Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме Плотность вещества с элементами ФГОС.


Открытый урок
по физике в 7 классе«Плотность вещества»
Подготовила и провела:
учитель физики
Пилюгина Д.Д.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Обучающая:
- выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объема тела;
- введение такой характеристики вещества, как плотность:
- выяснение физического смысла плотности;
- формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях.
2. Развивающая:
- развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы;
- развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
- развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.
3. Воспитательная:
- воспитание познавательного интереса к новым знаниям;
- воспитание культуры логического мышления и активности мышления.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
Оборудование для проведения практических работ: весы, тела одинакового объема, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объема.
Ход урока
Организационный момент:
-Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
2. Мотивация
Сегодня на уроке мы превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся.
Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках:
1.Что такое масса? (Масса - физическая величина, характеризующая инертные свойства тел)
2.Что такое инертность? (Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии )3.Как обозначается масса?
4.В каких единицах измеряется измеряется?
5.С помощью какого прибора измеряют массу?
А теперь вспомним, что вы знаете про физическую величину – объем.
Как обозначается объем?
В каких единицах измеряется?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем тела неправильной формы?
3. Определение темы и целей урока
- Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». А если эти вещества взять одинакового объёма? Что тогда покажут весы? А вы задумывались почему?
- Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах в наборе № 1 два цилиндра, сравните их объёмы? (Они одинаковые) Как вы думаете, а массы будут какими?
- Давайте сравним их массы с помощью весов. (сравнивают массу на рычажных весах)
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной).
- А теперь выполним другой опыт. Возьмите цилиндры из набора № 2. Что вы можете сказать про их объемы? (они разные) А про массы?
- Давайте сравним их массы. Что вы увидели? (массы одинаковые) Как вы думаете почему? (они сделаны из разных веществ, у тел с одинаковой массой может быть разный объем)
- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены? (зависит)
- Как вы думаете, а почему так? (разное молекулярное строение, у одних веществ молекулы ближе друг другу, чем у других, т.е. плотнее)
- Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА» (откройте тетради, запишите тему урока и дату на полях)
- А теперь давайте вместе определим цели урока, что мы хотим узнать нового? Чему хотим научиться? (узнать: что такое плотность, как обозначается, как вычисляется, ее единицы измерения)
4. Изучение нового:
- В проделанных экспериментах вы узнали, что у цилиндров с одинаковым объемом масса разная. Что вы можете сказать сравнив, массы приходящиеся на единицу объема у каждого из цилиндров? (у одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у второго цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.)
- Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали.
А теперь главное:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Еще раз повторю:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Ну а теперь внимательно прослушайте определение
Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.
Плотность обозначается буквой ρ.
А теперь мы вместе выполним очень сложное задание: мы получим формулу для вычисления плотности.
Используйте подсказку: масса равномерно распределяется по объему. Какое действие в математике по смыслу ближе к слову распределение? Подумайте и каждый на листе напишите маркером формулу для вычисления плотности. Покажите ваши листы.
И так, как же вычислить плотность?
А теперь прочитаем формулу физически, заменив слово деление на слово отношение.
Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
Так как плотность это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте ее определим.
- В каких единицах в СИ измеряется масса? А объем?
- Тогда единица измерения плотности будет? (кг/м3)
Записали в тетрадь: в СИ [ρ] = 1кг/м3
Также мы будем использовать еще одну более мелкую единицу измерения плотности - 1г/см3.
5. ФизпаузаНам еще предстоит много работы, так что сделаем перерыв на гимнастику для глаз.
6. Закрепление изученного- Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении различных задач. Ребята, откройте учебник на странице 50-51, и найдите таблицу плотностей. Сейчас мы познакомимся с ней.
(Далее учитель рассказывает о таблицах, по какому принципу они делятся. Как составлены.)- Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3.
- Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? Молодцы!
- Теперь давайте выясним, что же показывает плотность, каков ее смысл.
- А теперь взгляните на экран. Вам предлагается несколько заданий, которые вы должны выполнить, используя таблицу плотностей.
7. Применение нового знания
Ну а теперь, ребята, я предлагаю вам выполнить практические задания по группам. У каждой группы на партах есть набор оборудования и конверт, в котором задание для вас. Предлагаю вам их выполнить вместе.(выполняя измерения объема, находят плотность, массы известны).
Вопросы для отчета:
Какие величины вам необходимо было узнать для выполнения задания?
Как вы их нашли?
Какой получился результат в г/см3. А в кг/м3?
Трудное ли было задание?
Сможете ли вы научить других ребят определять плотность?
8. Рефлексия. Домашнее задание.
Оцените свою работу на уроке в листках учета знаний и сдайте мне. Я просмотрю их и на следующем уроке вы узнаете свои оценки.
Запишите в дневник домашнее задание.
Изучить § 21, ответить на вопросы к § 21,
выполнить упражнение 7
(№ 1-3 устно; № 4,5 письменно)
Выполнив домашнюю работу, вы должны знать определение плотности, ее формулу, уметь пользоваться таблицей плотностей веществ.
Мы сегодня хорошо поработали, а теперь давайте подведем итог.
Что нового вы сегодня узнали?
Сможете ли вы определить плотность веществ, которых нет таблице?
Что вызвало у вас затруднения?
А что понравилось?
Спасибо вам, ребята, за урок. До свидания.