики обучение и воспитание должны быть тесно связаны . Изучая курс народной педагогики должны получить их значения осознать их усваивая теоретические знания, учащиеся должны развивать родную речь.
В данной рабочей программе указана и то, какие цели должны достичь учащиеся, её содержание и место в рабочем итоге, к каким результатам и выводам они могут прийти.
Место курса «Улусчу ужурлар» в учебном плане
Программа и адресована учащимся 5 класса и рассчитана на 32 часа в год.
Периодичность занятий - 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В результате работы по данной программе формируются:
Личностные результаты:
-Система ценностных отношений к себе, привитие умения заниматься творческой деятельностью;
-ценить жизнь как «наивысший дар от природы», подчиняться её законам, беречь её и совершенствовать;
-учащийся должен знать, что он сын (дочь) определенного племени (рода), продолжатель прекрасных традиций и обычаев своего рода;
- осознать, что человек является представителем какого-то народа, быть носителем его обычаев и традиций , распространяя мир и дружбу между народами, уважать культуру и религию других, быть терпимым;
- быть толерантным, вести здоровый образ жизни, быть примером для других;
- любить родину, свой народ, свой родной язык, беречь народные обычаи и традиции;
- осознавать, что является сыном (дочери) Тувы, признаваться в любви к ней;
- знать систему девяти заповедей : человек – дитя природы, семья, культура, родной язык,
Окружающий мир, труд, образование, родина – основа всего, что есть в человеке, это самое святое, его судьба и здоровье священы.
Метапредметные результаты
-умение добывать знания, освоение их разными способами деятельности, применимых как в рамках образованного процесса, так и при решении проблем о реальных жизненных ситуациях;
-умение добывать нужный материал, анализировать, использовать;
-составить текст, определить тему и идею;
- уметь планировать,анализировать, определять, систематизировать свои дела найти отличительные черты программы;
-общаться с разными людьми;
-свободно излагать свои мысли;
-быть ответственным в коллективной работе;
-уметь пользоваться родным языком совершенствовать его ;-уметь привести в систему изученное;
-уметь находить творческие методы для решения проблемных вопросов;
-Использование знаний родного языка при изучении других языков;
- соблюдать культуру речи при общении;
-уметь находить нужные материалы с книг, интернет-ресурсов, энциклопедий ,с помощью читальных залов, библиотек, карточек.
Предметные результаты:
-привить умение правописания и постановки знаков препинания;
-пользуясь теоретическими знаниями, научить составлять устные и письменные работы, соответствующие к требованиям учебной программы;
-привить к применению норм литературно языке обогащать их словарный запас и -совершенствовать культуру речи;
-воспитывать чувство патриотизма и интернационализма;
-научить пользоваться книгой и другой дополнительной литературой;
- совершенствовать правильное осознанное и выразительное чтение;
-пользоваться материалами уроков народной педагогики в воспитании учащихся в духовно- нравственном, трудовом и эстетическом отношении;
Используемая литература:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
Знание тувинских традиций связанных с этикетом.
Уважительное отношение родителям.
Учитывая возрастные особенности, уважать людей: во время общения соблюдать культуру речи.
Проявить себя достойно во всех обстоятельствах.
Соблюдать нормы мальчишек и девочек.
Соблюдать этикет в гостях;
Соблюдать правила гостеприимства;
Правильно использовать мимики и жесты во время общения.
l-ги чартык чыл№ Темалары(Раздел,тема) Шагы (кол-во часов)
Х\ннери(дни) Кол утказы(основное содержание)
план факт 1 Киирилдекичээл. Улусчуужурлар, ча¸чылдардепчул? 1 Ча¸чылдээргечонну¸ угаан-медерелиндебыжыгыпдоктаайберген, ч\с-ч\счылдардасалгалдан-салгалчедамчып, сагыттыныпчоруурулусчукультураны¸ чарылбаскезии.
2 Беседа: «Ооладалыг, омак с==к чурттуг» 1 Улусчуужурларкижини¸ баштайгыбазымнарынга - компас, амыдыралчысагылгаларынга, этиктиг, эстетиктигк=р\ж\нгесыыгавасдамыракдег, эгээртинмескурлавырлыг. Олдугайынтываулусту¸ «Кижи чурттуг, куш уялыг», «Ада с=з\нажырыпболбас, иес=з\нижипболбас» деп\легердомактарыбадыткаптурар.
3 +г-чурттаароран-сава1 К=шк\намыдыралдыгчонга, =г-ча¸чыл-сагылгаларны¸ т=в\ болур. Кижини¸ угаан-медерелини¸ хевирлээшкини, даштыкыоран-делегейдугайындабилиишкини-даа э¸ баштай=гденэгелээр. Кижи эртечажында== депчул, =дээдепч\л, кодан-хонажыдепч\лдээрзинугаапбилипалгансоонда, оондараазындаарбан, сумузун, кожуунун, чуртунбаштайды¸нап, а =з\п-доругуп ора караа-биле к=р\п, сеткилингед\й\п, медерепбилир.
4 Аалчекирерёзулал1 Аалчекирерини¸ ёзулалдарыны¸ дугайында беседа. «Аалгакиргенкижиаякэрииыызырар, аргакиргенкижисаатдайнаар».
5 Мендиёзулалы1 Менди, чолукшулдеп ч\л дээрзингетайылбыр.
6 Олутчазаарёзулал1 Музейгекичээл. +гн\¸ макединажыглаптургашэрттирер.
7 Ада т=рели алдын,
Иет=релим=нг\н. 1 Адазыны¸ чоокулузун база авазыны¸ чоокулустарынх\нд\лепадаарс=стерниуругларгабилиндирер.
8 Улусту¸ аасчогаалы-тывамаадырлыгтоолдар. 1 Чонну¸ аасчогаалы-ча¸чыл-ёзулалдарны¸ шыгжамыры.Тывамаадырлыгтоолдардахнд\ткелёзулалынк=рг\скени, тоолмаадырларыны¸ кижизиг бот-шынарлары. Эр кижини¸ т=лептиинтоолдардак=рг\скени.
9 Тыва улусту¸ тывызыктары\легердомактары1 +г, тываэдилелдер, тывааъш-чем, диригамытаннардугайындатывызыктар. Тывызыктарнытыварыны¸ д\р\м\.
10 Д\ргенчугаа, узунтыныш. 1 Б=л\ктергечарлыпалгашажылдаар. Оюн «Кымдургенил?»
11 Тыва улусту¸ кожамыкта-ры1 Кожамыктарны тема аайы-биле ырлап==ренири.
12 Практиктигкичээл «Чеченменде,чечекчерде». Кичээл-м==рей. 1 Оюннут\¸нээр. +=ренипэрткенч\\лдеринкайы-хиребилиринхынаар.
13 Билигхыналдазы-тестирование. 1 Тестини¸ айтырыгларынгахарыылаар.
ll-ги чартык чыл1 Шагаа-тыва чонну¸ Чаа чылды уткуур байырлалы. 1 «Шагаа» дугайында беседа.
2 Тыва национал оюннар. 1 Тыва оюннар уругларны¸угаангыр-сагынгыр чоруун оттурар,аваангыр-кашпагай болурунга,кичээнгейлиг болурунга кижизидер. «Аскак-кадай» деп оюнну ойнап ==ренир, салаа бажынга оюннар.
3 Тыва национал идик-хеп, каасталгалары.
Музейге кичээл. 1 Тыва тоннар: чайгы,кышкы,часкы…кылган материалы. Тыва б=рт, идик. Ч\ге идикти¸ бажы ойтагарыл? Кандыг каасталгалар турганыл, амгы\еде?
4 Тыва аъш-чем1 Аттары, с\ттен, эъттен кылган национал чемнер. Х\нд\лел чемнери.Тараадан кылган чемнер.
5 Практиктиг кичээл.
С\ттен чемнерни кылыры.
1 +=реникчи б\р\з\ боду бир-ле тыва чемни кылырын эштеринге к=рг\зер.
6 Тос ч\з\н малывыс. Аът-тыва кижини¸ чарылбас=¸н\\. 1 Тос ч\з\н малын таныдып билиндирери. Тыва кижини¸ аътка хамаарылгазыны¸ дугайында беседа.
7 Музейге кичээл. Аъттын дериг-херексели1 Аъттын дериг-херекселин шуптузун танып өөренири.
8 Музейге кичээл. Ыяштан болгаш демирден кылган херекселдер. 1 Ыяштан кылган болгаш демирден кылган дериг-херекселдер.
9 Музейге кичээл.
Тыва чоннун эдилели-аптара.
1 Аптараны чуден кылыры, угулзалар, ажыктыы.
10 Агаар-бойдускахамаарышканоштугдемдектер. 1 Агаар–бойдускаболурчуулдернибашбурунгаарбилипкаарынгабелеткел.
11 Тестилигбилигхыналдазы1 Тестининайтырыгларынгахарыылаар12 Диригамытаннаргахамаарышканоштугдемдектер. 1 Тыва кижибурузунде мал-маган бар ынчангашоларныкөрүптургашэскериглернитыпаарарганычедипалыр.
13 Даштарбискехөйнүсөглээр. 1 14 Өгиштининэдилелдаштары, эдилел-каасталгадаштары. 1 Эдилелдерниуругларгакөргүзери, боттарынгатыптырары.
15 Практиктигкичээл. Эдилелдаштарынгадыннадыгларныхынаары. 1 Бот-тускайланажылдапбилирингекижизидери.
16 Хуулгаазынкуштарым1 Тывада бар куштарнытаныпөөренири.
17 Практиктигкичээл. Чурук-биле ажыл.
Өгнүнтургузуу. 1 Өгнүнбүгү-летургузууншээжи-биле билири.
18 Тестилигбилигхыналдазы1 Тестининайтырыгларынгахарыылаар