Формирование ценностных ориентиров при проблемном обучении школьников

Леонова Н.В., учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 33» г. Смоленска

Формирование ценностных ориентиров при проблемном
обучении школьников

Практика решения жизненных проблем это не только лучшее средство развития творческих способностей учеников, но и возможность найти и занять «свою» социальную нишу в этом сложном мире.
Понимание проблем это уже развитие, движение вперёд. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведёт к изменению роли и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач, а значит формирует ключевые компетенции обучающихся.
Наиболее эфффективными эти уроки будут в старших классах, т.к. именно на период ранней юности приходится становление нравственного самосознания.
Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающие к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения.
Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие.
Проблемное обучение является благодатной почвой для формирования ценностных ориентиров учащихся.
Положительными характеристиками проблемного обучения являются активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, личностная включённость всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.
Так что же такое проблемное обучение?
Проблемное обучение это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя практическую деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, М.И.Скаткин и др.). Такое определение проблемному обучению было дано старшим поколением педагогов.
В представлении нового поколения, проблемное обучение это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. При этом происходит активное саморазвитие личности школьников.
Проблемная ситуация модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объктом познания.
Главными целями проблемного обучения являются:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения становятся более прочными, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления.
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем при традиционном обучении. Известный советский дидакт И.Я.Лернер говорил: «Основная масса знаний и умений передаётся учащимися не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески».
Проблемное обучение, как процесс, предполагает:
1) создание проблемной ситуации;
2) выход из неё, т.е. решение проблемы.
В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит учителю. Он должен заинтересовать, увлечь учащихся работой. Нельзя ставить перед учениками проблемы, для осознанного поиска решений которых они ещё не имеют необходимых знаний.
Учебная проблема задание, способ выполнения или результат которой неизвестен, предполагает ответы учащихся на поставленные вопросы с опорой на имеющиеся знания.
Проблемный вопрос это:
1)предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;
2)проблема, задача, требующая решения.
Примерами проблемных задач могут быть следующие:
а)прокомментируйте высказывание, например:
Прокомментируйте высказывание А.В.Дружинина о поэзии Н.А.Некрасова:
«Суровая поэзия Некрасоване удовлетворяет лиц, мало знакомых с грустной стороной жизни, не даёт никакого отзыва на врожденную во всяком человеке потребность ясности и счастья, ощущений блаженства и радости жизни(для них) эта поэзия или непонятна, или даже возмутительна».
б)предложите свой вариант выхода из ситуации, например,
попробуйте пофантазировать на тему: «Как могли бы развиваться события после немой сцены в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».
в)выскажите свою точку зрения по данному вопросу: вы за или против?
Например, перед вами две точки зрения на постановку «Ревизора» на сцене. Какая точка зрения вам ближе и почему?
А.Я.Панаева: «В.И.Панаев приходил в ужас от того, что «Ревизора» дозволили играть на сцене. По его мнению, это была своеобразная карикатура на администрацию всей России, которая охраняет общественный порядок, трудится для пользы отечества, и вдруг какой-то коллежский регистраторишка дерзает осмеивать не только низший класс чиновников, но даже самих губернаторов».
В.В.Стасов: «Некоторые из нас видели тогда тоже и «Ревизора» на сцене. Все были в восторге, как и вся вообще тогдашняя молодёжь. Мы наизусть повторяли потом друг другу, подправляя и пополняя один другого, целые сцены, длинные разговоры оттуда».
Творческая задача это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.
Например, придумайте свой проект памятника нашему земляку поэту А.Т.Твардовскому.
Средствами проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения. Они различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем:
проблемное изложение знаний;
изложение с проблемным началом;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод.
Проблемное изложение это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к познавательной деятельности.
Например, в ходе лекции можно обратиться к учащимся с вопросом: «Хотели бы вы оказаться на месте данного литературного героя?Почему?»
Изложение с проблемным началом
Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом.
Например, лекцию, посвящённую жизни и творчеству А.С.Грибоедова, можно начать со слов А.С.Пушкина: «Смерть постигла его посреди смелого, неравного боя» и попросить учащихся высказать свои предположения об их смысле.
Рассказ о любви А.С.Грибоедова можно предварить сообщением о том, что во время венчания с Ниной Чавчавадзе поэт уронил обручальное кольцо.
Эвристический метод
Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части.
Независимо от количества активных участников ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому этот метод в педагогической литерауре иногда называют частично-поисковым.
Фрагмент урока, посвящённого творчеству В.Набокова.
В ходе эвристической беседы учащимся предстоит выяснить, образы каких произведений русской классики использовал В.Набоков в повести «Отчаяние».
Намёки на какие произведения русской классики вы увидели в этом произведении? (Пушкина, Гоголя, Достоевского).
Каким образом проявляет себя гоголевская тема? (Название повести вызывает ассоциации со знаменитым восклицанием Поприщина – «Молчание!», присутствует мотив зеркала и т.д.)
Как проявляется связь с произведениями Пушкина? (Имя героя Герман, цитата из «Моцарта и Сальери»: «Гений и злодейство вещи несовместимые»).
Рассмотрим некоторые формы проблемного урока.
1) Творческая мастерская
В последнее время всё большую популярность приобретают творческие мастерские. Инновационнная технология творческих мастерских базируется на идеях французской группы «Новое образование», которые получили своё развитие в российской методике в 1990-е годы. Методика проведения мастерских стимулирует сотворчество учителя и учащихся, дарит радость нового открытия мира и своих возможностей, создаёт условия для ощущения свободы в познании и творчестве.
Выделяются следующие разновидности мастерских: творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и др. Непременным условием мастерской является проблемность материала, преодолев, разрешив которую, учащиеся получают возможность пережить определённый творческий прорыв, открытие.
В процессе проведения мастерской необходимо соблюдать следующие условия и правила:
а) каждый ученик выбирает собственную креативную траекторию,
б) в учебной деятельности предпочтительнее интерактивный диалоговый режим;
в) следование установленным в данном ученическом коллективе правилам проведения мастерской;
г) результат «работы» мастерской – создание творческого продукта ( от таблицы до мультипрезентации);
д) на завершающем этапе обязательное формирование нового запроса-вызова.
Можно выделить следующие преимущества и правила в использовании даной технологии:
доброжелательное отношение в диалоговой структуре;
органический синтез процесса обучения с формами общения и индивидуальным творчеством;
возможность создания в реальном времени атмосферы взаимодействия с автором в виде сопереживания, обмена мнениями;
выбор темы, собеседников и самих поведенческих стратегий: от индукции к дедукции, от наблюдений к формулировке гипотезы; стимулирование к действию извне и внутри ученика;
интегративный подход в приращении знаний, обращения к проблемам и знаниям из разных видов искусств и наук.
Таким образом, являясь рефлексивной технологией, мастерская развивает способность к аналитической, креативной и посково-исследовательской деятельности, а также повышает роль самоконтроля и самоанализа.
2) Урок-проектирование
Метод проектов понимается как совокупность учебно-познавательных приёмов, при помощи которых решают ту или иную проблему. Следует помнить, что в основе этого метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы.
Урок-проектирование способствует обновлению литературного образования, направленного, в первую очередь, на воспитание талантливого читателя, на развитие мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Он способствует формированию новых видов общеучебных умений и навыков, связанных с овладением исследовательскими, поисковыми, проблемными методами, творческими по своей сути. Проектная деятельность выступает эффективным средством формирования не только коммуникативной компетенции учащихся на всех этапах проектной деятельности, но и применения аналитических, художественных, музыкальных, артистических способностей учащихся, выполняющих совместную работу, тем самым способствуя деловому творческому общению.
Суть проектного метода заключается в следующем: на первом (вступительном) занятии учитель ставит проблему, которую необходимо решить учащимся. Обязательно должен быть библиографический список, а также чёткая инструкция по выполнению задания, оговорены сроки выполнения. Эффективными будут методы «мозгового штурма», формирующие коммуникативные навыки учащихся и дающие возможность систематизировать их знания, мотивирующие познавательную деятельность. На последующих уроках учащиеся самостоятельно находят ответ на поставленный вопрос, анализируя уже изученый список литературы, сопоставляя критику с художественным текстом, обрабатывая полученный материал.
В настоящее время проекты стали необходимым элементом процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся. Не имея необходимымых коммуникативных навыков, учащийся не сможет работать в группе: формулировать и отстаивать свою позицию, приводить аргументы, объективно относиться к мнению противоположной стороны, выделять главное из общего потока информации.
Работа завершается презентацией проектов и обсуждением результатов. В процессе презентации учащиеся используют свои навыки публичных выступлений, построения грамотной речи, умение акцентировать внимание на основном. Данные навыки станут основой последующей успешной социализации учащихся.
3)Урок-диспут
Такие уроки связаны с выявлением противоположных позиций по наиболее актуальным проблемам, их представлением, взаимной критикой, обсуждением и последовательным изменением, служат формированию у школьников активной позиции.
Возможны следующие темы уроков-диспутов:
1.Природа – среда обитания или основа человеческого бытия?
2.Нравственные ценности народа: это современно или нет?
3. «Устарела» ли военная тема в литературе?
Происходящие изменения в общественной жизни государства требуют развития новых педагогических технологий и техник, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсального умения решать возникающие проблемы.
Проблемные уроки способствуют этому. Они очень интересны учащимся, так как на них они могут почувствовать себя настоящими первооткрывателями, творцами чего-то нового. Такие уроки являются отличным средством формирования творческой личности ребёнка, развития его мышления, воображения, так как учитель ставит перед учеником такие задачи, которые нужно решить каким-то необычным способом.
Таким образом происходит и постепенное (от урока к уроку) формирование личностных качеств ученика. Знакомясь с различными произведениями классической литературы, пропуская их через себя, ребёнок учится жить, приобретает важные качества: умение сострадать, сочувствовать, видеть необычное в обычном и многие, многие другие.
Используемая литература
Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 3: Проблемные уроки: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений. Студентов и аспирантов. Ростов н/Д: Учитель, 2006.
Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В.Цветкова. Волгоград: Учитель, 2012.








Развитие коммуникативных компетенций учащихся средствами русского языка
Коммуникативная компетенция направлена на знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми; формирование навыков работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415