Формирование ценностных жизненных ориентиров в рамках внеурочной деятельности (кружки).


Формирование ценностных жизненных ориентиров
в рамках внеурочной деятельности (кружки).
Судоргина Галина Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ» г. Кирсанова
Тамбовской области
(Слайд 1) Человеку  свойственно  ценностное  восприятие  мира.  К  любому  явлению окружающего  мира  он  относится,  отталкиваясь  от  своего  мнения.  Поэтому  важно, с  раннего  возраста  формировать  ценностные  ориентиры.  Именно  от  них  будет зависеть смысл  и  образ  жизни  человека.
(Слайд 2) Смысл жизни – это важный ориентир, определяющий поведение и
направляющий судьбу человека. Суть данного понятия заключается в отношении личности к себе, к обществу, к пониманию своего места в обществе и к осмыслению социального значения своей деятельности.
(Слайд 3) Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентиры – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Это  центральное  личностное  новообразование,  выражающее  сознательное отношение  к  себе,  к  миру  и  обществу.
(Слайд 4) Ценностные ориентиры начального общего образования заключаются в следующем:
-Формирование основ гражданской идентичности личности (Родина, народ, история);
-формирование психологических условий развития общения, сотрудничества (доброжелательность, сотрудничество, помощь);
-развитие ценностно-смысловой сферы личности (семья, коллектив, общество,культура).
(Слайд 5) Для формирования ценностных жизненных ориентиров учащихся служит разработанная мною программа кружка «Устное народное творчество».
Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.
Программа « Устное народное творчество» построена как пропедевтический курс перед введением курса истории в последующих классах.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она охватывает и сочетает несколько областей знаний: литературу, историю русской культуры, прикладное искусство, музыку, танец.
Актуальность программы - духовно- нравственное развитие обучающихся через народные традиции, игры, сказки, прикладное творчество, на основе этого получение информации о связи между жизнью, бытом и устным народным творчеством русского народа.

(Слайд 6) Раздел 1. Детский фольклор.
Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
(Слайд 7) В результате занятий в кружке учащиеся узнают о фольклоре как источнике народной мудрости; знакомятся с основными жанрами фольклора; учатся применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.; играть в народные игры и организовывать их; знают основные русские календарные праздники (Слайд 8)
(Слайд 9) Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры.
Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
(Слайд 10) Фольклор - это еще и школа патриотического воспитания.
(Слайд 11) Применение его в воспитании влияет на формирования патриотических чувств младших школьников.
(Слайд 12) Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, (Слайд 13) формируется чувство любви к Родине.
(Слайд 14) Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.
(Слайд 15) Раздел 2. Русские народные сказки.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного школьника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с ребенком. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают фантазию и интеллект.
(Слайд 16) Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, (Слайд 17) театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, (Слайд 18) рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
(Слайд 19) Раздел 3. Былины.
Былины содержат  обширный  материал о жизни русского  народа, его занятиях, обучение детей разным  ремеслам. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.
(Слайд 20) Завет  богатырей к нам, своим потомкам:
             Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
(Слайд 21) Раздел 4. Фольклор и русская литература
Авторская сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивые, смелые, красивые, смекалистые, честные.
(Слайд 22) Фольклор является основой, на которой развивается индивидуальное творчество. А. С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
(Слайд 23) Программа кружка «В мире слов» позволяет показать учащимся:
- как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты; - пробуждает в учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь;
- позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей;
- более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Одним из направлений деятельности кружка – подготовка к участию в предметных конкурсах, олимпиадах (Слайд 24) «Языкознание», (Слайд 25) «Русский с Пушкиным» и др., что открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
(Слайд 26) Сравнивая себя с героями произведений, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно. Кружок «Мир геометрии» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию элементов логической и алгоритмической грамотности.
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
 Виды деятельности:
- задания на смекалку,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- решение геометрических задач.
(Слайд 27) На занятиях разбираются задания и тесты, предложенные дистанционным кружком «Занимательная математика»
(Слайд 28) Участие в Олимпиадах:
«Размышляй-ка»
«Изучай-ка»
«Успевай-ка»
«Наследие Евклида»
(Слайд 29) Обучение в игровой форме «Учи. ру»
Стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Это значит, что процесс образования должен пониматься не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс формирования эмоционально‐ценностного отношения человека к миру и гражданско‐патриотического самоопределения.