И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа


Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа"
Тема: И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель: Организовать исследовательскую деятельность учащихся 10-го класса по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а так же знаний о спорах вокруг романа.
Задачи:
Актуализация субъективного опыта учащихся перед осмыслением нового материала по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Осмысление нового материала по истории создания и спорам вокруг романа через исследовательскую деятельность учащихся на уроке с использование ИКТ.
Совершенствование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ:
умение выделять проблему исследования;
умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками (обработка и оформление информации с использованием ИКТ);
умение презентации результата самостоятельного исследования с использованием ИКТ;
умение делать выводы и анализ проведенной исследовательской работы;
умение проводить рефлексию собственной, групповой и коллективной деятельности.
Оборудование: Школьная доска, проектор, компьютеры, CD «Русская литература» (программа предназначена для изучения разных этапов развития русской литературы), дидактический раздаточный материал.
Предварительная работа:
Деление класса на группы по принципу равных способностей и возможностей.
Подбор электронных и печатных материалов для организации работы в группах.
Подбор цифровых образовательных ресурсов.
Организационная схема урока (урок рассчитан на 80 минут: 2 урока по 40 минут)
I. Организационный этап (2 минуты). Позитивный настрой учителя и учащихся. Готовность класса к уроку. Включённость учеников в учебный процесс. Формирование целевых установок урока и плана работы на уроке (исследовательская деятельность учащихся на уроке: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез её решения, обоснование выдвинутых гипотез, переоформление для применения, применение).
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (8 минут) (начало организации исследовательской деятельности учащихся на уроке, т.е. постановка проблемы исследования и выдвижение гипотез её решения):
1. Сообщение темы урока, демонстрация её на слайде презентации к уроку (см. Приложение 1), формулирование совместно с учащимися цели урока.
2. Учитель актуализирует субъективный опыт учащихся, предлагая технику «Ассоциативный ряд» (см. Приложение 2): «Обсудите, какие персонажи могут встретиться в романе с названием «Отцы и дети»? Какие отношения между ними возможны? Запишите свои ассоциации в таблицу и сделайте вывод, может ли произведение с названием «Отцы и дети» вызвать интерес у читателей?
3. Заслушивание ответов учащихся по работе с таблицей «Ассоциативный ряд» (см. Приложение 3).
4. Учитель предлагает вниманию учащихся эпиграф урока: «Отцы и дети» - едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе» - П. Вайль и А. Генис, - с целью определения значимости темы для дальнейшего изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и организации исследовательской деятельности учащихся на уроке.
5. Учитель организует начало исследовательской деятельности групп учащихся на уроке: учащиеся формулируют для дальнейшего исследования проблему, опираясь на высказывание авторов эпиграфа, и выдвигают гипотезы решения проблемы исследования. Далее всё это представляется для прослушивания.
III. Этап изучения нового материала (30 минут) (продолжение исследовательской деятельности учащихся на уроке: обоснование выдвинутых гипотез и переоформление для применения):
1. Распределение задания по группам:
1 группа – электронный учебник CD «Русская литература», дидактический печатный материал «Время и история создания романа «Отцы и дети» (см. Приложение 4);
2 группа – дидактический печатный материал «Современники Тургенева о романе «Отцы и дети» (см. Приложение 5);
3 группа – дидактический печатный материал «Стихотворение Дмитрия Минаева «Отцы и дети» (см. Приложение 6).
2. Учитель даёт установку на выполнение следующих этапов исследования: обоснование выдвинутых гипотез и переоформление для применения: «Изучите предложенный материал, найдите в нём подтверждение или опровержение выдвинутых вами гипотез и оформите своё исследование в виде презентации с использованием программы Microsoft Power Point, требования к которой находятся в «Памятке № 1» у каждого компьютера (см. Приложение 7). Подготовьте выступление от группы с опорой на правила выступления с презентацией по правилам «Памятки № 2» (см. Приложение 8).
IV. Этап первичной проверки понимания изученного (20 минут) (окончание исследовательской деятельности учащихся на уроке – применение):
1. Учитель организует заключительный этап исследования на уроке – применение (обсуждение и вывод). Обращается к учащимся с установкой: «При выступлении групп с презентацией своего исследования члены одной группы выступят экспертами по требованиям к созданию презентации «Памятки № 1», члены другой группы проэкспертируют выступающего по тем правилам, которые были предложены в «Памятке № 2».
2. Слушаются выступления представителей от групп с результатами и выводами исследования:
1 группа – электронный учебник CD «Русская литература», дидактический печатный материал «Время и история создания романа «Отцы и дети» (пример презентации одной из групп учащихся 10 класса см. Приложение 9);
2 группа – дидактический печатный материал «Современники Тургенева о романе «Отцы и дети»;
3 группа – дидактический печатный материал «Стихотворение Дмитрия Минаева «Отцы и дети».
3. Выслушиваются выступления экспертной оценки групп-слушателей.
V. Этап закрепления изученного (5 минут). Учитель осуществляет процесс осмысления учащимися изученного материала и совершенствования способов деятельности через фронтальный опрос: 1. Как ты действовал, работая над проблемой исследования? 2. Почему именно так ты выполнял задание? 3. Какие действия ты осуществлял, чтобы провести исследование? 4. Как ты выстраивал план своего ответа при выступлении?
VI. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности (10 минут). Учитель даёт установку на обобщение и систематизацию знаний и способов действий учащихся с использованием Интернет: «В процессе исследования мы с вами разрешили проблему, выдвинутую в начале урока. Пришли к выводу о том, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» на самом деле «шумная и скандальная книга русской литературы». Хотелось бы услышать от вас, дорогие исследователи, может ли быть так интересно для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»? Своё мнение вы выскажите, став участниками форума по вопросам жизни и творчества И.С. Тургенева по электронному адресу: www.turgenev.org.ru/VII. Этап информации о домашнем задании (2 минуты):
1. Учитель мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. 2. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания:
а. прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»; б. создать коллаж или презентацию на тему «Система образов романа «Отцы и дети» или «Основные сюжетные линии романа «Отцы и дети».
Второе задание можно выполнять как индивидуально, так и в парах.
3. Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания.
VIII. Этап подведения итогов урока – рефлексия (3 минуты). Учитель организует процесс подведения итогов урока и мобилизует учащихся на рефлексию: «Я», «МЫ», «ДЕЛО» - учащиеся осуществляют самооценку («Я»), оценку работы в группе («МЫ»), оценку работы класса («ДЕЛО») при организации исследовательской деятельности на уроке с использованием ИКТ.