«Великий сказочник русской музыки» Н.А.Римский-Корсаков, внеклассное мероприятие


«Великий сказочник русской музыки»
-4826018669000
К 170-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакого Преподаватель Кудряшова В.А.
В марте этого года исполняется 170 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакого. Его бессмертные произведения, составляющие эпоху в развитии русского искусства, живут полнокровной жизнью на сценах и концертных эстрадах всего мира, они стали достоянием всего человечества.
С его творчеством в русской музыке пышным цветом расцвела сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.
Родился Николай Андреевич 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии в дворянской семье. Музыкальные способности: абсолютный слух, ритм, память – проявились в двухлетнем возрасте. А с шести лет мальчика стали обучать игре на фортепиано. К двенадцати годам он сделал значительные успехи.
Но музыка в это время была не самым любимым занятием Римского-Корсакого. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря – страсть, развивающаяся под влиянием писем старшего брата, Воина Андреевича, лейтенанта-моряка. В 1856 году двенадцатилетний Николай поступает в морской корпус в Петербург.
На протяжении шести лет Римский-Корсаков учился в корпусе. По воскресениям брал уроки фортепиано, изредка посещал концерты, предпочтения отдавал операм М.И.Глинки. Окончив в 1862 году морской корпус, Николай Андреевич отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз», которое продолжалось три года.
В 1865 году он вернулся в Петербург. И с этого периода начинается напряженная творческая деятельность Римского-Корсакого. Появляются такие произведения, как : «1 симфония», симфоническая картина «Садко», симфоническая сюта «Антар», опера «Псковитянка».
Вскоре Римского-Корсакого пригласили на должность профессора Петербургской консерватории. Впоследствии он написал в своей книге - «Летопись моей музыкальной жизни»: «…Я стал одним из лучших ее учеников,-а может быть, и самым лучшим,-по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала».
В этот период возникает сборник «100 р.н.п.» в обработке композитора, опера «Майская ночь», опера «Снегурочка». А в «Испанском каприччио» и «Шехеразаде» - его мастерство симфониста достигло высокой зрелости.
Однажды Римский-Корсаков, объясняя своим ученикам, строение классической симфонии, подчеркнул, что последняя часть обязательна должна быть написана в быстром темпе.
- А как же у Чайковского последняя часть 6 симфонии написана в медленном темпе? – спросил Михаил Фабианович Гнесин.
Римский-Корсаков помолчал, задумчиво погладил бородку и торжественно произнес:
- Да, исключения возможны, когда они гениальны!
Кризис 80-х годов коснулся и Римкого-Корсакого. Но и в эти трудные годы вдохновение и трудолюбие не покидало композитора. Из-под его пера выходят такие оперные шедевры, как : «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; романсы : «Мой голос для тебя», «На нивы желтые», цикл песен «У моря». Последняя опера великого композитора (а им было написано их 15) была «Золотой Петушок»
За 40 лет работы в консерватории Римский-Корсаков воспитал блистательную плеяду учеников, композиторов разных художественных направлений. Поистине велик педагог, сумевший найти и раскрыть в каждом из них индивидуальное, неповторимое. Творческими внуками и правнуками Римкого-Корсакого можно по праву назвать многих советских композиторов (Аренского, Глазунова, Лядова и т,д.). Своими лучшими произведениями они продолжают дело великого учителя.
Вашему вниманию предлагается фильм «Великая пятерка» (40 минут), «Садко» (25 минут), «Любенск-Вечаша» (13 минут).