Таблица Боги Древнего Египта. Боги Древней Греции


Боги древних Греков и Египтян
Вопросы для сравнения Древняя Греция Древний Египет
Боги и силы природы, которые они отражали Зевс - бог молнийПосейдон - бог моряАид - бог адаГера - в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и бракаДионис -  бог растительности, виноградарства, виноделияАполлон – бог солнечного света. Амон-Ра  — бог солнца.
Гор — бог неба и солнца
Себек — бог воды и разлива Нила.
Боги и занятия, которым они покровительствовали Гермес — Покровитель странников, ремесел, торговли, воров.
Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела.
Артемида – богиня охоты и природы. Шесему - бог, покровитель виноделия и изготовления ароматного масла для притираний и бальзамирования.
Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.
Способ изображения Богов в живописи, скульптуре, устном творчестве Для греческого религиозного сознания, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия, Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера — с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида — с Делосом, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.
В скульптурных портретах египетские мастера особое внимание уделяли глазам. Символ «ока» был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно представлениям древних египтян, были символом вечной жизни. Встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.
Древнеегипетские художники старались ярко выделить глаза на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а потом начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взгляду. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным полудрагоценным камнем – кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.
Отношение людей к своим Богам В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к божественному идеалу. Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии - проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношенийдушам умерших.
Древние греки наделяли богов человеческими качествами и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу. С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание <божества собственного города> не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари иных богов. С созданием <союза Двух Царств> (объединенного государства Верхнего и Нижнего Египта) божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных.