ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Познавательное отношение ребенка к окружающему миру появляется в раннем детстве. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира, которая выступает движущей силой психического развития ребенка. А главной силой, побуждающей ребенка к познанию, является выражение единства интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции, переживания, связанные с познанием открытием мира
Развитие информационных технологий предъявляет новые требования к внутренним средствам деятельности человека (его познавательной сфере, эмоционально-волевой мотивации, способностям и пр.), но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает естественного желания узнать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает то, или иное явление, нет удивления от сделанного открытия, понимания тайны, потому что чаще всего нет понимания и не происходит открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания.
Познавательное отношение человека к миру проявляется в глубокой заинтересованности человека в сущности явления Пробуждение интеллектуальных чувств одно из важнейших значений исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться необходимое условие развития его целостной личности. Учащиеся должны включаться в творческую, практическую деятельность, выдвигающую перед ними новые задачи, в живое созерцание, вызывающее эмоциональный отклик, сопереживание, содействие, актуализирующее эмоционально-интеллектуальные действия детей.
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
С учащимися начальных классов мы решили исследовать следующую проблему: опасны ли дороги и почему люди гибнут на дорогах. Была выдвинута следующая гипотеза: люди гибнут на дорогах, потому что не соблюдают и нарушают правила дорожного движения, а дороги опасны, поэтому нужно всем участникам движения ответственно относиться к своей безопасности. Обратились к средствам массовой информации, газетам и журналам. Было выяснено, что количество пострадавших в ДТП увеличивается. Среди учащихся был проведен следующий опрос:
Опасны ли дороги?
Для кого опасны дороги: - для пешеходов;
- для водителей;
- для пассажиров?
Продолжением исследовательской деятельности учащихся по решению данной проблемы явилась работа над проектом. Проект – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение


новых (порой и путем самообразования). Результаты проектов должны быть непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся, быть посильными и личностно значимыми. Выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Так учащиеся начальных классов стали участниками проекта по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа юного пешехода».
Проблемы, решению которых способствует проект: проживая в сельской местности, где количество автотранспортных средств невысокое и недостаточно оснащение улиц дорожными знаками, сельские дети, выезжая в город, могут попасть в опасные дорожные ситуации.
Цель проекта: создание условий для сокращения уровня детского практическими навыками безопасного поведения на улице и достижение результатов в обучении, и воспитание дисциплинированных участников дорожного движения.
Содержание проекта: создание макета «Город без опасности», который позволит овладеть практическими навыками соблюдения правилами дорожного движения.
Перспективы дальнейшего развития проекта: использование проекта поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах среди учащихся.
Этапы выполнение проекта:
выбор темы и цели проекта - правильный выбор темы проекта это начало успеха. Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников.
выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи - осуществляется стимулирование положительной мотивации, проигрывание проблемных ситуаций и поиск ответов на вопросы.
планирование проектной деятельности - овладение средствами познавательной, исследовательской деятельности, т.е. составление плана проекта-исследования, где определяются цель, задачи, выдвигается предположение (гипотеза).
непосредственная реализация проекта - намечается план действий, способы проверки гипотезы и достижения поставленной цели.
презентация проекта - умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед коллективом;
оценка проекта и своей деятельности в нем (самооценка).
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию.
Таким образом, введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.


Литература
Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., Вербум-М, 2001.
Поливанова К. П. Проектная деятельность школьников. - М., Просвещение, 2008.
Лифинцева Н. И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах // Начальная школа. – 2009. - № 8.
Селянова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа. – 2006. - № 2.
Хуснетдинова Н. К. Развитие проектных компетенций младших школьников. // Начальная школа. – 2009. - № 1.
15