«Формирование ценностных жизненных ориентиров в рамках внеурочной работы»


«Формирование ценностных жизненных ориентиров в рамках внеурочной работы»
Воспитание детей – сложное, тонкое и ответственное дело. Какими мы воспитываем наших детей сегодня, такими людьми они будут завтра. Воспитание детей зависит не только от педагога и родителей, но и от общества и от окружающей действительности. В стране с каждым годом растёт уровень преступности, идёт падение духовных, культурных, физических ценностей человека, нравственных устоев жизни. И это не может не отразится на воспитание детей и их воспитательный процесс.
В нравственном воспитании школьника принимают участия все: общество, школа семья, окружающая среда, психологи, социологи, воспитатели и другие.
Важнейшие значение в возрождении ценностных жизненных ориентиров нашего общества имеет воспитание культуры поведения, обучения хорошим манерам, умению вести себя в обществе, общаться с людьми для того, чтобы культура поведения стало внутренней потребностью каждого человека. Надо с раннего возраста обучать детей этикету, благовоспитанности, языку вежливости.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: человек и его здоровье, труд, образование и культура.
Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Деятельность школы и семьи
Как на практике решить задачи воспитания, обучения и развития; учесть особенности возрастной группы и психологической особенности каждого ученика; установить контакт с учащимися , как организовать самостоятельную деятельность вне урока?
Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.
Функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка.
Внутренние условия определяются потребностями человека. Потребности лежат в основе интересов ребёнка. Они образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвёртывания личности ребёнка. Поднимаясь по её ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смыслов жизни, он становиться ЛИЧНОСТЬЮ.
Организация воспитательной работы должна быть
нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Сущность этой работы, в большей степени мотивационной, сводится к следующим моментам.
Вызвать у ребёнка неудовлетворённость собой, но без утраты
уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний.
Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и
оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны
и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить,
а другие устранить или компенсировать.
Показать образцы самовоспитания, саморазвития,
внушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе,
что каждый человек может путём самовоспитания улучшить
свою природу, и что каждый из нас обладает
уникальными возможностями внутреннего роста.
Научить учащихся заниматься самовоспитанием.
Основные воспитательные задачи.
1-4-е классы: формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения; создание условий для успеха школьника;
5-6-е классы: осмысление своей личности: переориентация с детских норм поведения на взрослые; опора на виды деятельности, способствующие самовоспитанию (общественная, спортивная,художественно-эстетическая и др);
7-11-е классы: развитие деятельности общения; создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие уважительных отношений мальчиков и девочек, личностное и профессиональное самоопределение.
Задачи  внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
  Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
 Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.Цель внеурочной деятельности:
Создание  условий для достижения учащимися 
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Формы внеклассной работы:
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы:
индивидуальные,
кружковые,
объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа
Это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание.
Например: подготовка сообщений, номеров художественной самодеятельности, они с педагогами изобретают «дерево вопросов и ответов», «фонтаны», создают книги-малышки, иллюстрированные альбомы и т.д.
Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная работа
способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).
Главная задача классного руководителя и воспитателя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах;
учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи хорошо использовать игровые моменты,  инсценировки, праздники…
Содержание деятельности уч-ся   во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Ожидаемые результаты.
Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу;
воспитание у детей толерантности,
навыков здорового образа жизни;
формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления,
достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта;
формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Выводы.
Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке,
развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.