Проект ученика 5 класса МБОУ гимназии №11 г.о. Самара Бирюкова Романа по теме Положительная роль современных гаджетов в системе обучения и личностного развития школьника.


Секция. Мир человека.
Тема. Положительная роль современных гаджетов в системе обучения и личностного
развития школьника.
Автор:
Бирюков Роман
ученик 5 «Б» класса
МБОУ гимназии №11 г.о. Самара
Руководитель:
Драгунова Наталья Львовна
учитель географии
Самара, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………стр. 3 – 4
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..стр. 5 –
I.1. ГУГЛ КАЛЕНДАРЬ……………………………………………….стр. 5 – 6
I.2. ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………………..стр. 6 – 7
I.3. АНАЛИЗ И ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙОПТИМИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ………………………………………….стр. 7 - 9
I.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ РАБОТЫ……....стр.. 9 - 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……..стр.10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..стр.11
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..стр. 12 - 16
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире каждый человек находится в постоянно усиливающимся информационном поле.
Количество информации и необходимых действий, также, существенно увеличивается при поступлении детей в школу и переходе в старшие классы.
В связи с этим, возникает задача по корректному распределению задач в течение определенного временного промежутка (дня, недели, четверти, учебного года и т.п.). Так же, важное значение имеет растущая занятость активной части населения, к которой относится большинство родителей школьников.
То есть, с одной стороны, увеличивается поток информации, которой необходимо обменяться внутри семьи, а с другой, та же тенденция в деловой сфере сокращает эту возможность.
Работающие родители имеют очень ограниченные временные промежутки для общения со своими детьми, а также для осуществления контроля за качеством и объемом выполняемых их детьми действий.
Возникает потребность создания единого оперативно изменяющегося информационного пространства между родственниками.
В данном вопросе большую ценность приобретают современные мобильные устройства, объединенные в общую сеть посредством различных программных продуктов.
Традиционно, роль электронных гаджетов в жизни школьников принято оценивать негативно. Мы считаем, что большинство пользователей видят в смартфонах только средство для общения и развлечений. Иными словами, неполноценное понимание функционала гаджета приводит к негативной оценке его роли в социальной среде.
Параллельно с развитием направления электронных игр, развиваются дизайнерские, банковские и обучающие программные продукты, мобильные системы обработки баз данных и т.п.
Отдельным направлением являются программы, направленные на планирование и контроль за использованием времени. Это различные календари и планировщики задач, как интегрированные в какие-либо программные продукты (например электронная почта), так и существующие в чистом виде.
Цель исследования. Изучить влияние мобильных устройств и программных продуктов, направленных на организацию деловой активности, успешное обучение и физическое развитие учащегося четвертого-пятого класса.
Практическая цель. Закончить третью и четвёртую четверти текущего учебного года без троек (только 4 и 5), а также сдать ГТО в соответствии с нормативами.
Задачи.
1. Подобрать необходимые источники информации по теме исследования. Проанализировать их и отобрать необходимую часть информации.
2. Выявить тесную взаимосвязь целеполагания с результатами исследования посредством систематического выполнения поставленных действий запланированных и контролируемых с помощью программного обеспечения.
Предмет исследования. Программы «Гугл календарь» (Google calendar) и «Вундерлист» (Wunderlist) современных гаджетов в системе обучения и личностного развития школьника.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I.1. Гугл календарь.
В ходе работы по теме проекта предполагается выявить тесную взаимосвязь целеполагания с результатами исследования посредством систематического выполнения поставленных действий запланированных и контролируемых с помощью программного обеспечения.
В качестве практической задачи данного исследования поставлена цель - закончить третью и четвёртую четверти текущего учебного года без троек (только 4 и 5), а также сдать ГТО в соответствии с нормативами.
Суть ожидаемого положительного воздействия заключается в создании дополнительной системы оповещения о наступлении времени, необходимого для выполнения очередного действия.
Под действием подразумевается выполнение домашнего задания или физического упражнения.
Все действия распределены с учетом равномерной нагрузки и временем для отдыха и восстановления.
Для напоминания и контроля за ежедневным выполнением действий по достижению поставленных целей, наряду с классическими вариантами программы обучения в школе (дневник и АСУ РСО), нами применяются программы «Гугл календарь» (Google calendar) и «Вундерлист» (Wunderlist).
В “Гугл календарь” занесены расписания основных и дополнительных занятий, тренировок и внешкольных мероприятий (Приложение 1, рис. 1).
Для всех событий, за исключением расписания школьных уроков добавлены оповещения. Их цель - исключить опоздания и ошибки в режиме питания.
В программе «Вундерлист» созданы напоминания по внеклассным мероприятия и тренировкам. Самые ответственные моменты продублированы в обеих программах (Приложение 1, рис. 2).
Также, в «Вундерлист» заносится и систематизируется текущая информация, требующая напоминания в будущих периодах.
Например, очень удобно вести список продуктов или канцтоваров, необходимых для покупки, отмечать выполненные задания на сегодня (Приложение 1, рис. 3).
I.2. Тайм менеджмент.
На тему оптимизации дел в течении определенного периода времени написано достаточно много статей и книг. Это литературное направление изданий для самоорганизации условно носит название «тайм менеджмент», что в переводе звучит как «управление временем».
Однако, временной ресурс не является пополняемым и управляемым. Время идёт без учета нашего представления о нём и наших желаний. По этой причине, существует возможность только корректного распределения определенного количества действий внутри временного пространства. Можно оптимизировать свои дела посредством выявления приоритетов и объединения похожих действий в общие блоки (1).
Марианна Лукашенко в своей книге «Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей» отмечает, что чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, безстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет (2).
Жизнь современного школьника характеризуют, по меньшей мере, три важные проблемы:
1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению;
2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами;
3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или собственная лень. Между тем эти проблемы достаточно эффективно решаются с помощью тайм-менеджмента — технологии, позволяющей использовать невосполнимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями. И поэтому мы убеждены, что с помощью тайм-менеджмента можно вырастить успешного ребенка. Ибо успешный ребенок — тот, кто умеет ставить цели и организовывать себя ради их достижения (2).
I.3. Анализ и выбор инструментов для эффективной оптимизации действий.
Относительно выбора инструментов для эффективной оптимизации действий, можно сказать, что большинство авторов предпочтение отдают, описываемым нами выше, программам гугл-календарь и вундерлист.
Так блогер Руслан Соловьёв на своей странице в интернет http://rsolovyov.ru перечисляет следующие преимущества гугл-календаря:
1. Он помогает быть более организованным;
2. Всегда наглядно видно, какие есть «окна» по времени;
3. Вам будут приходить различные напоминания (если вы сами этого хотите, конечно) о том, что скоро будет запланированное событие;
4. Календарь можно встроить на ваш сайт или блог и ваши друзья смогут увидеть, заняты вы или свободны;
5. Вы определяете, какое мероприятие будет видно всем, а какое только вам;
6. Календарь можно импортировать и экспортировать в другой календарь, на другом сайте (3).
Как правильно использовать программу «Вундерлист» рассказывает на своей странице в социальной сети «В Контакте» Станислав Скворцов https://vk.com/stanislavskvortcov (4).
Он отмечает, что самым большим преимуществом электронных планировщиков является возможность настройки повторяющиеся задачи. На бумажном носителе такие задачи необходимо переписывать каждый раз снова.
«Вундерлист» относится к типу программ, определяемым как task manager (управление задачами). В таких программах задачи автоматически объединяются по выставленным в момент фиксации датам и приоритетам.
Они позволяют отмечать выполненные действия и переносить пропущенные мероприятия на новые даты.
Все авторы отмечают простоту и функциональность обеих программ по сравнению со другими, известными на настоящий момент. Их огромное преимущество заключается в возможности доступа в любое время и с любого устройства, имеющего подключение к интернет.
А способность настраивать оповещение дают огромное преимущество электронным устройствам перед любыми другими средствами планирования и распределения дел.
В современной литературе очень сильно преувеличивается отрицательная роль взаимодействия детей и взрослых с мобильными устройствами. Основной упор делается на облучение электромагнитными волнами, излишнее напряжение для глаз, а также ухудшение физиологических параметров человека, вследствие снижения физической активности.
Следует обратить внимание на тот факт, что исследования изначально предполагают выявить отрицательные стороны, а не сравнить плюсы и минусы (5, 6, 7).
Также, как правило, не приводятся сравнительные данные аналогичных воздействий на организм человека со стороны уже привычных нам бытовых приборов и промышленных предприятий, не называются различия показателей напряжения при чтении информации на бумажных и электронных носителях. Не предлагаются альтернативные способы планирования и организации в условиях ифнормационного взрыва (8).
Данный факт больше напоминает движение луддитов в Англии в начале девятнадцатого века (1802-1805 года) и свидетельствует о попытках производителей печатных изданий вернуть свои позиции.
Мы согласны с негативными воздействиями любых проявлений чрезмерного потребления чего-либо (еды, информации, физических нагрузок) и именно по этой причине считаем важным определение приоритетов и дальнейшее распределение действий в зависимости от наличия временного ресурса.
I.4. Результаты исследования по теме работы.
Работа над системой планирования и наблюдение за эффективностью её использования ведутся мною уже третий год.
В период с 2014 по 2016 год (3 и 4 классы) для большей наглядности мною использовался аналог гугл-календаря, изготовленный самостоятельно вручную.
На свободном пространстве стены в виде таблицы были расположены названия дней по горизонтали и таблички с указанием времени суток слева по вертикали. На отдельных табличках были напечатаны названия действий, которые фиксировались вручную на специальную липкую массу в нужной ячейке (Приложение 2, рис. 4).
Для создания мотивации, при условии выполнения всех дел за день, мы заранее принимали решение о каком-либо бонусе в конце недели. Бонусом являлась покупка небольшой игры, поход в кино или бассейн с друзьями и т.п.
Целями, для которых использовался подобный вариант организации дел, были окончание учебного года без троек и сдача нормативов для зачисления в основную группу школы олимпийского резерва по борьбе дзюдо.
Анализ проблем и результаты обучения за четвертый класс и первое полугодие пятого, а также показатели выполнения нормативов физической подготовленности сделали необходимостью использование возможностей программ самостоятельного планирования, как фактора организации времени и собственного роста. (Приложение 2, таблицы 1, 2).
На основании оценок за первое полугодие 2016-/017учебного года, были выявлены предметы, которым необходимо уделить дополнительное внимание (Приложение 2, табл. 3).
Аналогичным образом была составлена таблица показателей физического развития с указанием целевых результатов - норм ГТО для 11-12 лет (Приложение 2, табл.4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование делает вполне очевидной связь результатов обучения школьников с необходимостью самостоятельного распределения необходимых действий во временном пространстве.
Планирование, в том числе и средствами программ современных гаджетов, является важным фактором достижения поставленных целей, а следовательно и успеха в жизни.
По результатам обучения в четвертом классе (2015/2016 учебный год) в ходе исследования выявлена и на практике показана возможность роста академических и физических показателей школьника при корректном распределении приоритетов и последовательности выполняемых действий, а также доказано преимущество в эффективности использования планирования посредством программного обеспечения по сравнению с классическими бумажными носителями.
В качестве рекомендации, считаю возможным применение программ «Гугл-календарь» и «Вундерлист» в процессах планирования деловой активности детей и взрослых, а также при создании единого системного информационного поля между членами семей или социальных образований, объединенных общими интересами, например - родителей определенного класса.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
1.Тайм-драйв. Как успевать жить и работать / Глеб Архангельский.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 272 с.2.Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей / Марианна Лукашенко. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 297 с
3. Интернет ресурс: http://rsolovyov.ru
4. Интернет ресурс: https://vk.com/stanislavskvortcov
5. Берегите себя от болезней – М., 1992 г.
6. Леонович А.А. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Физика, 2001 г.
7. Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье С Энциклопедия «От А до Я», М., 2000 г.
8.Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационный_взрыв
Приложение 1.
Рис.1. Пример заполнения гугл календаря
-5714995250

Рис.2. Программа “Вундерлист” на экране компьютера.

Рис.3. Пример заполнения и работы со списком в программе «Вундерлист».
Приложение 2.

Рис. 4. Самодельный аналог календаря
Таблица 1. Результаты обучения в четвертом классе
Наименование предмета Оценка за полугодие Цель (оценка за год)
Русский язык 3 4
Английский 3 4
Чтение 4 5
Математика 4 5
Окружающий мир 4 5
Музыка 4 4
ИЗО 5 5
Технология 5 5
Физическая культура 5 5
Средний балл: 4,11 4,67
Таблица 2. Показатели выполнения нормативов физической подготовленности в четвертом классе (2015/2016 уч. год).
Упражнение 2015 2016
Бег на 30 метров 8 сек 5 сек
Челночный бег 3 х 10м 10,5 сек 8,5 сек
Бег 800 м 5 мин 20 сек 4 мин 45 сек
Подъем туловища лёжа на спине 10 18
Отжимания 4 15
Прыжок в длину с места 110 140
Подтягивание на перекладине 0 2
Таблица 3. Фактические и целевые показатели результатов обучения в пятом классе
Наименование предмета Оценка за полугодие Цель (оценка за год)
Русский язык 3 4
Обществознание 3 5
Английский 4 4
Литература 4 5
Математика 4 5
История 4 5
География 4 5
Биология 4 5
Музыка 4 4
ИЗО 5 5
Технология 5 5
Физическая культура 4 5
Немецкий 4 5
Средний балл 4,00 4,77
Таблица 4. Фактические и целевые показатели физического развития в пятом классе
Физическое качество Факт Цель
Бег на 60 метров 12 с 9,9 с
Бег на 1,5 км 10 мин. 20 сек. 7 мин. 10 сек.
Подтягивание из виса 0 раз 7 раз
Отжимания от пола 10 раз 20 раз
Наклон вперед -5 см -10см
Плавание на 50 м 1 мин. 50 сек.
Прыжок в длину с разбега 250 см 330 см
Прыжок с места 175 см
Метание мяча 34 м
Кросс на 3 км 0 пробежать
Туристический поход на 5 км 0 пройти