Разработка урока по географии в 6 классах по теме: «Главные формы рельефа суши»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Тема: «Главные формы рельефа суши»
Учебный предмет: география
Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут
ФИО автора: Латипова Л.Ф.
Тема: Главные формы рельефа суши.
Цели:
1. Продолжить знакомство с рельефом,  сформировать представления об основных формах рельефа (горы и равнины) и их классификации по высоте; научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор и равнин.
2. Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт.
3. Воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор и равнин.
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, физическая карта полушарий, учебники, контурные карты и атласы география 6 класс.
Ход урока:
1.Организационный этап (слайд №1).
(приветствие учащихся, проверка готовности необходимых для урока учебных принадлежностей, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность).
2.Постановка цели занятия перед учащимися:
- Ребята, мы с вами говорили, что земная поверхность неодинакова. Т.е. на ней встречаются горы, равнины, возвышенности, овраги, кочки, балки, и.т.д. (слайд №2).
- А как можно назвать одним словом все эти неровности?
- Рельефом.
- Так что же такое рельеф?
- Рельеф – все неровности поверхности суши и дна морей и океанов.
- А какие выделяют самые крупные неровности?
29356051352551838325135255Рельеф
2280285138430103822592710Материки Океаны
Горы Равнины
- Итак тема нашего сегодняшнего урока: «Главные формы рельефа суши» т.е. материков. Т.е. мы с вами будем изучать на уроке горы и равнины, научимся выделять их существенные признаки, будем работать с физической картой полушарий, с атласами и с вашими к/к. Кроме этого у каждого из вас на парте лежат листы с заданиями. Во время моего рассказа и беседы с вами вы будете заполнять их. Сейчас на листах запишите число и тему нашего урока.
3.Изучение нового материала. (слайд №3).
- Отгадайте ребята загадку
Что такое? Что такое?
Очень грозное, большое!
С ледниками наверху
И подошвою внизу. (горы)
- Чем горы отличаются от равнин?
- Высоко приподняты над окружающей территорией, имеют вершину, склон, подошву (слайд №5 заполнения схемы на листах).
- Посмотрите на картину (слайд №6). Перед вами две возвышенности, обе возвышенности имеют вершину, склон и подошву. Одна возвышенность это холм, а другая гора.
- Чем же холм отличается от горы?
- Горы выше.
Т.е. гора это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью более 200 м.
- Давайте сравним наше определение с определением в учебнике:
Горы – обширные, высоко поднятые участки земной поверхности с резкими различиями в высоте.
- Запишите это определение на листах с заданиями.
- В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Горы суши образуют целые горные страны, протягивающие на сотни и тысячи километров. Самые длинные горы суши Анды (длина Анд – 9000 км) (слайд №7).
- Горные страны состоят из горных хребтов и разделяющих их межгорных долин (слайд №8).
- Горный хребет – это вытянутое поднятие, ограниченное склонами.
- Межгорная долина – это вытянутое понижение ограниченное склонами.
- По своей высоте горы делится на три группы (слайд №9 заполнения схемы на листа ).
- Итак, обратите внимание на физическую карту полушарий у доски и в своих атласах (слайд №10).
- Каким цветом изображаются горы?
- Коричневым.
- А почему коричневый цвет имеет разные оттенки, где-то темнее, где-то светлее?
- Чем цвет темнее, тем и горы выше.
- А как вы узнаете высоту гор?
- По шкале высот.
- Самые высокие горы мира – Гималаи с вершиной Эверест или Джомолунгма – 8848 м. (слайд 11).
- Самые высокие горы России Кавказ, с вершиной Эльбрус – 5642м. (слайд 12).
- Низкие горы – Средний Урал (слайд №13).
- Следующая форма рельефа суши – это равнины.
- Попробуем дать определения, что же такое равнины?
- Сравните определение с учебником.
- Равнины – это обширные выровненные участки земной поверхности с небольшими колебаниями высот.
- Запишите это определение на листах с заданиями.
- Равнины различаются по своей высоте (слайд №14 заполнения схемы на листах ).
- Обратите внимание на карту.
- Каким цветом изображаются равнины?
- Низменности изображаются зеленым цветом.
- Самая большая низменность Амазонская. Находится в Южной Америке. Вторая по величине равнина Восточно-Европейская, которая находится в России (слайд №16).
- Найдите на карте России Валдайскую возвышенность, Смоленско-Московскую, Среднерусскую возвышенности.
- Каким цветом изображаются на карте?
- Желтым
- Найдите на карте России Среднесибирское плоскогорье, на физической карте полушарий плоскогорье Декан.
- Каким цветом изображаются плоскогорья?
- Оранжевым
- А как мы можем с вами определить высоту равнин?
- По шкале высот.
- Замечательно!
4.Этап закрепления изученного
Для закрепления учебного материала проводится короткая игра. В форме фронтальной работы проверяется активность класса и умение быстро ориентироваться в физической карте мира.
Игра "Самые - самые"
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к доске и показываете нужный объект(слайд №17).
1.Самые длинные горы на Земле. (Анды)
2.Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
3.Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
4.Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
5.Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
- Отметить на к/к (стр. 14-15) горы и равнины (список географических объектов указан в листах с заданиями).
5. Подведение итогов
Выставление оценок за урок.
6. Домашнее задание.
П.20 пересказ, уметь показывать горы и равнины на карте.