Рабочая программа историко-краеведческого кружка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа историко-краеведческого кружка «Юный искатель» разработана и ориентирована на обучающихся 5-10 классов МКОУ «Зуйская средняя школа № 1». Программа составлена из расчета два академических часа в неделю, итого – 68 часов в год. Срок реализации – один год.
Нормативно-правовая база программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10"
Историко-культурный стандарт
Цели программы:
Познакомить учащихся с богатым историко-культурным наследием Зуи;
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего поселка Зуя, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем поселке.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Формирование у учащихся навыков представления своих исследовательских работ на школьном и городском уровнях.
Формирование туристических навыков у школьников.
Характеристика программы, место в учебном плане
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – родному поселку Зуя.
Занятие   краеведением   помогает   юным  глубже    уяснить  смысл, сущность  важных  норм,  включенных  в  Конституцию  страны: «  Каждый   обязан  заботиться  о  сохранении  исторического   и  культурного   наследия,  беречь  памятники  истории  и  культуры». « Каждый   обязан   сохранять  природу   и  окружающую  среду,  бережно  относиться   к  природным  богатствам».  ( Конституция  РФ  ст. 44, п. 3.,  ст.58.).
Данная программа соответствует целям и задачам, сформулированным в концепции духовно-нравственного воспитания. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Внутренний  результат  увидеть  сложнее. Он  выражается  в  положительных   изменениях, происходящих    с  личностью    обучающихся, в  их  духовном  росте.Диагностика  реализации  программы  осуществляется   с  помощью   разнообразных  методов:- собеседования   с   членами  кружка;- методики  сочинений;- наблюдения; тестирования; анкетирования;- метода  самооценки.
Программа составлена из расчета два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого – 68 часов в год.
Новизна программы заключается в том, что она поможет обучающимся расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Что такое краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Задача современного поколения – сохранить и передать эту память тем, кто будет жить после нас на родной земле.
Предмет программы — организация кружковой работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения.
Целью является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного поселка, оформление информационных стендов, военно-патриотическая работа, а также развитие туристических навыков.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, географией. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.
Прогнозируемые результаты:
приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии,
участие в краеведческих конкурсах и конференциях приводит к формированию навыков самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности, защиты своих проектных работ.
в ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего поселка, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками;
искать информацию, готовить и проводить тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в творческих работах.
Сроки реализации программы – 1 год.
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Самые распространенные из них – это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа.
Режим занятий.
Продолжительность занятий – 1 час
Периодичность в неделю – 2 раза
Количество часов в неделю – 2 часа
Количество часов в год – 68 часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ИСКАТЕЛЬ»
Введение (2ч)
Вводная беседа. Цели и задачи кружка. Инструктаж. – 1 ч.
Краеведение – наука о родном крае. Возможности краеведения в окрестностях – 1 ч.
Знай свои истоки (7ч)
Название нашей страны, символы. Историческая роль страны. Моя Родина в прошлом и настоящем. Родной край как составная часть страны. – 1ч.
Знакомство с историей основания и легендами поселка. Археологические памятники Зуи и ее окрестностей. – 2 ч.
Памятники истории и культуры на территории поселка. Топонимика окрестностей. Старые и новые названия – 3 ч.
Посещение местного музея. – 1 ч.
Быт и обычаи населения моего края (8 ч)
Этнографические особенности нашего населенного пункта. – 2ч.
Быт, обычаи, традиции населения Зуи. – 2ч.
Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции моего народа» – 3 ч.
Презентация работ – 1 ч.
Введение в поисково-исследовательскую деятельность ( 11ч)
Наука историография. Её роль в изучении исторического прошлого – 1 ч.
Практическая работа: «Роль научно-популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской работе» – 2 ч.
Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной. Этапы работы с историческими источниками. – 1 ч.
Типы проектных работ, а также требования, оформление и критерии защиты работы – 3 ч.
Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ.– 3 ч.
Проведение тематических классных часов.– 1 ч.
Документоведение (4ч)
Знакомство с классификацией источников. – 1 ч.
Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. – 2 ч.
Встреча с работником музея. – 1ч.
Живые страницы истории поселка (14 ч)
Зуя в годы Великой отечественной войны. – 4 ч.
Партизанский края Зуя. – 4 ч.
Встреча с ветеранами и очевидцами времен ВОВ. – 4 ч.
Страницы Афганской войны. – 2 ч.
В течение года:
Походы по местам боевой славы, памятным местам, партизанским тропам.
Военно-патриотическая работа.
Увековечение подвига земляков в годы войны.
«Отзовись фотография» (14 ч)
История нашей школы. Школьные традиции. – 4 ч.
Ветераны педагогического труда. – 3 ч.
Знай и помни их имена – Василий Митрофанович Бородаев и Хусточкин Анатолий Петрович. – 2 ч.
Выпускники, которыми гордится наша школа. – 2 ч.
Практическая работа: работа с документами «Операции «Восток». – 4 ч.
Подготовка стенгазеты «Операция «Восток» – 2 ч.
«Чтоб ни одной тропки не упустить!»: навыки юного походника (теоретико-практический курс) (5ч)
Ориентирование. – 1 ч.
Топография. Работа с картой. Знаки. – 1 ч.
Учимся разбивать лагерь. – 1 ч.
Что можно брать, а чего бояться? (ядовитые растения, грибы). – 1 ч.
Оказание ПМП в походе. – 1 ч.
Учебно-тематический план.
№ РАЗДЕЛЫ
Всего часов Теоретические занятия
1 Введение 2 2
2 Знай свои истоки 7 6
3
Быт и обычаи населения моего края 8 4
Введение в поисково-исследовательскую деятельность 11 7
4 Документоведение 4 3
5 Живые страницы истории поселка
14 10
6 «Отзовись фотография» 14 8
6 «Чтоб ни одной тропки не упустить!»
Навыки юного походника 5 2
7 Военно-патриотическая работа. Увековечение подвига земляков в годы войны. В течении года 8 Участие в школьных, городских и областных конкурсах и форумах В течении года Итого 68 42
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Во время проведения внеурочных краеведческих занятий учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели занятия, местный материал может излагаться как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.
Материально – техническое обеспечение
Кабинет истории
Зуйский музей
Библиотека
Иллюстративный материал, вещественные источники
Литература:
Моя Зуя: хрестоматия по историко-культурному краеведению для учащихся. – 120 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (70 Ч)
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
план факт
Введение (2ч)
1 Вводная беседа: Цели и задачи кружка. Инструктаж 1 2 Краеведение – наука о родном крае.Возможности краеведения в окрестностях 1 Знай свои истоки (7ч)
3 Название нашей страны, символы. Историческая роль страны. Моя Родина в прошлом и настоящем. Родной край как составная часть страны. 1 4-5 Знакомство с историей основания и легендами поселка. Археологические памятники Зуи и ее окрестностей 2 6-8 Памятники истоии и культуры Зуи. Топонимика окрестностей. Старые и новые названия 3 9 Посещение местного музея 1 Быт и обычаи населения моего края (8 ч)
10-11 Этнографические особенности нашего населенного пункта 2 12-13 Быт, обычаи, традиции населения Зуи 2 14-16 Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции моего народа» 3 17 Презентация работ 1 Введение в поисково-исследовательскую деятельность ( 11ч)
18 Наука историография. Её роль в изучении исторического прошлого 1 19-20 Практическая работа: «Роль научно-популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской работе» 2 21 Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной. Этапы работы с историческими источниками. 1 22-24 Типы проектных работ, а также требования, оформление и критерии защиты работы 3 25-27 Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ. 3 28 Проведение тематических классных часов.
1 Документоведение (4ч)
29 Знакомство с классификацией источников. 1 30-31 Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников 2 32 Встреча с работником музея. 1 Живые страницы истории поселка (14)
33-36 Зуя в годы Великой отечественной войны 4 37-40 Партизанский края Зуя 4 41-44 Встреча с ветеранами и очевидцами времен ВОВ 4 45-46 Страницы Афганской войны 2 «Отзовись фотография» (14 ч)
47-50 История нашей школы. Школьные традиции 4 51-53 Ветераны педагогического труда 3 54-55 Знай и помни их имена – Василий Митрофанович Бородаев и Хусточкин Анатолий Петрович 2 56-57 Выпускники, которыми гордится наша школа 2 58-61 Практическая работа: работа с документами «Операции «Восток». 4 62-63 Подготовка стенгазеты «Операция «Восток» 2 «Чтоб ни одной тропки не упустить!»: навыки юного походника (теоретико-практический курс) (5ч)
64 Ориентирование 1 65 Топография. Работа с картой. Знаки 1 66 Учимся разбивать лагерь 1 67 Что можно брать, а чего бояться? (ядовитые растения, грибы) 1 68 Оказание ПМП в походе 1