УРОК ЛИТЕРАТУРЫ А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».


Литература
5 класс Краткосрочное планирование № 29
Тема урока А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне...».
Цель урока показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства
Задачи умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
Результаты учебной деятельности Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью
Источники, оснащение и оборудование Учебник литературы, картинки, презентация
Ключевые идеи Выбор стратегий на уроке и разные формы способствуют усвоению и осмыслению теоретического материала урока и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, речевых и коммуникативных навыков, интереса к предмету
Модули Критическое мышление. Талантливые и одаренные. Оценивание и оценивание для обучения
Форма организации Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, коллективная
Тип урока Урок -исследование
1.Мотивационный этап:
Знание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация учебной деятельности
Целеполагание: проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»
Эпиграф: Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.
А.С. Пушкин
Фигура древнерусского князя Олега окружена тайнами, имя его обросло легендами. Воспоминания о нем мы можем найти в известном историческом и литературном памятнике эпохи Киевской Руси «Повести временных лет». Из этого произведения мы узнаем , что происходил князь из варягов, был родственником Рюрика, который умер в 879г., а княжество и опекунство над своим малолетним сыном Игорем передал Олегу. В 882г. Олег овладел Киевом. Это ему принадлежат слова: «Это будет мать городов русских». Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)
А теперь обратимся к летописному источнику «Песни…» (стр. 108-109)
Что сказано об Олеге в летописи? Проверяют наличие учебников, тетрадей.
Отвечают на вопросы учителя Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются, называют хорошие качества своих одноклассников
Записывают число в тетради
Дети отвечают на вопросы, опираясь на полученные ранее знания
Учащиеся читают летопись
Операционный этап:
Понимание Прослушивание «Песни о вещем Олеге»
Какие строки и отрывки вам особенно понравились?
Словарная работа:
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
ПУШКИН наделяет «Песню» общими чертами с фольклорными произведениями постоян. эпитеты: верный конь, товарищ верный, темный лес и т. д.
Образ ВОЛХВА -волшебника – придает произведению загадочность)
Древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..» 1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье
2- во время тризны нельзя печалиться
Анализ «Песни…»
Композиционные части»Песни…»
Экспозиция ---( «Князь едет по полю на верном коне» )
Завязка ----- ( Встреча с волхвом )
Развитие действия-- ( Замена коня, наказ слугам, воспоминания о коне через много лет)
Кульминация----- ( «И вскрикнул внезапно ужаленный князь»)
Развязка---- ( Тризна на могиле Олега )

Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на рисунок Виктора Михайловича Васнецова, изобразившего встречу Олега и кудесника в лесу. Как художник показал, что встретились два равноценных человека?
2.На фоне чего изображён кудесник?
3.С кем изображён князь Олег?
4.Почему художник изобразил Олега на фоне дружины, а кудесника-на фоне природы?
Ищем доказательство тому в тексте.
5.Найдите и выпишите все детали, которые придают тексту историческую достоверность. Кто больше?
6. Мы видим, что Пушкин, совершенно верный в деталях, использовал в «Песни..» анахронизм-неточность в художественном произведении при изображении прошлого, привнесение в текст признаков более позднего времени. Попробуйте найти анахронизм.Они настолько органичны для Пушкина, что, как правило, почти никто не замечает ошибки.
Анахронизмы неизбежны в произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого писатель невольно переносит на него черты своего времени
Работа в группах. Найти художественно-изобразительные средства языка
Средства художественной выразительности:
эпитеты (в том числе постоянные, связь с фольклорной традицией): верный конь, бранное поле, княжеский дар; отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник
славянизмы (их употребление придаёт речи торжественность, приподнятость):сбирается, отмстиить, брег, внемлет;
олицетворения: ковши шипят, годы таятся, дожди моют; И волны, и суша покорны тебе;
сравнения: змея-лента, белые кудри-утренний снег;
метафора: товарищ, слуга, друг (обращение к коню).
инверсия: с волей небесною
. Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге,4\3 стопный амфибрахий
Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой Итак, мы видим, что Пушкин воспевает силу и мужество Олега, говорит о его непобедимости, и в то же время жизнь князя заканчивается трагически. ПОЧЕМУ? КАКОВА ОСНОВНАЯ ТЕМА «ПЕСНИ…» ? Исследуя язык произведения, историческую основу его создания, изображение героев, их действий и поступков, мы можем понять различия между летописью и балладой Пушкина.
В чем же сходство и в чем различия?
ЛЕТОПИСЬ- памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы
БАЛЛАДА- стихотворное произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие
 В каком жанре написана «Песнь…»?
Жанр стихотворения Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
воителю слава – отрада;
и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
У брега Днепра лежат благородные кости…
…смертию кость угрожала
из мёртвой главы гробовая змея … выползала… «Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:
– в основе лежит исторический факт
– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы
– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)


Действие «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…Купайте, кормите отборным зерном…И князю другого коня подвели…»
Характер
Волхва –нет –
«И рече ему кудесник один...» «Идёт вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному…»
Характер
Князя –нет –
Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…» «Олег усмехнулся – однако челоИ взор омрачилися думой»«Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый безумный старик…
Учащиеся слушают аудиозапись, одновременно записывают непонятные слова
Определяют построение произведения
Оценивание: прием «Большой палец»
1.Монументальная поза кудесника, его единство с вековым лесом
2.На фоне природы
3. Вместе с дружиной
4. Олег силён дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силён связью с силами природы.
5. Неразумные хозары; цареградская броня, врата Цареграда, брег Днепра…
6.Анахронизм заключён в словах при звоне весёлом стакана
Групповая работа
Взаимооценивание: прием «Две звезды и одно пожелание»

ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы
Общее – исторические события;
различное- в прозе или в стихотворной форме, причем, в БАЛЛАДЕ – много средств художественной изобразительности
ВЫВОД: Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы. Пушкинский текст отличается от летописного с точки зрения художественности; обращаясь к «преданью старины глубокой», поэт воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет
Применение
ВОУД
Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты.
1 группаИсторики – Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»? Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?
2 группаЛитературоведы –Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…» Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?
3 группаЛингвисты Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?
Кумулятивная беседа
1.Как бы определили тему стихотворения?
2.Какие строчки стихотворения являются главными? (В каких строчках заключена идея баллады?)
3.Как соотносятся начало и конец стихотворения?
4.Почему стихотворение так называется?
5. Какие возникают ассоциации и сравнения данного стихотворения с другими? Групповая работа
Взаимооценивание «Две звезды и 1 пожелание»
Инструктаж домашнего задания Выучить отрывок наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
Записывают задание в дневники
Рефлексивный анализ Отвечают, рефлексируютРефлексия учителя Достиг или не достиг цели урока учитель?
Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил