Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников


Михина Виктория Александровна
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №12»
Организация проектно – исследовательской деятельности
младших школьников
«Все начинается с детства...» Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Задача учителя начальных классов научить ребенка деятельности. Чем сегодняшняя школа не похожа на вчерашнюю? Сегодня ученик должен быть самостоятельным, познающим, умеющим жить среди людей. На сегодняшний день неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является проектно – исследовательская деятельность. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Передо мной встали актуальные вопросы:
- Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?
- Как развить способность искать новое?
Несколько лет назад я прошла обучение на проблемном семинаре по теме «Школа учителя – исследователя». Участие в семинаре, полученные новые знания еще более утвердили мое желание и необходимость заняться изучением темы «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников».
Значение проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании творческой, самостоятельной личности; потребности современной школы в развитии умений исследовательской деятельности школьников.
При правильной организации проектно - исследовательской деятельности повышается познавательный интерес учащихся к учебной и творческой деятельности, повышается их интеллектуальное развитие.
Основной целью организации проектно - исследовательской деятельности является формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
В соответствии с поставленной целью я определила следующие задачи:
-изучить материалы научно-методической литературы;
-выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;
-апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности;
Новизна: индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской и проектной деятельности. В качестве основных достоинств проектно-исследовательского метода я выделяю следующие его особенности:
• высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
• приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности я использую рекомендованную А.И. Савенковым (Александр Ильич – профессор кафедры психологии развития МПГУ) систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся (по методике Савенкова) включает три относительно самостоятельных подпрограммы: «Тренинг»,
« Исследовательская практика», «Мониторинг».
Подпрограмма «Тренинг»:
- специальные занятия по приобретению учащимися знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
В ходе тренинга учащиеся учились:
- видеть проблемы в ситуции (например: Читаю детям неоконченный рассказ «В 4 классе Эпидемия, просто все играют в космических пришельцев…)
- ставить вопросы; (например: о чем хотели бы спросить домашние животные, если бы умели говорить?
- выдвигать гипотезы: Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)».
- классифицировать;
- наблюдать (например: ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Потом рисуем изученную вещь по памяти);
- проводить эксперименты: важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. - анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения;
- структуировать материал;
-готовить тексты собственных докладов: учимся ориентироваться в словаре, находить в тексте ключевые слова, работать с компьютером;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
По мнению А.И. Савенкова существуют правила выбора темы исследования:
тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Вместе с детьми мы составляем план - график исследования, определяем временные рамки, этапы выполнения.
Я считаю, что целесообразно в процессе работы над проектом или исследованием проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, встречи с интересными людьми.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита проектов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Защита и презентация работ становится праздником для школьников. Дети выступают на уровне класса, школы. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в районной научно-практической конференции «Юность Виледи»
Я работаю по программе «Школа России», хочу отметить, что программа предполагает организацию на уроках и во внеурочное время проектно –исследовательской деятельности.
На уроке окружающего мира в 1 классе дети проводят исследование, изучая тему «Живая и неживая природа». Рассматривая рисунок в учебнике, первоклашки непроизвольно выбирают предмет исследования – дерево, так как возник вопрос: «Дерево – это объект живой или неживой природы?» Это первое предметное микроисследование.
Результаты:
Применение проектно – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволило вовлечь каждого ребенка в активную учебную деятельность:
1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
3) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
4) школьники начали активно участвовать в творческой проектно–исследовательской деятельности.
Год Предмет Уровень Участник,
место
2009 «История возникновения названия деревень Вилегодского поселения» Муниципальный
Конференция «Юность Виледи» Диплом 2 степени
2011 «Из истории Богоявленской церкви» Муниципальный конференция «Юность Виледи» Диплом участника, победитель в номинации Золотые купола»
2013 «Моя родословная» Муниципальный
Конференция «Юность Виледи» Диплом 1 степени
Проекты на уроках:
- Книжки – малышки
- проект «Бабочки»
- проект «Солнечная система»
- проект «Конфетные фантики»
- проект « Моя малая родина»
- проект «Моя семья»
При правильной организации проектно - исследовательская деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого развития.
Этот вывод подтверждают и хорошие показатели участия детей в олимпиадах различного уровня.
Год Предмет Уровень Участник,
место
2013 год
Русский язык муниципальный Тропникова А.,
1 место
Литературное чтение муниципальный Тропникова А.
1 место
Окружающий мир муниципальный Ипатова Е., 1 место
Рудометов Д.,
3 место
Математика муниципальный Ипатова Е., 3место
Рудометов Д.
2 место
Литературное чтение региональный Тропникова А.
1 место
2014 год Русский язык муниципальный Пахтусов И., 2 место
Математика муниципальный Харитонова С.,
3 место
Результативность этого этапа деятельности является для меня диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия