Программа историко-краеведческого кружка Москва и москвичи


Утверждено:____________________
Протокол № ____ от __________20__г.
Директор ГБОУ СПО КС № 54
И.А.Павлюк
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. МОСКВЫ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54
ПРОГРАММА
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
«МОСКВА и МОСКВИЧИ»
Программа ориентирована на обучающихся старшего возраста
Срок реализации: 1 год.
Автор: Ботогова Любовь Васильевна – педагог-организатор, первой квалификационной категории.


Москва 2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка.
Краеведческую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей. Краеведение имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала обучающихся, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Туристско–краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.
Основные цели и задачи программы:
Цель: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее, создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого обучающегося.
Задачи:
дать знания, умения и навыки по основам краеведческой деятельности;
формирование нравственной позиции обучающихся с использованием воспитательного потенциала краеведения;
содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;
формирование навыков поисково – исследовательской деятельности обучающихся.
привитие интереса к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
развиватие инициативы и индивидуальных способностей обучающихся.
Программа занятий краеведческого кружка рассчитана на обучающихся старшего возраста. Программа занятий кружка, рассчитанная на 4 часа в неделю на протяжении всего учебного года (144 часа в год), включает теоретические (аудиторные - примерно 1/3) и практические (внеаудиторные - примерно 2/3) занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для обучающихся, позволяет избавиться от однообразности занятий, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям обучающихся, которые интересуются историческим краеведением и экскурсионным туризмом.
Структура занятий состоит из заседаний кружка (теоретической подготовки: лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся руководителем кружка в помещении колледжа или в местах проведения экскурсий) и практической части (разработки экскурсионных маршрутов, однодневных и многодневных экскурсий, краеведческих мероприятий, которые несут в себе и познавательные и воспитательные цели). Проведение краеведческого вечера, выполнение краеведческих заданий, разработка экскурсионных маршрутов дает возможность обучающимся попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.
Программа учитывает особенности учебно-воспитательного процесса и поэтому большинство экскурсий проводится после уроков или в выходные дни, а многодневные экскурсии – в выходные дни и во время зимних каникул. Программа рассчитана таким образом, чтобы каждый месяц кроме теоретических занятий проводились и экскурсионно-краеведческие мероприятия.
Характерной особенностью работы туристско-краеведческого кружка является постоянная связь с широким кругом учреждений и общественных организаций: это краеведческие музеи, архивы, советы ветеранов войны и труда, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры и т. д.
Общая концепция программы – «Каждому человеку должны быть доступны рекреационные возможности Московского региона как основа культурного, эстетического и нравственного развития».
Новизна программы
Системный подход к содержанию материала
Развитие межпредметных связей: элементы программы интегрируются с такими предметами как география, история, культурология, русский язык и культура речи, экология.
Практическая разработка экскурсионных маршрутов своего района.
Особенности содержания курса
Дает представление о краеведении как способе познания окружающего мира.
Развивает творческую активность.
Пропагандирует здоровый образ жизни.
Обучает навыкам решения разнообразных практических задач.
Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других изучаемых дисциплин.
Формы отслеживания результатов
Этапами проверки достигнутых результатов являются однодневные и многодневные экскурсии, совершаемые в течение всего учебного года в выходные дни и каникулярное время, подготовка и составление отчетов по путешествиям, а также участие в туристско-краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты
В ходе реализации программы краеведческого кружка происходит
формирование основных потенциалов личности:
Познавательный потенциал: развитость мышления, познавательная активность, сформированность навыков исследовательской деятельности;
Нравственный потенциал: сформированность таких нравственных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, уважение к старшим, ответственность;
Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;
Коммуникативный потенциал: умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую деятельность, знание норм этикета;
Физический потенциал: через туристско-поисковую деятельность – сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.
Контроль и руководство по выполнению программы:
Заместитель директора ГБОУ СПО КС № 54 Крылова Е.В.
Руководитель структурного подразделения по дополнительному образованию Филиппов В.М.
Педагог дополнительного образования Ботогова Л.В.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате посещения занятий краеведческого кружка ребята приобретают
следующие знания, умения и навыки:
Знание о своей малой родине;
Знание культурного наследия предков;
Знание жизни и деятельности земляков;
Знание военной истории города, района, семьи;
Навык исследовательской деятельности;
Навык коллективной деятельности;
Навык оформительской работы;
Навыки практической деятельности;
Умения и навыки краеведческой работы;
Умения разрабатывать простейшие маршруты выходного дня;
Развитие эстетического вкуса;
Развитие культуры речи.
Тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год
№ Тема теория практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Вводное занятие.
Летопись родного края
Природное наследие.
Традиции празднования Нового года и Рождества в России.
Родословие
Земляки. Личность в истории
Культурное наследие
Этнография
Военная история Московского региона
Итоговый отчет 2
10
8
2
4
4
8
8
6
14
18
4
8
10
20
16
17
3
Итого: 50 112
Всего: 162
УТВЕРЖДАЮ:
Календарно – тематический план
на 2014 - 2015 уч. Год
Дата Наименование темы Количество часов
Всего Теоретич. Практич.
02.10.14 I. Вводное занятие.
1. Что изучает краеведение. Объекты краеведческой работы. Моя малая Родина. 2 2 -
II. Тема: Летопись родного края. 24 10 14
03.10.14 2.1 История строительства и возвышения Москвы. 2 09.10.14
10.10.14 2.2 Экскурсия в Московский Кремль и Красную площадь. 4
16.10.14 2.3 Жили были москвичи. 2 17.10.14 2.4 Экскурсия в музей «Времен связующая нить». 2
23.10.14 2.5 Москва Гиляровского. 2 24.10.14 2.6 Экскурсия по историческим местам Замоскворечья. 2
30.10.14 2.7 Московский регион вчера, сегодня, завтра. 2 31.10.14 2.8 Экскурсия в Музей истории Москвы. 2
06.11.14 2.9 Система профессионального образования: от истоков до сегодняшних дней. Мое учебное заведение — объект краеведения. 2 07.11.14 2.10 Экскурсия в музей профтехобразования Москвы. 2
13.11.14 2.11. Экскурсия в музей Истории телесных наказаний. 2
III. Тема: «Природное наследие». 26 8 18
14.11.14 3.1 Экологические проблемы Московского региона. 2 20.11.14 3.2 Природные парки и заповедники Московского региона. 2 21.11.14
3.3 Экскурсия в природный парк Лосиный остров. 2
27.11.14 3.4 Экскурсия на лосиную ферму 2
28.11.14 3.5 Экскурсия в парк Сокольники. Соколиная охота. 2
04.12.14 3.6 Гидрографические ресурсы Московского региона. 2 06.12.14 (суббота) 3.7 Экскурсия на Останкинскую телебашню. 2
11.12.14 3.8 Экскурсия в музей воды. 2
12.12.14 3.9 Роль природных ресурсов в хозяйственной жизни жителей Московского региона. 2 18.12.14 3.10 Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства «Ладья — 2015». 2
19.12.14
3.11 Экскурсия на одно из предприятий Москвы. 2
25.12.14 3.12 Экскурсия на ВДНХ. 2
26.12.14 3.13 Фотоэкскурсия «Родные уголки Москвы и Подмосковья» - зима. 2
ИТОГО за 1-й семестр 52 часа 20 часов 32 часа
II СЕМЕСТР
Тема IV: “Традиции празднования Нового года и рождества в России». 6 2 4
4.1 Традиции празднования Нового года и Рождества в России. 2 4.2 Празднование Нового года и Рождества на праздничных площадках Москвы. 4
Тема V: “Родословие” 12 4 8
5.1 Наука генеалогия. Приемы составления генеалогических таблиц 2 5.2 Проведение анкетирования «Семейная память». Сбор материалов в «КНИГУ ПАМЯТИ» музея. 4
5.3 История семьи в истории страны. Работа над презентацией. 2 2
5.4 Экскурсия в музей Бахрушина. 2
Тема VI: «Земляки. Личности в истории». 14 4 10
6.1 Мои земляки и соотечественники — великие личности в истории России (писатели, поэты). 2 2
6.2 Мои земляки и соотечественники — великие личности в истории России (художники, архитектора, скульпторы, музыканты). 2 2
6.3 Экскурсия в музей-усадьбу Кусково. 2
6.4 Экскурсия в музей-усадьбу Кузьминки. 2
6.5 Работа с ветеранскими организациями колледжа, Таганского района и района Замоскворечье. 2
Тема VII: “Культурное наследие». 28 8 20
7.1 Историко-культурное наследие Московского региона. 2 7.2 Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства. 2
7.3 Мировые религии в Москве 2 7.4 Экскурсия в православный храм, костел, синагогу, мечеть. 4
7.5 Монастыри Москвы и Подмосковья — духовное наследие России. 2 7.6 Экскурсия в Новодевичий монастырь. 2
7.7 Экскурсия в Марфо-мариинскую обитель. 2
7.8 Русская усадьба. Лефортово. 2 7.9 Экскурсия в музей-усадьбу Астафьево (русский парнас). 6
7.10 Экскурсия на Мосфильм. 2
7.11 Экскурсия в музей Русская гармоника. 2
Тема VIII: “Этнография». 24 8 16
8.1 Что изучает этнография. Фольклор. 2 8.2 Экскурсия в этнографический музей. 2
8.3 Поход выходного дня в Этномир. 2 6
8.4 Посещение фольклорного праздника. 2
8.5 Посещение фольклорного концерта. 2
8.6 Фотоэкскурсия «Москва весенняя». 2
8.7 Народные игры, обычаи, обряды, праздники. 2 8.8 Подготовка и проведение фольклорного праздника. 2 2
Тема IX: “Военная история Московского региона». 23 6 17
9.1 Москва и москвичи в военные годы. 2 9.2 Основные вехи битвы за Москву 1941 г. Линия обороны Москвы. 2 9.3 Экскурсия в музей обороны Москвы на Юго-западной. 2
9.4 Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции к 70-летию Победы. 5
9.5 Экскурсия в музей 49 армии в ОП № 6 (на Басовской). 2
9.6 Работа с ветеранами войны Советов ветеранов Таганки и Замоскворечья. 2 9.7 Участие в ночной акции «Вахта памяти — вечный огонь» в День Памяти и Скорби 22 июня. 8
Тема X: “Итоговый отчет». 3 3
ИТОГО за 2-Й семестр 110 32 78
ИТОГО ЗА ГОД: 162 50 112
КТП составлено педагогом-организатором первой квалификационной категории Ботоговой Л.В.