План-конспект урока по истории в 6 классе Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских рыцарей

конспект урока истории в 6 классе по теме «Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов»
Учитель истории и обществознания высшая квалификационной категории Дербышева Юлия Евгеньевна
Цель урока:
Познакомить учащихся с героической борьбой русского народа с немецкими и шведскими завоевателями;
Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
Показать роль Александра невского в защите отечества как полководца и политика.
Задачи урока:
Обучающая: - дать глубокое представление о значении Невской битвы и сражения на Чудском озере;
Развивающая: формировать познавательную и коммуникативную компетенции учащихся
Воспитывающая: воспитывать уважение к событиям отечественной истории через уважение к мужеству и патриотизму народа и отдельных исторических деятелей

Ход урока
Организационный этап.
Этап повторения домашнего задания.
Звучит отрывок из кантаты С.Прокофьева «Вставайте, люди русские». На прошлом уроке мы с вами начали изучать очень важную тему «борьба русского народа с иноземными захватчиками» и познакомились с нашествием монголо-татар.
Вопросы
Кто такие монголо-татары? Почему они напали на русскую землю?
Расскажите о походе хана Батыя на Русь. Как вели себя татаро-монголы в русских землях?
Каковы последствия монголо-татарского ига?
Этап подготовки к усвоению нового материала.
Учитель подводит итоги беседы и говорит «В XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они были не единственными врагами. На западе существовал еще один коварный и опасный враг.
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Почему Александр Ярославович сумел разбить рыцарей, но всех сил России не хватило для борьбы с монголо-татарами?»
Этап усвоения новых знаний
План Урока:
Агрессия с Запада: шведские и немецкие рыцари
Князь Александр Ярославович
Невская битва
Ледовое побоище

1. Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями.
Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалом своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить свое влияние на Восток.
В 1201 году немцы основали крепость Ригу, где в 1202 году был основан Орден меченосцев. В 1237 году возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. Датчане основали замок Ревель (Таллин), шведы захватили остров Эзель.
Завоеватель силой заставляли местное население принимать католичество, отбирали у него земли, строили свои замки. На помощь эстам и ливам пришла Русь. В 1234 году князь Ярослав одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом.
Но когда полчища Батыя начали громить русские земли, Тевтонский и Ливонский ордена объединились.

2. В Новгороде в то время правил двадцатилетний Александр Ярославович.
Выступление ученика с краткой биографической справкой.
Можно дополнить рассказ учителя: Владимирский монах, автор повести о житии Александра невского писал «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем Египта, сила же его была частью силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона. Князь Александр побеждал, но был непобедим».
3. Первыми свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские войска вошли в устье Невы. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбила здесь лагерь, а остальные остались на берегу. Шведский лагерь не охранялся. Шведы были уверены в себе.
Александр атаковал внезапно. Незадолго до полудня 15 июля русские двинулись на отдыхавшее войско. Князь сражался в первых рядах, изрубил много шведов и ранил их предводителя.
В это время дружина новгородская ворвалась на корабли и убила шведского воеводу и епископа. Ополченцы захватили и уничтожили три корабля.
Потери русских в Невской битве оказались малы – не более 20 человек. Убитых же шведов было много: 3 отплывших судна были нагружены телами, остальные остались непогребенными на берегу Ижоры. За эту победу Александр Ярославович получил почетное прозвище – Невский.
4. Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую крепость Изборск, а потом овладели Псковом. Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, грабили местное население. Но защитить Новгородскую землю было некому – бояре, боясь того, что Александр расширит права княжеской власти, заставили его покинуть город.
В преддверии смертельной опасности в городе вспыхнуло народное восстание. По требованию вече были отправлены послы к Александру невскому. С просьбой не держать зла на бояр и в очередной раз спасти Новгород.
Александра долго упрашивать не пришлось: он рвался в бой. Кроме того, отец его князь Ярослав отправил на подмогу войско во главе с младшим сыном Андреем.
Александр освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад против главных вражеских сил.
Александр решил заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони были покрыты тяжелыми металлическими доспехами. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва.

Русское войско напоминало птицу: впереди стоял сторожевой полк, за ним основные силы, центр «Чело», по бокам – фланги, «Крылья», которые не давали развернуться силам противника. Хвостом был засадной полк. Прикрытый флангами, он оставался невидимым для немцев.

Рыцари построились в клин, или «свинью».Они казались неуязвимыми. И действительно, при лобовой атаке это была несокрушимая сила. Свинья раздвинула своим рылом сторожевой полк и прижала к обрывистому берегу русский центр. Свинья крестоносцев уперлась в берег озера, поэтому не могла развернуться, перестроить свои ряды. С двух сторон по рыцарям ударили русские фланги, зажав противника в клещи. В тоже время с тыла зашел засадный полк, и немцы оказались в полном окружении. Под огромной массой воинов затрещал апрельский лед – рыцари начали тонуть.
Крестоносцы были полностью разгромлены.
Псков и Новгород с радостью встречал дружины победителей. Вскоре в Новгород прибыли немецкие послы. В обмен на возвращение пленных они отказались от претензий на русские земли.


V. Этап закрепления новых знаний
Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему Александр Ярославович сумел разбить рыцарей, но всех сил России не хватило для борьбы с монголо-татарами?»
Вопросы:
В каком году произошла Невская битва?
В каком году произошло Ледовое побоище;
За что Александр Ярославович получил свое прозвище7
VI. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов. Выставление оценок.
VII. Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание: № 13. прочитать и ответить на вопросы. Творческое задание: найти стихи об Александре Невском, Невской битве и Ледовом побоище.
Если останется время: показать отрывок из фильма «Александр. Невская битва».
15