Конспект по литературе на тему Литературная гостиная В ней что-то чудотворное горит (по мотивам лирики А. Ахматовой)

Любовь Владимировна Гребенникова
старший методист Бахчисарайского
колледжа строительства, архитектуры
и дизайна «Крымского федерального
университета имени В.И. Вернадского»,
г. Бахчисарай, Республика Крым

Литературная гостиная

Тема: «В ней что-то чудотворное горит» (по мотивам лирики А. Ахматовой).

Цель: Обобщить изученное о творчестве А.А. Ахматовой, расширять кругозор обучающихся, вырабатывать умение анализировать, воспитывать умение анализировать, воспитывать эмоциональность, чувство гордости за нашу культуру и её достойных представителей.

Оборудование: портреты А. Ахматовой разных лет, выставка произведений А. Ахматовой.

Преподаватель: Два портрета А. Ахматовой На одном – молодая женщина с резким профилем, отрешённая от мира, ушедшая в себя. О чём она задумалась? Предчувствовала ли тогда свою трагическую судьбу? На другом – она же, величественная, гордая, седая, в наброшенной на плечи шали. Не сломленная ни смертью мужа, ни тюрьмой, ни ссылкой сына. Необычной формы нос «уравновешен» подбородком, как-то она стала мягче. Но и о втором, как о первом, можно сказать: «В ней что-то чудотворное горит».

1. Русская поэтесса другой эпохи, Юнна Мориц, сказала: «Быть поэтессой в России – труднее, чем быть поэтом: единица женской силы в русской поэзии – 1 ахмоцвет». Как хорошо соединились в этом слове Ахматова с Цветаевой, с цветом, цветением!
2. Главное в её поэзии, как и у любого другого выдающегося поэта, – умение видеть и понимать человека. Она говорила от имени всех женщин и о женском чувстве, восприятии мира. «Я научила женщин говорить», – говорила А. Ахматова. В ней самой, в её поэзии – таинство самоотверженной, жертвенной любви женщины. Нет, она не была ни камерной, ни салонной поэтессой. В её голос звучал и металл, когда она, муза Ленинграда, от имени всех жён, матерей и дочерей писала в «Клятве».
3. И та, что сегодня прощается с милым, – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянемся могилой, Что нас покориться никто не заставит.
4. Первые стихотворения Ахматовой. И они уже были отмечены печатью гениальности той, которую потом назовут первой поэтессой века, русской Сафо ХХ века. Многие исследователи её творчества видели связь ахматовской поэзии с русской прозой, с драматизмом романов Ф. Достоевского, чеканностью прозы М. Лермонтова.
5. Ранее творчество Ахматовой отмечено тремя сборниками – «Вечер», «Белая стая». Как поэт она складывалась в них. Школу мастерства Ахматова прошла в чтении поэзии – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Её острый глаз учился быть таким же зорким, как у великих классиков. В её стихах соседствуют изысканность и простота:
Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
6. Чтение стихотворения из раннего творчества А. Ахматовой.
7. Корней Чуковский сравнил стихотворения Ахматовой с куполом архитектурного здания, где всё точно, всё выверено и совершенно. Но, по-моему, этот купол мёртв, если нет в нём зажжённой лампады. Эта лампада в алтаре ахматовской поэзии всегда была зажжена в честь тех, кого она любила.
Как и для каждой женщины, для поэтессы меркнет мир, когда уходит любимый, и каждая, читая её строки:
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
– Вновь и вновь переживает горечь утраты.
Движение поэзии Ахматовой – от личной судьбы к судьбе общечеловеческой, от конкретного случая – к глубокому обобщению.
8. Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду пою, –
начинает она стихотворение. А кончает библейски:
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
9. Ахматова вглядывается в мир, как в зеркало: пытается понять себя, разгадать людей, найти близкое в них. Так и мы вчитываемся в строки её прекрасной баллады «Сероглазый король», других стихотворений, стремясь найти нечто и о себе. Вместе с Н. Гумелёвым и О. Мандельштамом она относила себя к поэзии акмеизма, она спорила с символистами, уводившими читателя в заоблачные выси.
10. Одно из лучших стихотворений «Четки» – «Ты письмо моё, милый, не комкай». В нём простота и изящество, в нём – сама жизнь с её реалиями: «серым будничным платьем», «стоптанными каблуками»:
Ты письмо моё, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомой,
Быть чужой на твоём пути.
11. Личная и общественная темы в 20-30-е годы становятся у Ахматовой неразделимы. Многие из её друзей уехали за рубеж. Она, русская поэтесса, жизни без родины не представляла. Одно из лучших стихотворений, написанных ею в 1917 году, – «Мне голос был». В нём и трагедийность нелёгкого выбора, и решительность автора в определении своей жизненной позиции. Однозначной оценки событий в стихотворении нет, но есть только единственно возможное для Ахматовой решение: остаться на родине.
12. Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
13. В стихотворениях А. Ахматовой часто звучит тема разлуки. Это тоже своеобразное отражение событий эпохального значения в судьбе человека. Сначала это была разлука с любимым и близкими (война, революция), в более поздних стихотворениях – разлука с сыном (арест, тюрьма). Трагедия России – это и трагедия поэтессы, она вновь и вновь осуждает братоубийственную войну.
14. Словно мать, с плачем и причитаниями голосит она на поле брани о каждом из павших:
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать,
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
15. Ей суждено было жить и творить в самое горькое для России время. Потом всё пережитое, всё накопленное в душе вылилось в знаменитом «Реквиеме», автор которого разделила судьбу многих русских женщин – быть матерью, женой арестованных, сосланных, канувших в неизвестность.
16. Не может не восхищать и личный подвиг А.А. Ахматовой. Она оставалась в те страшные годы единственным поэтом в России, который ничем не поступился, не посвятил ни строчки вождю и тирану, не погрешил против совести:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
17. Она писала даже тогда, когда жить не хотелось, «под звон тюремных ключей». Писала на клочках бумаги, доверяла эти строки лишь самым близким, а потом назвала их «Черепками».
18. В послевоенном Ленинграде в 1959 году, когда поэтессу травили, не прощая ей гордости, молчания, стремления сохранить своё достоинство, Анна Андреевна писала:
Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И всё-таки узнают голос мой,
И всё-таки ему опять поверят.
(«Надпись на книге»)
Мы счастливы, что сбылись её пророческие слова, а поэзия её стала достоянием читателей.
15