Конспект мастер-класса на тему Казачья хата


Мастер-класс на тему: «Казачья хата».
Цели и задачи мастер-класса:
- знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;
- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;- воспитание любви к родному краю;
- развитие речи и мышления учащихся;
- развитие творческих способностей детей.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация.
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учащиеся рассаживаются группами по 4-5 человек.
- Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшнее занятие я бы хотела начать вот с таких строк:
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
2. Актуализация знаний
Преподаватель:
- Скажите, как называют людей, которые охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска? (казаки)
- Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
3. Самоопределение к деятельности
Учитель:
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV. Работа по теме урока
(Слайд 5)
Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
- Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)
(Слайд 6)
Первые постройки были турлучными. Казачья хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.
(Слайд 7)
Турлук – частокол, плетень.
(Слайд 8)
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.
(Слайд 9)
Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).
(Слайд 10)
Крыли ее  путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология  сооружения такой хаты  перенесена с Украины. 
(Слайд 11, 12)
Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
(Слайд 13)
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. 
(Слайд 14)
Казачья  хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
(Слайд 15)
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)

(Слайд 16)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.
(Слайд 17)
На строительство собирались всем селом.
(Слайд 18, 19, 20, 21)
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
(Слайд 22, 23)
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
«Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи –
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То камыш коси,
То саман меси,
То формуй да расставь его к ночи.
Леса нет вокруг,
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада какая!
(Слайд 24)
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
V. Физкультминутка (Слайд 26)
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI. Закрепление изученного материала
Работа в группах /парах/ (Слайд 27)
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
4 1 5 2 3
т г ру б а рл с у а к а м ы ш х а т а н «Проверь себя» (Слайд 27)
Как называется жильё казака?
Из чего казаки делали хаты?
Какими были первые хаты - саманные или турлучные?
Как строили саманные хаты?
Как строили турлучные хаты?
VII. Рефлексия (Слайд 28)
- Оцените свою работу на уроке:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Мне захотелось...
VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 29)
Что у вас получилось очень хорошо?
Что не получилось?
Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание:
Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.