Проект ученика 6 класса МБОУ гимназии №11 г.о. Самара Красикова Егора по теме Исламские мотивы в архитектурном ансамбле Самары.


XII РОССИЙСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Секция. Краеведение.
ИСЛАМСКИЕ МОТИВЫ
В АРХИТЕКТУРНОМ АНСАМБЛЕ ГОРОДА САМАРЫ
Выполнил:
Красиков Егор,
ученик 6 «Б» класс
МБОУ Гимназии №11 г.о. Самара
Руководитель:
Филиппов Сергей Анатольевич
учитель истории
Самара, 2017г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc468471305 \h 2Глава I. Исламская (мусульманская) архитектура. PAGEREF _Toc468471306 \h 4Глава II. Исламский колорит в архитектуре Самары PAGEREF _Toc468471307 \h 72.1. Храмовые сооружения. PAGEREF _Toc468471308 \h 72.2. Гражданское зодчество. PAGEREF _Toc468471309 \h 8Заключение. PAGEREF _Toc468471310 \h 11Список литературы и источников PAGEREF _Toc468471311 \h 12Определения терминов PAGEREF _Toc468471312 \h 14Приложение 1 PAGEREF _Toc468471313 \h 16Приложение 2 PAGEREF _Toc468471314 \h 22

Введение.Седых веков наследство,
поклон вам труд и пот!
Николай Клюев
«Люблю ездить по России в качестве туриста. В 2014 году посетил десяток областных центров. Самара запомнилась мне разнообразием архитектурных стилей, их произвольной мешаниной, пренебрежительным отношением к историческому наследию. Контрастом патриархального центра и растущих многоэтажек. Каким-то «азиатским» налётом части старой застройки и таким же купеческим её происхождением. А в целом - город, бесспорно, колоритный и своеобразный, имеющий свое лицо. Далеко не каждый российский город может этим похвастать», - писал Василий П., турист.
Данная работа посвящена изучению исламского (мусульманского) зодчества в архитектуре города Самары.
Актуальность работы связана с тем, что в связи историческими, этнографическими и политическими особенностями развития России в целом, а соответственно и Самарского региона, современные тенденции градостроительства не способствуют сохранению исторических объектов культурного наследия Самары.
Объектом исследования являются городские постройки города Самары конца XIX - XX веков выполненные в стиле исламской (мусульманской) архитектуры.
Предметом исследования являются архитектурно-градостроительные, стилистические особенности зданий Самары конца XIX - XX веков возведенные в культурных традициях исламского (мусульманского) зодчества.
Цель работы – определить влияние исламской (мусульманской) материальной культуры на архитектуру города Самара конца XIX - XX веков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
Изучить историю возникновения исламской (мусульманской) духовно-материальной культуры на примере архитектуры.
Выявить стилистические особенности исламской (мусульманской) архитектуры.
Исследовать влияние исламской (мусульманской) культуры на архитектуру города Самары.
Методы исследования определялись характером работы и предстали в следующем виде: описательно-исторический, аналитико-исторический, описательный, натурное исследование.
Гипотеза - влияние исламской (мусульманской) культуры оставило заметный след в формировании Самарского зодчества.
Практическая направленность исследования состоит в изучении и сохранении культурного наследия родного края. Так же, материалы исследования могут быть использованы в процессе проведения учебных занятий по темам, связанным с культурой народов мира.
При написании данной работы мною использовались интернет источники, книги, записи, очерки самарских краеведов, архитекторов, архивные материалы, историческая и специализированная литература, нормативные акты.
Глава I. Исламская (мусульманская) архитектура.
Ислам – вторая по массовости после христианства религия в России. (Приложение 1, рис.1) Ислам родился на Аравийском полуострове, которое населяли арабские племена. Расширив свои сферы влияния к началу VIII в.н.э. на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров (Приложение 1, рис.2). Вместе с ним на новые территории продвигалась культура, присущая ему. За пророками шли воины, за воинами – торговцы, за торговцами – ученые.
Ислам объединил под своей властью много разных народов. Однако, впитав в себя культуру других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой. Наибольший расцвет арабской средневековой культуры приходится на VII – IX вв.
На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг друга. Поскольку у ислама не было своих художественных традиций, искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Исходя из соображения полезности, они сохраняли традиционную структуру, а к созданию новых сооружений охотно привлекали искусных местных мастеров и ремесленников. Так сложились и единые стилевые характеристики архитектуры, подарив миру одно из самых массовых направлений в архитектуре.
В истоках этой архитектуры элементы разных традиций - переднеазиатских, иранских, византийских и, наконец, арабских. Например, когда Египет, входивший ранее в состав Византии, стал арабской страной, здесь появились минареты - формы ирано-месопотамского происхождения. (Приложение 1, рис.3).
Это архитектурное решение сделало мечети сопоставимыми с христианскими церквями с их колокольнями. Купола стали отличительной чертой исламской архитектуры с 7 века (Приложение 1, рис.4).
Излюбленными в арабской архитектуре стали Иранские (Иран ранее входил в состав Персидского государства) сталактиты - расширяющиеся кверху ряды консольных выступов (Приложение 1, рис.5).
Арабская архитектура использовала различные формы арок с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители, они стали излюбленным приемом декорирования культовых зданий ислама (Приложение 1, рис.6). Так, широко распространены Индийские стрельчатые, килевидные арки, более пологой формы, и Испанские арки – подковообразные или лопастные зубчатые тромпы «сломанные» (Приложение 1, рис.7).
Колонны, поддерживающие перекрытие, имели небольшое сечение и были расставлены широко, чтобы не загромождать пространство (Приложение 1, рис. 8). Формы колонн отражали влияние архитектуры Византии и восточных провинций древнеримской империи. Первоначально использовались деревянные колонны, которые стояли на цоколе из камня, потом широко использовался мрамор.
При сооружении жилищ следовали традиции, распространенные по всей Передней Азии и Ближнему Востоку: комнаты были обращены во внутренний двор, где устраивались галереи, бассейны, цветники. В целом усадьба представляла собой замкнутый комплекс, огражденный глухими стенами (Приложение 1, рис. 9).
Так, одной из наиболее распространенных сооружений исламской архитектуры стала четырехайванная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и в гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай (придорожные гостиницы)). Это сооружение с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы (Приложение 1, рис.10). Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на главном фасаде здания. Распространялись и простые постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом (Приложение 1, рис. 11).
Основным культовым сооружением ислама стала мечеть (Приложение 1, рис.12), нововведением которого в начале VIII века стал михраб - "сердце мечети". Михраб расположен в середине стены и представляет собой нишу в стене мечети, часто украшенную двумя колоннами и аркой, и по своей функции михраб соответствует христианскому алтарю (Приложение 1, рис.13).
Огромная роль принадлежала богатому орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости - резьба по камню, гипсу, дереву, обилие изразцов, кладка из кирпича и камня разного цвета, мозаика полов и стен, многоцветные росписи (Приложение 1, рис.14).
Орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, дабы не сотворить себе образ или подобие Бога. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд (Приложение 1, рис.15).
Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток, был монохромным. Но с 12 в. стали применять облицовку из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преобладали своеобразно претворенные в искусстве топа сине-голубого неба и золотисто-охряной земли. Тонкая, ажурная резьба по алебастру, мозаичные и изразцовые узоры, великолепные орнаменты притягивают к себе, словно чудо.
Именно зодчие ислама подарили нашему миру эти архитектурные приемы, без которых невозможно себе представить ни один город мира. До сих пор, от Китая до Гибралтара, сохранились дивные творения зодчих-мусульман, застывшая музыка науки и веры.
В каждом здании – мечеть ли это или светский дворец, караван-сарай ли, школа или библиотека – легко угадываются элементы, которые много веков назад арабская архитектура Аравии и Ближнего Востока подарила исламу (Приложение 1, рис.16).
Исследуя архитектуру, дарованную нам Исламом, изучая ее стилистические компоненты, невольно приходишь к выводу, что это часть мировой культуры и искусства, это – философия творчества, которая несет в себе совокупность культовых традиций, религии народов, мировых эпох.
Итак, Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам: большие купола, минарет, михраб; использование арабеска, симметрии, ярких цветов, арок; большие дворы с комнатами, обращенными внутрь двора с чёткой и правильной геометрией и колоннами, установленными по периметру; внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя.
Глава II. Исламский колорит в архитектуре СамарыЗнакомству наших предков с исламом способствовали военные походы арабских завоевателей. Падение Казанского ханства в 1552 году, образование мощного государства – Руси, приход к власти династии Романовых ослабляет позиции ислама. В связи с чем не сохранились образцов древней культовой архитектуры ислама. И лишь со времени русской императрицы Екатерины II, русское правительство изменило свою политику по отношению к исламу. Способствовало этому результаты народных восстаний под руководством Емельяна Пугачёва и расширение торговых отношений с Турцией, Персией, Марокко, и продвижение южных границ государства за счет присоединения Крыма, Кавказа и Средней Азии.
К концу 19 века число поданных мусульман российского государства достигло 30 миллионов человек. Россия по существу превратилась в многоконфессиональное государство.
Проникновение ислама в наши края неминуемо вносило изменения и в облик поволжских поселений и его архитектуру. Что касается городских построек Самары в Исламском стиле, то для их подсчета хватит пальцев одной руки.
2.1. Храмовые сооружения.Первым и главным видом культового сооружения Ислама стала мечеть – место собрания единоверцев для вознесения молитвы Богу.
К моменту образования г. Самара (вторая половина 16 века), культовая архитектура ислама ещё не имела ярких образцов зодчества и являла собой в основном молельные дома.
Историческая мечеть по ул. Алексея Толстого, д. 61 (Приложение 2, рис. 2). 18 января 1895 года Глава Самарской Епархии Гурий разрешил мусульманам построить на Казанской свою мечеть. Следуя сложившимся традициям в культовой архитектуре, в 1902 году в Самаре была заложена первая соборная мечеть на улице Казанской (ныне ул А. Толстого). Ее проект предусматривал создание крупного объекта, учитывающего все особенности исламской архитектуры. Однако для реализации проекта не хватило денег, и она оказалась недостроенной. О её несостоявшейся красоте можно судить лишь по чертежам, поныне хранящимся в Самарском архиве. Мечеть была освящена, несмотря на то, что минарет отсутствовал. В 2006 году начались работы по возрождению памятника зодчества.
Самарская Соборная Мечеть по ул. Стара Загора, 54 (Приложение 2, рис. 3). В конце 1998 года Самаре явилась красавица исламской культовой архитектуры – соборная мечеть на ул. Стара-Загора. Архитектура современной мечети вобрала в себя все многовековые традиции строительства культовых зданий: взметнувшийся в небо минарет гармонирует с золоченным куполом, опирающимся на традиционное прямоугольное каменное здание мечети. Самарская соборная мечеть является уникальным архитектурным комплексом, одним из крупнейших культовых сооружений не только России, но и Европы.
2.2. Гражданское зодчество.Первые примеры исламской архитектуры в Самаре появляются во второй половине XIX века, и связаны они с загородным строительством. В тот период активно застраивался берег Волги. "Дачи в мавританском вкусе - это, по существу, фантастические театрализованные декорации на берегу Волги", - пишет Ваган Каркарьян в своей книге "Модерн в архитектуре Самары".
В своих краеведческих записях 1920-х гг. известный купец, художник и краевед, автор и хозяин одной из самых красивых загородных дач Самары, Константин Головкин писал: "Все эти дачи, являясь, скорее, виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и вместе с этим являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани".
Дача Аннаева Н.А. (Приложение 2, рис. 4). Самое крупное и известное архитектурное строение данного стиля, построенное в 1863 г. Строение имело множество балконов, террас, башенок, богато украшенных резьбой. В историко-статистическом очерке "Иллюстрированный спутник по Волге", изданном в Казани в 1884 г., автор очерка Степан Иванович Монастырский пишет: «Дача Аннаева … представляет собой одно из самых живописных мест на Волге. …раскинут прелестный парк с тенистыми аллеями, беседками, террасами и цветочными клумбами. Здания, предназначенные для жилья, кажутся какими-то средневековыми замками с причудливыми украшениями и башнями». К сожалению, в начале 1920-х, дача была разобрана на дрова. Сейчас на ее месте расположен завод по производству силикатного кирпича.
Дача Курлиной Е.А.(Приложение 2, рис. 5). Здание с «крепостными стенами», характерными арками, разнообразными по объему и декору фасадами, рассчитанными на восприятие здания со всех сторон. Открытая терраса и веранда, контраст круглых и кубических башен. В 1930-х дача, вместе с близлежащими постройками стала частью военного санатория ПриВО «Волга». В результате произошла варварская реконструкция памятника. Башня надстроена, веранда второго этажа уничтожена, некоторые окна заделаны, восточный лепной декор полностью утрачен, терраса с напольной плиткой полностью разрушена. От оригинальной постройки практически ничего не осталось, кроме некоторых элементов фасада и основного объема здания. Историко-культурная экспертиза, проведенная после реконструкции, стала основанием для того, чтобы выявленный объект культурного наследия вошел в государственный реестр памятников.
Дача Ромашева А.С.(Приложение 2, рис. 6). Располагался загородный особняк недалеко от дачи Курлиной. Отчасти фасады этих двух дач похожи. Дача Ромашева была деревянной. После революции дача Ромашева использовалась в качестве санатория различными организациями. Вероятнее всего, она сгорела, как и большинство деревянных дач на просеках.
Комплекс дач купцов Соколовых (Приложение 2, рис. 7).
На 9-й просеке, на территории санатория Чкалова располагался комплекс дач купцов Соколовых, две из которых были построены в мавританском стиле, одна из них, деревянная. Это были дворцеподобные сооружения с раскидистыми маршами наружных лестниц, многочисленными террасами, пандусами, лепниной в виде львиных масок, фриз с грифонами, фигур сидящих птиц и т.д. Известный самарский архитектор В. Г. Каркарьян в одной из своих книг так оценивал пространственные решения Александра Щербачева: «Мастерство автора в организации живописной объемно-пространственной композиции здесь проявляется в полной мере. Падение рельефа, разновеликие объемы этой дачи, лестницы, террасы, колонные портики, перголы образуют выразительную асимметричную композицию». К сожалению, деревянная дача сгорела, в 1940 году на ее месте был построен один из корпусов санатория Чкалова - постройка советского периода, а каменное здание лишилось многих элементов, подчеркивающих архитектурный стиль.
На сегодняшний день в городе сохранились:
двухэтажный особняк купца Белоусова (Приложение 2, рис. 8) на улице
Куйбышева, 86 (до революции Дворянской) между Ленинградской и площадью Революции, 1898 года постройки с подобием минарета в псевдомавританском стиле;
дом купчихи Серебренниковой (Приложение 2, рис. 9) на улице Степана Разина,
41, вошедшие в государственный реестр памятников культурного наследия. Анализируя фотографии утраченных объектов, а так же тех, которые были реконструированы и не утратили свой архитектурный стиль, поражаюсь их необыкновенным очарованием и монументальностью. Своими узорами и орнаментами они увлекают в какую-то исламскую сказку. Эти дома гораздо больше привлекают своей красотой и изяществом, нежели современные постройки. Едва ли кто-то, увидев это творение, не поддержит меня в моих выводах и ощущениях.
Таким образом, проникновение исламской культуры в наши края приукрасило, обновило и оживило облик города и ее архитектуру. И хоть зданий в исламском стиле очень мало в нашем городе, но именно своей единичностью и необычностью для архитектурного стиля города эти здания хоть на секунду, но все-таки приковывают к себе взгляд, заставляя удивляться многогранности нашей малой родины. Следовательно, объекты исламской архитектуры, по праву можно считать культурным наследием города.
Заключение.При подготовке данной работы, в первую очередь, я изучил историю зарождения и процесс развития исламской (мусульманской) архитектуры, и его стилистические особенности, и определил, что:
- расширив границы владения, арабские завоеватели объединили под своей властью не только разные народы, они создали единую духовно-материальную культуру. Это нашло свое отражение, в том числе и в архитектуре, в которой использовались художественные приемы и традиции разных народов;
- основными элементами архитектуры являются купола, минареты, арабеск, арки, колонны, капитель, орнамент.Путем исследования литературы самарских краеведов и архитекторов, а так же натурного и фото анализа, я определил и описал в своей работе городские постройки города Самары конца XIX - XX веков, выполненные в стиле исламской (мусульманской) архитектуры. Тем самым, я пришел к выводу, что исламская (мусульманская) духовно-материальная культура нашла свое отражение как культовых, так и гражданских архитектурных постройках города Самары.
Таким образом, запланированными методами я реализовал поставленные перед собою задачи, тем самым достиг установленной цели и подтвердил заявленную гипотезу.
Будьте бдительны, цените мировое культурное наследие!
Список литературы и источниковАрхивы:
Центральный Государственный Архив Самарской области (ЦГАСО)
Фонд 558. Самарское научное краеведческое общество.
Фонд 815. Головкин Константин Павлович, краевед.
Фонд 4940. Струков Олег Сергеевич, краевед.
Литература:
Массе. А. Ислам. Очерки истории. Издание 3. «Наука», 1982 г.
Али-заде А.А. Михраб // Исламский энциклопедический словарь. (Золотой фонд исламской мысли). М. : Ансар, 2007.
Андрей и Ирина Демидовы. Теплые руки самарских улиц. Исторический очерк — экскурсия по городским улицам. Самара: Новая техника 2000 г.
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб.: Икар, 1993.
Гольдштейн А.Ф. Зодчество, М.: Просвещение, 1979.
Государственный список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, расположенных на территории Самарской области// Министерство культуры Самарской области. 2009 г.
Гутнов А. Э. Мир архитектуры, М.: Молодая гвардия,1985.
Дача купца Соколова.// Блоггеры на территории санатория.
Ислам в Российской империи.// Составитель и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д.Ю. Арапов. М., 2001 г.
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. ИИАНТ, РИУ: Казань, 2002.
Каптерова Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М.: Детская литература, 1989.
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары. Самара: Агни, 2006.
Клюев Н.А. Сочинения. [В 2-х т.]. — Т. 1 / Николай Клюев; Под общ. ред. Г.П. Струве, Б.А. Филиппова. Б.м.: A.Neimanis, 1969 г.
Крамарева И.В. «Купцы Курлины: история семьи в истории России». Самара: Офорт, 2008.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М: Наука, Восточная литература, 1973.
Монастырский С.И. «Иллюстрированный спутник по Волге». Казань, типолитография Ключникова, 1884 г.
Очерки истории арабской культуры (V—XV вв.). М.: Наука, 1982.
Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Дача Соколова А.И. //Данные ФГУП ГИВЦ Минкультуры России.
Создавшие облик Самары [Архитекторы Щербачевы]. /Сост. И. В. Крамарева, Е. В. Степочкина. Самара: СОИКМ, 2005.
Шакиров А. Духовные достопримечательности Самары //Губернская хроника. Самара.
Этносы Самарского края: историко-этнографические очерки. Самара, 2003.
Интернет:
http://copperconcept.org/ru/stati/istoriya-i-zodchestvo-korotko-o-glavnom
http://islam-today.ru/
http://maks-mak.livejournal.com/2884.html
http://russian.irib.ir/tematicheskie-programi/iranskaya-arkhitektura-i-kultura/item/115642
http://smallbay.ru/architec051.html
http://www.alekcd.ru/Eastern.html
http://www.arhitekto.ru/
http://www.islam.ru/

Определения терминовАйван - сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны;
Алебастр - название минералов: гипса и кальцита (карбонат кальция);
Арабеска - сложный орнамент (геометрических, эпиграфических и растительных форм);
Арка - архитектурный элемент, криволинейное перекрытие проёма;
Архитектура, или Зодчество - искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а их совокупность, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека;
Галерея - вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями;
Градостроительство - формирование материально-пространственной среды жилой застройки, города, села;
Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров;
Золотая Орда - средневековое государство в Евразии;
Идеология - совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп;
Ислам - мировая религия;
Капитель - венчающая часть колонны;
Караван-Сарай - дворец на торговом пути, дом отдыха;
Колонна - элемент зданий или отдельно стоящее столбовидное сооружение;
Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания;
Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений;
Культура - человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление в целом навыков и умений;
Купол - конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере;
Медресе - мусульманское учебное заведение;
Мечеть - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение;
Минарет - башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой призывают верующих на молитву;
Михраб - ниша в стене мечети виде арки, нарядно украшенная орнаментами и религиозными надписями, колоннами, средоточие святости;
Монохромия – одноцветность;
Обычаи - унаследованный стереотипный способ поведения;
Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании элементов;
Пилоны - столбы, стоящие по сторонам въезда, входа;
Портал - главный вход большого архитектурного сооружения;
Ретроспективный метод - метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального. экономического развития объекта для формирования стратегии его развития;
Синагога - богослужебное архитектурное сооружение иудеев;
Сталактиты - отложения в виде свешивающихся образований;
Традиции - множество обрядов, привычек практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение;
Философия - особая форма познания мира;
Цивилизация — локализованное во времени и пространстве общество
Цоколь - подножие сооружения, лежащее на фундаменте;
Этнография - часть исторической науки, изучающая народы.
Приложение 1 Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Символ ислама

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Территории, завоеванные арабами в средние века

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Минарет Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Купола

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Сталактиты Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Колонна со сталактитом с качестве капители

Подковообразная арка
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Арки

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 8. Колонны

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 9. Гражданские постройки

Рисуок SEQ Рисунок \* ARABIC 10. Айван Типовые структуры архитектуры
1. - Гульдаста - колонны, укрепляющие внутренние углы стен
2. - Стены
3. - Айваны, глубокие ниши в стене
4. - Внутренний дворик
5. - Вход, оформленный айванами6. - Большие купола
7. - Малые купола над торговыми помещениями
8. - Большой торговый купол
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 11. Типовые структуры построек

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 12. Мечеть

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 13. Михраб
Резьба: по камню по дереву по гипсу изразцы мозаика
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 14. Орнамент

Линейно-геометрический растительный орнамент


Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 15. Объединение геометрического и растительного орнамента

Дворец в Малазии Здание в Барселоне

Отель в Турции ГУМ в Казани

Дом Арсения Морозова, Москва Воронцовский дворец в Крыму
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 16. Архитектура ислама
Приложение 2
период 650—969 гг. период 13-15 вв.
Рисунок 1. Распространение ислама

Проект 1902 г.настоящее время проект реконструкции
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 17. Историческая мечеть на ул. А.Толстого (Казанской)

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 18. Соборная мечеть на ул. Стара- Загоре


1895 г.
Рисунок 4. Дача Аннаева Н.А.

До реконструкции, 1910-1916 гг.

После реконструкции, 1930 г. После реконструкции, 2003 г.

настоящее время
Рисунок 5. Дача Курлиной Е.А.

Рисунок 6, Дача Ромашева А.С.

Деревянная дача

До реконструкции, 1910 г. настоящее время
Рисунок 7. Дачи Соколовых

До реконструкции, 1905 г. настоящее время
Рисунок 8. Особняк Белоусова И.А.

Рисунок 9. Дом Серебренниковой