Конспект урока А.С.Пушкин Песнь о вещем Олеге


Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Форма : комбинированный урок
Цели и задачи: знакомство с летописным источником и текстом произведения; анализ содержания произведения; развитие образного мышления и воображения учащихся, способности сопереживать и сочувствовать.
Ход урока
Рефлексия
Слово учителя
Здравствуйте, ребята. У вас на партах лежат картинки- смайлики. Напишите «Я» на том смайлике, который соответствует вашему настроению.
Проверка домашнего задания
На предыдущих уроках вы знакомились с творчеством А.С.Пушкина. Сейчас мы вспомним некоторые факты из его биографии. Игра «Да-нет». Если я называю правильный факт, вы говорите «Да», если неправильный- «Нет», при этом объясняя ошибку.
А.С.Пушкин родился в 1799 году (да)
А.С.Пушкин родился в Петербурге (нет, в Москве)
Отец А.С.Пушкина был внуком «арапа Петра Великого» Абрама Петровича Ганнибала (нет, мать, Надежда Осиповна , была его внучкой)
Пушкин учился в Царскосельском лицее (да)
На экзамене в лицее юный Пушкин всех поразил, прочитав стихотворение «Зимнее утро» (нет, Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском селе»)
Во время Михайловской ссылки рядом с Пушкиным были его друзья (нет, только няня)
Своей няне Пушкин посвятил стихотворение «Зимнее утро»( нет, стихотворение называется «Няне»)
III.Постановка целей и задач урока
Слово учителя
Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина, которое называется «Песнь о вещем Олеге».На слайде записаны цели, которые мы ставим перед собой на этом уроке (слайд № 3)
Вспомнить известные факты о жизни и верованиях древних славян
Познакомиться с легендой о князе Олеге и стихотворением «Песнь о вещем Олеге», основанном на этой легенде
Читать и анализировать текст
Учиться сопереживать героям, развивать образное мышление
IV.Работа над темой урока
Слово учителя
А.С.Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Примером тому могут служить такие его произведения: «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка» и др. Он хорошо знал труды великих историков того времени, например, Н.М.Карамзина, обращался к летописям, в которых находил подлинные свидетельства о далёком прошлом.
У нас на уроке присутствует группа историков (заранее подготовленные учащиеся), которые хотели бы вам рассказать о наших предках, славянах.
Рассказ учащихся с демонстрацией слайдов
1-й ученик (слайд №5-6) Древние славяне верили, что души умерших в бою воинов продолжают жить после смерти. Хоронили воина с его оружием. А ещё вместе с воином хоронили его коня-самого верного друга. Хороший конь для воина-славянина был дороже золота. Потерять в бою коня, т.е. стать пешим, было равносильно смерти. Когда воин погибал, над его могилой насыпали холм, курган, и устраивали языческий обряд – тризну – пели песни в честь погибшего, прославляли его подвиги.
2-й ученик (слайд №7)Древние славяне верили в судьбу. Они считали, что есть люди, которые знают волю богов, т.е. могут предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, или кудесниками.
Существует легенда о киевском князе Олеге, которому кудесник предсказал судьбу.
3-й ученик (слайд №8-9) Олег княжил в 10 веке и прославился в истории своими делами: объединил славянские государства в одно Киевское, защитил Русь от набегов кочевников хазар, совершил множество военных походов, принёсших государству силу и богатство, а ему –славу. Таков был поход князя Олега на Царьград (современный Стамбул), на вратах которого в знак своей победы князь оставил свой щит.
В народе князя Олега за его мудрость и дальновидность прозвали «вещим».
4-й ученик (слайд№10) Легенда о князе Олеге.
Вопросы по легенде:
Что предсказали Олегу волхвы?
Ка поступил князь с конём?
Сбылось ли предсказание кудесника?
Слово учителя
Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет» (слайд №11), записанной монахом Нестором. Она настолько заинтересовала писателя, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
Прежде чем мы прочтём стихотворение, давайте проведём словарную работу и познакомимся со значением некоторых слов (слайд №12)
Волхвы – языческие служители божества у славян.
Вещий– дальновидный
Жребий - судьба
Тризна – торжественные похороны
Праща – древнее ручное боевое оружие
Эти слова вызывают у нас ощущение старины, древности. Как они называются?
Чтение учителем стихотворения (слайды №13-17)
Вопросы учащимся:
Что вам понравилось больше: летопись или стихотворение? Почему?
Что общего в летописи и стихотворении?
Чтение определения баллады(слайд № 18)
Баллада - стихотворение, в основе сюжета которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.
Можем ли мы сказать, что «Песнь о вещем Олеге» - баллада? Чем различаются летопись и баллада?
Работа над содержанием баллады
На сколько частей можно разделить текст? Выделим смысловые части:
Встреча Олега с кудесником и предсказание волхва
Прощание Олега с конём
Пир у князя. Олег вспоминает о коне
Олег на могиле коня
Тризна Олега
Работа в группах
Каждая группа выбирает секретаря, который будет записывать ответы, и докладчика, который будет представлять ответы перед классом. На карточках, которые получает каждая группа, содержатся вопросы, требующие подтверждения словами из текста (записывать не надо, достаточно отметить в учебнике).Каждая группа работает с одной смысловой частью:
1 группа: Каким показан в отрывке кудесник, а каким князь? Как они относятся друг к другу?
2 группа: Какие чувства испытывает Олег к коню? Как он их показывает?
3 группа: Какие чувства Олега А.С.Пушкин показывает в отрывке «Пир у князя»?
4 группа: В каких строчках А.С.Пушкин показывает горечь утраты князя?
5 группа: Как поэт называет тризну Олега? Почему?
Прослушивание ответов учащихся.
IV.Подведение итогов урока
Проблемный вопрос:
Представьте, что князь не поверил словам кудесника и не расстался с конём.
Что было бы тогда?
Достигли ли мы поставленных целей?
Понравилась вам баллада? О чём она?
Кому вы сочувствовали в балладе: князю или коню? Обоснуйте.
V.РефлесияПосмотрите на свои смайлы: изменилось ли ваше настроение к концу урока?
VI. Домашнее задание: выразительно читать балладу «Песнь о вещем Олеге»