Статья на тему: «Формирование трудовых ценностных ориентиров школьников как одна из составляющих их технологической подготовки»


Статья на тему: «Формирование трудовых ценностных ориентиров школьников как одна из составляющих их технологической подготовки»
Учитель технологии
МБОУ «СОШ с. Ездочное» Маликов М.Н.
Образовательная область «Технология» имеет ряд специифических особенностей, отличающих ее от других школьных образовательных областей и учебных предметов.
Цели технологического образования — трудовое воспитание школьников, формирование у них технологических компетенций, необходимых прежде всего для:
•формирования положительного отношения к трудовой деятельности;
•понимания назначения и принципа действия технических устройств, осознанного использования существующих и непрерывно появляющихся новых орудий труда и технологий;
•освоения различных технологий трудовой деятельности с использованием различных орудий труда от традиционных механических ручных инструментов до современной радиоэлектронной аппаратуры;
•приобретения опыта проектной деятельности, а также развития технического и декоративно-прикладного творчества;
•грамотной и безопасной эксплуатации технических устройств;
•профориентации и выбора профиля дальнейшего образования.
Методы обучения на уроках технологии имеют отличие как от академических школьных предметов естественнонаучного цикла, так и от трудового обучения. Основным является практический характер обучения, в котором примерно 70% времени, как и в трудовом обучении, отводится практической и экспериментальной деятельности школьников. Широко использовавшееся ранее техническое моделирование и конструирование должно быть включено в проектную деятельность школьников, как это предусматривается программами по современной школьной технологии.
Воспитание, наряду с обучением, являются основными категориями педагогики. По наиболее обобщенной классификации оно включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание.
Воспитание — это ни что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей входящего в мир молодого человека. Соответственно, качества личности, сформированные в результате этого педагогического процесса, представляют собой, как исходные, так и итоговые ценности, которые могут и должны постоянно развиваться.
Категория «ценности» неразрывно связана с категорией «культура». С позиций аксиологии культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, социальных норм и отношений, усвоенных индивидуумом. Важной характеристикой культуры являются ее базовые
компоненты, которые соотносятся с базовыми видами деятельности. К последним, наряду с такими видами деятельности как: познавательная, преобразовательная, коммуникативная, эстетическая, относится ценностно-ориентационная деятельность.
В стандартах второго поколения отмечается, что формирование универсальных учебных действий обеспечивает не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания, формирование умения учится как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Компетенции понимаются нами как свойства личности, характеризующиеся готовностью к практической реализации приобретенных знаний, умений и навыков, т.е. наличием положительной мотивации к их применению в различных жизненных ситуациях. Обладание учебными компетенциями необходимо для выполнения соответствующих учебных действий, поэтому деятельностный и компетентностный подходы в образовании неразрывно связаны и являются разными проявлениями одного и того же процесса развития личности обучаемого.
В докладе Российской академии образования «О Федеральном государственном образовательном стандарте общегообразования» отмечается, что основным результатом образования должно стать развитие личностных ресурсов обучаемых.
Авторы доклада делят их на следующие группы: мотивационные (ценностные ориентиры, потребности, запросы, интересы,конкретизируемые в мотивах деятельности), инструментальные или операционные (освоение универсальными способами деятельности) и когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Заметим, что это деление весьма условно, так как личностные качества разных групп взаимосвязаны.
Например, знание сущности каких-либо явлений или закономерностей могут стать основой при формировании ценностныхориентиров или интересов в области какого — либо вида человеческой деятельности. Вместе с тем процесс приобретения этих знаний и сами знания должны способствовать формированию инструментальных или операционных свойств личности.
Какой же вклад в ценностные результаты основного школьного образования вносит освоение образовательной области «Технология», точнее формируемые ею технические и технологические компетенции школьников в структуре ценностей общего среднего образования?
Наиболее важными для развития личности обучаемых и, следовательно, обладающие наибольшими ценностями, являются универсальные или метапредметные результаты образования. Разработчики стандартов второго поколения считают,что к ним относятся следующие результаты образования. Приведу их, показав потенциальные возможности их формирования средствами образовательной области «Технология».Компетенции в области организации своей учебной деятельности характеризуются умением определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Подобного рода компетенции наиболее полно формируются в трудовой деятельности, в образовательной области «Технология». Особенно они явно выражены при осуществлении учащимися проектной деятельности, представляющей собой комплексную самостоятельную работу, как правило, предполагающую использование творческих подходов к решению практических проблем.
На уроках можно использовать различные этапы и стадии учебного технико- технологического проектирования. Так, например, этапами первой стадии проектной деятельности являются: поиск проблемной области, обоснование проблемы, выбор оптимального варианта решения и анализ предстоящей деятельности. Принципиально важно, что в названии этапов нет указаний,
что они относятся к технической деятельности, т.е. они имеют межпредметный характер. Некоторые этапы технологической стадии проектирования также обладают теми же свойствами,связанными с формированием личностных качеств, необходимых для планирования своей деятельности, подготовки отчета о проделанной работе и осуществления самоконтроля. Большим воспитательным потенциалом обладают также такие компетенции, которые могут эффективно формироваться в процессе технико-технологической деятельности как:адекватной оценкой себя, умение видеть объективную трудность задачи, оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутыми результатами. Все характеристики и проявления этой компетенции в явном виде проявляются в процессе проектной деятельности. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо силами школы подготовить соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала.Для более глубокого освоения этого раздела следует организовывать летнюю технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения. Тематически практика может быть связана с ремонтом учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений и санитарно-технических коммуникаций, а именно: ремонт и окраска стен, столов, стульев, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств, запорных механизмов и др.
Содержание школьной образовательной области «Технология» обладает большими потенциальными возможностями в приобретении выше названных компетенций и формировании соответствующим им ценностей. Важным условием осуществления этого процесса является гуманитаризация образовательной области «Технология», проявляющийся в разработке новых а также в повышении роли уже существующих разделов, таких как: экологическое воспитании (бережное использование природных ресурсов, необходимость применения энергосберегающих технологий и др.), социальнокультурное значение технического прогресса, художественное конструирование технических объектов, правовые и другие вопросы технико-технологической и предпринимательской деятельности.