Программа внеурочной деятельности Я живу в России

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.П. Наумова»


Программа внеурочной деятельности
(проектная деятельность)





«Я живу в России»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Автор программы: Педан Татьяна Александровна






2016-2017 учебный год



Пояснительная записка.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью
Понятие «проект» имеет в нашей культуре разные значения. В данном случае мы используем это понятие в его педагогическом, несколько отличающемся от традиционного, смысле.
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направленны на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
  позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
  позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Классификационными признаками проектов в образовании могут быть:
  характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;
  предметно-содержательная область проекта – монопроект, междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);
  по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;
  по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.
Примерные этапы проведения проекта:
1. Представление проблемной ситуации ( вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).
2. Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация «малых групп сотрудничества» , распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
  Требования к учебному проекту совершенно особые. Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.  Ученикам важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге проекта (т.е. каков итог проектной деятельности). Примерный перечень может быть следующим:
Реферат, доклад, сообщение по теме проекта
Представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся
Бизнес-план; Видеофильм;  Выставка рисунков, поделок, и т.д.; Газета;
 Журнал; Законопроект;
Праздник;
Статья; Сценарий;
Учебное пособие; Чертеж;
Альбом с материалами по какому-либо предмету, краеведению своего региона, населённого пункта;
Изготовление какого-либо материального объекта, имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;
          Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.  Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.
Данная образовательная программа направлена на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры среди учащихся образовательных учреждений, способствует становлению личности, помогает формированию твердой гражданской позиции, устойчивого самосознания у подрастающего поколения. Исследовательские работы, представленные в программе, направлены на расширение кругозора детей в этнической области. Они помогают убедиться в неповторимости, уникальности культуры каждой национальности, формируют ответственность за судьбу своего народа, толерантность к иному образу жизни. В настоящее время важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями, поэтому программа способствует повышению уровня социальной, эстетической и образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Цели программы:
-Усвоить определенный минимум историко-обществоведческих понятий;
- Заложить основу для формирования личностно-гражданской позиции.
- Сформировать представление о национальном самосознании;
- Воспитать гражданина, любящего свою малую Родину, свою страну;
Человека культуры и нравственности;

Задачи:
- Привлечь детей к изучению истории России
- Расширить общественно значимые знания учащихся о самих себе;
- Пополнить знания о стране, о крае в котором живем;
- Познакомиться с национальными традициями и обычаями разных народов;
Развитие общеучебных умений и навыков:
Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение устанавливать причинно-следственные связи Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Умение планировать деятельность, время, ресурсы Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Принципы:
1.Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребенка.
2.Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
3. Принцип связи сознательности и эмоциональности.
Ожидаемые результаты:
Программа способствует:
Повышению образовательного и культурного уровня развития учащихся, формированию коммуникативной и социальной компетентности.
Воспитанию нравственно здоровой, уникальной, свободной и ответственной личности, почитающей и уважающей традиции и обычаи своего народа, знающей свои корни, оберегающей природу.
Формированию гражданственности, патриотизма, любви к Родине, социальной культуры этнических отношений, толерантности к иному образу жизни и стилю мышления.

Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и имеет свои направления:
«Кузовок русской культуры» - 26ч.
«Путешествие по родной стране» - 27ч.
«Край родной» - 24ч.
«Диалог культур» - 22ч.

Учебно – тематический план:
«Я живу в России»
132ч.
Тематика блока
Название проекта
Количество часов
Предполагаемый продукт проектной деятельности


«Кузовок русской культуры»
26ч.
1.«Календарь главных праздников»

3ч.
Альбом – календарь российских праздников.


2. «Праздник урожая»

3ч.
Праздник.


3. «Цветик –семицветик»
3ч.

Журнал малых жанров устного народного творчества.


4. «Ярмарка народной мудрости»

3ч.

Создание рукописного журнала с народными пословицами и поговорками.


5. «Рождественские колядки»

2ч.

Показ народного обряда. Инсценирование.


6. «Деревенские посиделки»

3ч.
Фольклорный праздник.


7. «Шкатулка народных игр»
3ч.
Представление и разучивание народных игр.


8. «Кукольный театр»
3ч.
Кукольный спектакль рнс «Лиса и волк».



9. «Праздник русской березки»
3ч.
Фольклорный утренник.


«Путешествие по родной стране»
27ч.
1.«По родной России».

5ч.

Изготовление самодельной карты России.
Сообщение по теме.


2. «Дорогая моя столица»
3ч.

Альбом с фотографиями.


3. «Золотое кольцо России»
3ч.


Коллаж из фотографий. Сообщение о городах Золотого кольца.


4. «Удивительное рядом».
3ч.

Пресс-конференция.



5. «Путешествие в мир искусства».
3ч.

Выставка народного прикладного искусства.


6. «Вернисаж».

2ч.

Доклады о русских художниках. Репродукции известных картин.


7. «Музыкальная мозаика».
2ч.

Презентация музыкальной копилки.


8. «Поэтический ручеек».
2ч.

Конкурс стихов русских поэтов.


9. «Заповедные уголки России»

4ч.

Электронная презентация. «Красная книга России»


«Край родной»
24ч.
1.«Самарская губерния»
3ч.
Конференция.


2. «История моего города»
5ч.
Исследовательская работа. Альбом.


3. «Мысли моего двора»
2ч.
Сочинение.


4. «Мои земляки»

Публикация в газете.


5. «Наши традиции»

Галерея фотографий.


6. «Природа родного края»
4ч.

Электронная презентация. «Экологический журнал»



7. «Будущее моей малой родины».
3ч.
Творческая работа.


«Диалог культур»
22ч.
1.«Мы одна семья».

3ч.

Исследовательская работа об этническом составе города.



2. «Народные песни».

3ч.

Мини концерт.


3. «Народные костюмы».
3ч.

Презентация народных костюмов.


4. «Народные праздники и обряды».
3ч.

Сценарий праздника или обряда.


5. «Скатерть самобранка».
2ч.
Презентация национальных блюд.


6. «Разноцветная ярмарка».
4ч.
Выставка поделок.


7. «Праздник всех культур».

3ч.
Фольклорный праздник.



Список использованной литературы

1. Н.В.Матяш «Проектная деятельность младших школьников» Москва Вентана-Граф 2002г.
2. И.С.Серов «Как организовать проектную деятельность учащихся» Москва 2004г.
3. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №5 Москва 2003г.
4. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №4 Москва 2005г.
5. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №4 2004г.
6. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №5 2005г.










15