Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»


Министерство образования и науки РФ РБ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35»
Добро и зло в рассказе
Л.Н. Андреева «Петька на даче»
Иванова Л.К., учитель
Русского языка и литературы
Улан-Удэ
2014 г.
Урок литературы
Человек есть человек, не кукла,
не жалкое существо…
Тема:
Добро и зло в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»
Цели:
- учиться работать с текстом, обучать сопоставительному анализу;
- формировать умение делать выбор в жизни, обладать определенными жизненными знаниями;
- развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать текст, расширить словарь учащихся;
- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности, чувство коллективизма и дух соревнования.
Тип урока: Урок – закрепление с включение творческой работы.
Оборудование: 2 портрета писателя разных лет, иллюстрации учащихся, памятка групповой работы, сердечки (белые и черные).
Ход урока
I. Орг момент. Приветствие.
II.Установка на восприятие. (Эпиграф) Вступительное слово учителя:
Вот ребята, существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее.
Как вы понимаете значение этих слов?
Черствый: 1) засохший твердый. Черствый хлеб.
2) не отзывчивый, бездушный человек.
Милосердный – гуманный, любящий людей, готовый помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Каких людей вы больше любите?
Что несут в мир люди милосердные?
В этом нам поможет разобраться Леонид Николаевич Андреев.
Многие писатели (Горький, Чехов, Толстой) почувствовали в произведениях Л. Андреева настоящую тоску и боль за человека, особенно эти тоска и боль прозвучали в таких рассказах о детях, как «Валя», «Так было», «Ангелочек», «Жили-били…», в том числе в рассказе «Петька на даче».
III. Основная часть.
Работа в группах над анализом эпизодов текста.
Сюжет любого прозаичного произведения, текста состоит из цепочки эпизодов. Перед нами 3 эпизода.
Найдите и выделите эти эпизоды и озоглавте их.
1 группа:
Какое настроение возникло у вас при чтении этого абзаца?
Что вы можете рассказать о Петьке?
В каких условиях он живет и работает? Докажите цитатой из текста.
Кого из героев можно считать воплощением зла? (Осипа Абрамовича). Подтвердите цитатой.
Как вы понимаете значение словосочетания:
Крикнул отрывисто – резко, громко, оглушительно. Какие синонимы можно подобрать к слову отрывисто?
Заслуживает ли он осуждения? Почему?
Распределение людей по нравственным качествам на 2 колонки.
Добро (белые сердца) Зло (черные сердца)

В какую колонку отнесем, определим Осипа Абрамовича?
Кто еще из героев заслуживает осуждения? (Николка)
1 мокровывод
Как должны относиться друг к другу люди независимо от возраста? (связать с эпиграфом)
А как вы относитесь друг к другу, к взрослым, к маленьким?
Какой вывод можно сделать из 1 эпизода? (автор о эксплуатации детей)
Должен ли ребенок 11 лет работать? (продолжение на 4 стр.)
А как вам живется?
Что нужно делать и что вы делаете для того, чтобы не оказаться во 2 колонке?
Кто еще из героев заслуживает осуждения за свои поступки?
Кого из героев можно назвать милосердным? А Петьку? Почему?
Николку – помогал Петьке, объяснял, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором.
Барина и бедного из Царицыно – жалели бедного мальчика, интересовались, хорошо ли ему на даче.
Митю – дал подержать удочку, повел купаться, подружились, исследовали вместе развалины дворца.
Осип Абрамович НиколкаПетька Митя
«-»- грозный взгляд, сердитый, резкий, давал пощечины Николке, кричал на Петьку «-»- важничал, курил, сплевывал через зубы ругался скверными словами. В парикмахерской – не пил, не курил… - однообразие, один и тот же крик: «Мальчик, воды!». Почему то все хотелось спать часто разливая воду и все худел на нехорошие струпья, глаза всегда сонные, грязные-прегрязные руки. Морщинки, похож на состарившегося карлика. Дал подержать удочку, повел купаться, исследовать развалины дворца.
Петька на даче – «улыбался, вступил в полное соглашение с природой» Возращение Петьки на дачу. «Не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Кольцевой сюжет
Учитель: О мастерстве писателя.
Л.Андреев – мастер разнообразных средств выразительности.
Какие средства выразительности (тропы) использует автор в своем произведении (в этом эпизоде)?
Сравнение: «дни тянулись однообразно и похоже один на другой, как 2 родные брата». «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика (литота) - преуменьшение»
Литота: преуменьшение
Эпитеты: кривое и потемное зеркало. Маленькая, худая фигурка…
Вывод: Итак, для чего использует автор эти средства выразительности?
2 группа:
Куда все время хотелось Петьке? (в другое место)
Как озаглавили свой эпизод? (Петька на даче). Какое настроение возникло у вас при чтении этого эпизода?
А в этом эпизоде есть милосердные и добрые люди? Кого з герое можно назвать милосердным?
Почему автор назвал Петьку «современным дикарем»?
Как Петька вел себя на даче первые 2 дня? А знал ли он, какое оно это место?
Какие цвета помогают понять настроение Петьки? (зеленые, светлые, яркие, темно-синие).
Какую роль играют эти цвета в данном случае? (понять настроение Петьки).
Учитель: Использование цветов в тексте называется цветообразом, или цветовой гаммой. Они так же помогают глубже понять характер героя, его настроение, состояние. Это тоже является мастерством писателя.
Автор не только мастер изобразительных средств, но и цветообраза.
Объясните выражение «Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой».
Изменился ли Петька на даче?
Соглашение – одобрение, утверждение, благоприятность, гармония, блаженство. Это синонимы.
Отказ, не соглашение, отрицание, страдание. Это антонимы.
Вывод: встретился ли Петька с добрыми милосердными людьми? Назовите их и приведите цитаты.
3 группа. Ваш заголовок эпизода.
Что расстроило Петьку на даче?
Почему он не хотел ехать в город?
Как он повел себя? Расстроило ли вас это письмо?
Куда вы отнесете Петьку, к добрым или злым людям?
Милосерден ли он?
Как относиться автор к своему герою?
Учитель: вы обратили внимание, что в рассказе резко противопоставлены друг другу город и деревня, герои.
Вывод:
Где и почему Петьке было лучше, радостнее?
Почему рассказ назван «Петька на даче»?
IV. Выводы по уроку
Учитель: Известно, что прототип (реальный обобщение герой), личность которого легли в основу литературного образа, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.
В рассказе «Петька на даче» мы этого не видим.
Чем завершился рассказ? Прочитайте вслух: «… там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину».
Неужели жизнь Петьки завершиться таким образом?
Каким вы представляете будущее Петьки?
Над чем нас заставляет задуматься автор?
Чему учит нас этот рассказ? Какие чувства и настроение вызвал рассказ?
Каких сердец у нас накопилось больше: белых или черных?
А кого из класса можно назвать добрым? Почему?
Учитель: Людмила Татьяничева. «Что ты сделал хорошего».
Обратить внимание детей на эти записи! (цитаты).
«делать людям хорошее – хорошеть самому». Эдуард Асадов. «Доброта».
«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно». Расул Гамзатов. «Берегите друзей».
«Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей».
Завтра, 14/II День Святого Валентина.
В это день принято признаваться в любви и уважении друг к другу.
V. Оценивание учащихся.
VI. Домашнее задание.
Мини – сочинение по выбору учащихся.
Доброе письмо Пете или Благодарность автору.
Рассказ о добром человеке.
Каким я вижу будущее Петьки.
Мое будущее.
О чем заставил меня задуматься писатель?
VII. Итоги урока.