Технологическая карта урока на темуВозникновение религии. Религии мира и их основатели


Технологическая карта урока.
Тема Возникновение религии. Религии мира и их основатели
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель:
Познакомить учащихся с возникновением мировых религий и их основателями Задачи:
Предметная:осознанно, правильно понимать отличия религий.
Метапредметная: учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом.
Личностная:воспитывать внимательное отношение к новому, любовь к своей истории, уважительное отношение к вере и взглядам других народов.
Планируемые результаты
Предметные:
-ученики научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-получат возможность научиться составлять рассказ.
Метапредметные:
РегулятивныеУДД –осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.
ПознавательныеУДД – использовать различные способы поиска, сбора, анализа, организации передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
КоммуникативныеУДД – готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважение к истории и культуре народа; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основные понятия «Будда», «Буддизм», «Нирвана», «Ступа»;«Христос», «христианство», «христиане»;
«Мухаммад», «Аллах», «Ислам», «Мусульмане», «Ханифы»,»Халифы», «Мекка»
Ресурсы:
основные
дополнительные Учебник
Словарь, презентация, иллюстрации, демонстрационный материал.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Этапы урока и вид деятельностиФорма организации УД Деятельность учителя Деятель
ность обучающих
сяI. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Организовать направленное внимание на изучение нового материала. фронтальная Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально, психологически и мотивационно подготавливает учеников к усвоению изучаемого материала.
-Какие национальные религии вы знаете?
-Какие традиционные религии России вам известны?
-Какие религии относятся к мировым?
-Теперь давайте вспомним материал прошлого урока. Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.
Ответы детей
II. Актуализация опорных знаний.
Цель:
Создание проблемной ситуации. парная Повторение ключевых понятий предыдущего урока.
 Соедините  определение  и его понятие. (обучающимся даны карточки с понятиями и их значениями.)
Понятие                                             Значение понятия
1.Многобожие.                                  1.-каменные таблички, на которых были
записаны заповеди Бога
еврейскому народу                    
 2. Пантеон богов                             2.- договор ,заключённый с Богом
людьми                               
3. Единобожие                                3. - записи на каменных табличках            
4. Заповеди                                   4. - вера в одного Бога
5. Завет                                         5. - объединение богов, разных
специализаций
6.Скрижали                                    6. -религия, в которой почитается много
богов
7. Храм                                          7. -люди Аравии, которые верили в Единого
бога, жили благочестивой жизнью
8. Ханиф                                        8. - сооружение, где выражают почтение
Богу
-Над каким вопросом думали дольше остальных, где сомневались, почему?
-Хотите узнать больше о таких людях?   
-На уроке вы узнаете:
Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей.
Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство.
О жизни Мухаммада и его учении.
О жизни Будды и о четырех благородных истинах.
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Ответы учащихся
над № 8, т. к. не было такого понятия в прошлых темах.
-Да.
Религии мира и их основатели
IIIЭтапы усвоения новых знаний.
Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока
фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная 1.Буддизм.
-Работа с картой мира. Место возникновения религии.
-Рассказ о жизни Будды, и о том что такое четыре благородные истины.
-Просмотр видеофильма «Будда Гаутама»
-Обсуждение словарная работа с понятиями:
«Будда»-(просветленный),основатель царевич Сиддхартха Гаутама.
«Буддизм»-мировая религия, возникшая в VIв.до н.э.(религия преодоления страданий)
«Нирвана»-освобождение от страданий.
«Ступа»-специальные сооружения для праха.
«Медитация» – сосредоточение, ведущее к внутренней гармонии
Вопросы:
Где возник буддизм?
Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
Как к царевичу пришло просветление?
В чем смысл четырех благородных истинбуддизма? Кто такой Будда?
Как умер Будда и что такое ступы?
2.Христианство.
Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей?
Работа с картой мира.
Рассказ о жизни Христа с показом галереи Образ Христа в картинах художников разных эпох».
Задание:
Найти в пособии определения слов:
«Христос»-пророк
«христианство»-учение о жизни и воскресении Иисуса Христа
«христиане»-последователи Иисуса.
Вопросы:
Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?
Где родился Иисус?
Почему Иисуса считают Сыном Божьим?
Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?
Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство?
Физкультминутка.
3.Ислам
-Работа с картой мира. Место возникновения религии.
- Рассказ о жизни Мухаммада.
Найти в пособии определения слов:
«Мухаммад»-пророк
«Аллах»-( по- арабский) Бог
«Ислам»-религия мусульман
«Мусульмане»-приверженцы ислама
«Ханифы»-люди, которые верили в Единого Бога, жили благочестивой жизнью.
«Халифы» – преемники Мухаммада
«Мекка»-родина пророка Мухаммада
Вопросы:
Кто такой Мухаммад и кто такиеханифы?
Что случилось с Мухаммадом на горе близ Мекки?
К чему призывал Мухаммад?
С чего началось распространение ислама по странам и континентам?
Что такое ислам и кто такие мусульмане? Ответы учащихся.
Обсуждение
Учащиеся формулируют определения и записывают в тетради.
Обсуждают все найденные определения записывают в тетрадь.
IV.Закрепление новых знаний.
Цель:
Закрепить знания о религиях мира и их основателях;развивать навыки работы с учебником,
Работы в группе.
групповая
По словесному портрету определить основателя религии.
Он был уроженцем Мекки. Его отец умер за несколько дней до его рождения, а мать – когда ему было 6 лет. Его воспитывал дядя. В юности он был чист сердцем, и друзья любили его. Его мудрость и цельность характера позволили ему объединить разрозненные племена Аравии. (Мухаммад)
Он родился в царской семье. Жил во дворце в роскоши и без забот. Но однажды он понял, что все смертны, что любого смертного подстерегают болезни, что богатство и знатность – это не самое главное. Он покинул свой дом, и стал странствовать в поисках истины.
(Будда)
Его рождение предсказано ангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии в городке Назарете, и возвестившим, что у нее должен родиться сын. Он должен родиться на земле Иудеи - в Вифлееме, легендарном городе царя Давида.
(Иисус Христос) ученик выбирает карточку и прочитывает текст
Дети отгадывают, о ком идет речь.
V.Итог урока.
Рефлексия.
Цель:
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса -Что нового узнали на уроке;
-Что понравилось?
-Что хотелось бы улучшить в работе в группе, классе?.-О чем хотелось бы рассказать родным, близким, знакомым?
Ответы детей
Пожелания
VI.Домашнее задание.
Цель:
Закрепить знания учащихся по пройденной теме. Для всех: перечитать тексты учебника, кратко пересказать их по плану.
Заполнить таблицу «Религии мира и их основатели. Задание записывают в дневник
Приложение 1
Соедините  определение  и его понятие.
Понятие Значение понятия
1)Многобожие
2)Пантеон
3)Единобожие
4)Заповеди
5)Завет
6)Скрижали
7)Храм
8)Ханиф1) каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу
2) договор, заключенный с богом людьми
3) записи на каменных табличках
4) вера в одного Бога
5)объединение богов, разных специализации
6) религия, в которой почитается много богов
7)люди Аравии, которые верили в Единого бога, жили благочестивой жизнью
8)сооружение, где выражают почтение к Богу
Приложение 2
По словесному портрету определить основателя религии.
Он был уроженцем Мекки. Его отец умер за несколько дней до его рождения, а мать – когда ему было 6 лет. Его воспитывал дядя. В юности он был чист сердцем, и друзья любили его. Его мудрость и цельность характера позволили ему объединить разрозненные племена Аравии.
Ответ_________________
По словесному портрету определить основателя религии.
Он родился в царской семье. Жил во дворце в роскоши и без забот. Но однажды он понял, что все смертны, что любого смертного подстерегают болезни, что богатство и знатность – это не самое главное. Он покинул свой дом, и стал странствовать в поисках истины.
Ответ__________________
______________________________________________________________
По словесному портрету определить основателя религии.
Его рождение предсказано ангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии в городке Назарете, и возвестившим, что у нее должен родиться сын. Он должен родиться на земле Иудеи - в Вифлееме, легендарном городе царя Давида.
Ответ__________________________
Приложение 3
Христианство
Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?
Где родился Иисус?
Почему Иисуса считали Сыном Божьим?
Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?
Что случилось после смерти Иисуса и как началось распространяться христианство?
__________________________________________________________
Ислам
Кто такой Мухаммад и кто такиеханифы?
Что случилось с Мухаммадом на горе близ Мекки?
К чему призывал Мухаммад?
С чего началось распространение ислама по странам и континентам?
Что такое ислам и кто такие мусульмане?
__________________________________________________________
Буддизм
Где возник буддизм?
Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
Как к царевичу пришло просветление?
В чём смысл четырёх благородных истин буддизма? Кто такой Будда?
Как умер Будда и что такое ступы?
Приложение 4
Таблица « Религий мира и их основатели »
Исламская
культура Буддийская
культура Христианская
культура Западная Аравия Индия Палестина VII в.н.э VI в. до н.э Iв.н.э МухаммадСиддхартха Гаутама Палестина