Бинарный урок на тему “Заучивание стихотворения А. А. Блок «Ветхая избушка»”


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя
для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении
«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»
Бинарный урок. Литературное чтение + технология.
ТЕМА: “Заучивание стихотворения А. А. Блок «Ветхая избушка»”
Текст исследования: А. А. Блок “Ветхая избушка”
Учитель-логопед Медова Е.В.
Учитель нач. классов Мелешко А.И.
Задачи учителя.
Познакомить учащихся со стихотворением А.А. Блока «Ветхая избушка», с новыми способами заучивания наизусть, учить видеть связь текста с собственным опытом, использовать его как источник познания мира. Закрепить умения вырезать по трафарету.
Развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе.
Коррекционные задачи:
Совершенствование движений. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Развитие основных мыслительных операций. Формирование навыков соотносительного анализа. Развитие различных видов мышления.
Развитие словесно – логического мышления (умение устанавливать логические связи).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Коррекционные задачи логопеда
Коррекционно-образовательные: Уточнение и обогащение словарного запаса. Контролирование звукопроизношения, речевого дыхания, правильной голосоподачи. Развитие интонационной выразительности речи, совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения заучивать стихотворение.
Учить детей слышать и помогать друг другу.
Коррекционно-развивающие: Развитие паралингвистических средств общения (просодии) и силы голоса. Развитие связной речи ,зрительного внимания, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики . Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Оборудование : Классная доска, мел, портрет А.Блока, конверты с деформированным текстом и иллюстрации времён года на каждого учащегося, ножницы, цветная бумага.
Видео для пальчиковой гимнастики. Аудиозапись к динамической паузе.
Ход урока
I.Организационный момент (девиз класса).
II. Сообщение темы и целей.
Учитель .-Сегодня необычный урок чтения.
- На нём вы будете работать с двумя учителями: со мной и учителем- логопедом – Еленой Васильевной.
-На уроке мы будем выразительно читать и учить наизусть стихотворение Александра Александровича Блока «Ветхая избушка», вырезать и выполнять интересные задания.
III.Мотивация
Проблемная ситуация
Чтение учителем стихотворения А. Кузнецовы «Времена года». (Выложить картинки времён года во время чтения стихотворения).

Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи, поля и сады.
Зама засыпает снегом поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Беседа
- О каких дочерях идёт речь в стихотворении? (О временах года).
- Какое сейчас время года? Выберите иллюстрацию.
- По каким признакам вы определили, что сейчас время года - зима?
- За что дети любят зиму?
- Сегодня на уроке пойдёт речь о зиме. И для того, что бы правильно, чётко произносить слова и читать предложения нужно немного подготовиться и в этом вам поможет логопед Елена Васильевна.
Логопед. Развитие паралингвистических средств общения (просодии и силы голоса, речевого дыхание и правильной голосоподачи .Дидактическое упражнение «Горки»
-Сейчас мы приведём в порядок органы речи (потренируем дыхание, силу ,темп, плавность голоса).Сделайте вдох носом и на выдохе произнесите гласные.



у э
226060698500
о
ы
а
569341019050538861066675
и и и и и иРефлексия.
-Вам удалось справиться с заданием ?Учитель .IV.Актуализация опорных знаний.-Чтение наизусть стихотворений о зиме.
Читают два победителя «Конкурса чтецов»
- Легко ли вам было учить стихотворения?
-Как заучивали ?
-Сегодня мы с Еленой Васильевной научим вас новым способам запоминания .
-На уроке вы выучите три столбика стихотворения
А.А. Блока. «Ветхая избушка», а 4 и 5 столбики вы самостоятельно выучите на самоподготовке.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.- Поэзия А.А. Блока очень многообразна. Когда вы станете старше, вы сможете убедиться в этом сами. А стихотворение «Ветхая избушка» связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Словарная работа
- Что значит «Ветхая избушка» ? (Разрушающийся от старости, дряхлый)
-Шалунишки (Непослушные, балованные дети)
Чтение стихотворения учащимися в полголоса, обращая внимание на знаки препинания.
Беседа по содержанию .- Каким настроением наполнено стихотворение? (Радостным, счастливым. Детям очень весело играть зимой).- Какой знак стоит в конце стихотворения? (Восклицательный)
- Да, дети не расстроены, что растаял снег. Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.
- Есть ли грустные моменты? (Есть; бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и так же порезвиться вместе с детьми. Наблюдая за внуками, она вспоминает своё детство).- С каким настроением будете читать 2 и 3 столбики?
- Эти строки читаются более высоким и радостным тоном.
- Давайте попробуем выразительно почитать первые три столбика.

Логопед. Развитие интонации и выразительности речи.
- Чтобы читать, как Алла Ивановна, мы должны подготовиться к выразительному чтению.
Выразительная речь – это искусство. При чтении выразительность не дается само собой. К выразительному чтению надо готовиться.
Для начала вы должны понять « Что ты читаешь»?
Работа с деформированным предложением.
-Прочитайте про себя.
-Осмыслить и понять где будут паузы, ударения, усиления голоса.
-Проговорите поговорку сначала медленно и тихо затем быстрее и громче.
БЕРЕГИ В БОЛЬШОЙ МОРОЗ.
-Произнесите предложение, выделяя голосом то слово, на которое я покажу.
-Произнесите предложение вот так [ ? ],а теперь так [ ! ],и ещё вот так [ . ].
- Как вы понимаете поговорку ?
Рефлексия.
-Удалось ли вам подготовиться к выразительному чтению?

Выразительное чтение четверостиший учащимися (по одному).
VI. ЛОГОПЕД. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
«Пластические этюды». (Проводится под музыкальное сопровождение).
-Предлагаю отправиться на прогулку. Учащиеся выходят из-за парт и становятся на свободное пространство.
-С помощью мимики, жестов, движений - покажите следующие действия.
- Покажите как вы радуетесь первому снегу.
-Вы играете в снежки, лепите снежную бабу, катаетесь на санках ,на коньках, ходите лыжах. Вот вы замёрзли, а теперь вам жарко.
Проблемная ситуация.
-Покажите, как вы едите снег?
-Можно ли есть снег? Почему?
VII. Закрепление и осмысление новых знаний.
Логопед. Заучивание первого четверостишия с логопедом методом
« ПОСТЕПЕННОГО СТИРАНИЯ СЛОВ С ДОСКИ».
Работа с деформированным текстом.
- А сейчас мы проверим, удалось ли вам выучить четверостишие.
Возьмите конверты и восстановите 1-й столбик стихотворения.
Вся в снегу стоит.

Ветхая избушка

Из окна глядит.
Бабушка старушка
Самопроверка.
-Предлагаю проверить правильность изложения стихотворения друг у друга.
Рефлексия.
-За что бы вы себя похвалили?
Учитель .Заучивание второго четверостишия с учителем с опорой на предметные картинки.
Внукам
По колено .
lefttop0
ребятишкам
Быстрых бег.
Взаимопроверка (в парах).
Заучивание третьего четверостишия с помощью мимики и жестов.
Взаимопроверка (групповая: мальчики - рассказывают, девочки- показывают )
Хоровое рассказывание всего стихотворения наизусть (с целью развития слухового внимания, умения слышать друг друга, вместе вступать).
VIII. Обобщение и систематизация новых знаний.
Учитель.
- Посмотрите на иллюстрацию. А теперь в окно. И ответьте на вопрос:
- В чём разница между погодой за окном и на иллюстрации? (Нет снега)
- Давайте создадим себе зимнее настроение. Вырежем снежинки с помощью трафарета и наклеим их на иллюстрацию. (Дети под музыку вырезают снежинки).
IX.Логопед. Пальчиковая гимнастика. «Снежок». Выполнение движений с проговариванием.
1,2,3,4-Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий,
Очень гладкий.
И совсем, совсем не сладкий.
Раз - подбросим,
Два - поймаем.
Три - уроним и сломаем.
Учитель.
Инструктаж по Т.Б., объяснение хода работы.
Дети под музыку вырезают снежинки.
X.Логопед. Рефлексия
- Выразите своё отношение, к уроку начиная со слов:
-На уроке мне было: легко, грустно, весело, радостно, интересно, трудно, увлекательно, познавательно.