Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Я живу в России»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и рекомендована МС школы
к утверждению
Протокол № 2
от 31.08.2015 г.
Руководитель МС
_______________________
Н.Д. Выпряжкина
Согласована
зам. директора по УВР _______________________
Т.В. Чукарина
31.08.2015 г.
Утверждена
Директор школы
__________________
С.И. Романова
31.08.2015 г.
Протокол № 200
от 31.08.2015 г.













Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Я живу в России»
направление социальное
класс 1Б
количество часов по учебному плану 33
учитель Калмыкова О.Н.
учебный год 2015-2016












ст-ца Базковская
2015 г.
Пояснительная записка

Предлагаемая программа кружка «Я живу в России» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программы школы; учебного плана школы; годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Главной задачей этой программы является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья», «Моя школа», «Моя станица», «Мой район. Природа родного края».
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения станицы, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется  материал, усложняются формы работы.
Программа кружка рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Так как в этом учебном году 23.02., 8.03., 3.05. – это праздничные дни, то общее количество учебных часов составляет 30 часов.

Планируемые результаты

Знания и умения  учащихся в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия кружка способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Содержание программы

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (9часов)
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
Кто я? Где живу? (1ч.)
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
Лента времени моей жизни. (1ч.)
Моя мама. Мой папа. Моё отчество. (1ч.)
Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии». Профессии моих родителей. (1ч.)
Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
Моя родословная. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)

2 блок. МОЯ ШКОЛА. (5 часов)
Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)
Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)

3 блок. МОЯ СТАНИЦА. (10 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Моя станица Базковская. История моей станицы. (1ч.)
Экскурсия в краеведческий музей. (1ч.)
«Путешествие во времени. 40 лет назад». (1ч.)
Мой любимый уголок. Экскурсия. (1ч.)
В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)
Памятные места моей станицы. Экскурсия. (1ч.)
Мои известные земляки. Традиции села.(1ч.)
Посещение сельской библиотеки. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя родная станица» (1ч.)
Ветераны войны в моей станице. Встреча с ветеранами. (1ч.)

4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (9 ч.)
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
1. Шолоховский район. История создания района. Заповедные места. Крутояр. (1ч.)
2. Растения родного края. Экскурсия в природу. Дуб-великан. (1ч.)
3. Мир насекомых. Насекомые нашего края. (1ч.)
4. Рыбы, обитающие в реке Дон, в озерах-старицах. Рыбоохрана. (1ч.)
5. Обитатели воздушного пространства. Птицы нашего края. (1ч.)
6. Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. Охрана птиц. (1ч.)
7. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего района. (1ч.)
8. Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
9. Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)


Методическое обеспечение
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
2 блок МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Экспонаты школьного музея;
Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
3 блок МОЯ СТАНИЦА
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, конкурс рисунков «Моя станица», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
6 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, Ростовской области, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.
Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
Форма подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата

1
Что такое семья? Вводное занятие.
1
07.09

2
Кто я? Где живу?
1
14.09

3
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
1
21.09

4
Лента времени моей жизни.
1
28.09

5
Моя мама. Мой папа. Моё отчество.
1
05.10

6
Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии». Профессии моих родителей.
1
12.10

7
Моя бабушка. Мой дедушка.
1
19.10

8
Моя родословная.
1
26.10

9
Конкурс рисунков «Моя семья»
1
09.11

10
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе.
1
16.11

11
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.
1
23.11

12
Традиции школы. Законы и заповеди.
1
30.11

13
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.
1
07.12

14
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
14.12

15
Моя станица Базковская. История моей станицы.
1
21.12

16
Экскурсия в краеведческий музей.
1
11.01

17
«Путешествие во времени. 40 лет назад».
1
18.01

18
Мой любимый уголок. Экскурсия.
1
25.01

19
В гости к старожилам. Экскурсия.
1
01.02

20
Памятные места моей станицы. Экскурсия.
1
08.02

21
Мои известные земляки. Традиции села.
1
22.02

22
Посещение сельской библиотеки.
1
29.02

23
Конкурс рисунков «Моя родная станица»
1
14.03

24
Ветераны войны в моей станице. Встреча с ветеранами.
1
28.03

25
Шолоховский район. История создания района. Заповедные места. Крутояр.
1
04.04

26
Растения родного края. Экскурсия в природу. Дуб-великан.
1
11.04

27
Мир насекомых. Насекомые нашего края.
1
18.04

28
Рыбы, обитающие в реке Дон, в озерах-старицах. Рыбоохрана.
1
25.04

29
Обитатели воздушного пространства. Птицы нашего края.
1
16.05

30
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. Охрана птиц.
1
23.05


Литература

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
8. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
9. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
10.Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995.
11.Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
12. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
13. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
 
Дата внесения изменений
Содержание
Подпись лица, внёсшего запись

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315