Казаки-переселенцы в станицах. Казачья хата


Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №16
муниципального образования
город Новороссийск
Конспект урока
По кубановедениюТема: «Казаки-переселенцы в станицах. Казачья хата»
Разработала:
Гуль Ксения Витальевна,
Учитель начальных классов
Г. Новороссийск
2015 г.
Конспект урока Кубановедение
Класс 4
Тема Урока «Казаки-переселенцы в станицах. Казачья хата»
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока Обучающая: знакомство с историей и культурой Кубани, бытом казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
Развивающая: развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;
Воспитывающая: воспитание любви к родному краю, через познание её истории.
Оборудование Презентация, листы с кроссвордом
Ход урока
Этапы урока Содержание Примечание
Орг. момент Здравствуйте! Меня зовут Ксения Витальевна.
Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь. Актуализация знаний
Давайте вместе определим тему урока. Для этого выполним задания.
Подберите подходящее по смыслу слово:
Кубанская …
Деревня – корень «дерево», т.е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.
Село – ср.р.
Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.
Дом казака – это…
Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные
Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.
Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.
- Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о казаках-переселенцах и о том, как устроена казачья хата.
Сообщение новой темы
Физ. минутка. - Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты.
- Из чего казаки делали свои хаты?
Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.
- Как вы думаете, для чего?
Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.
Самым главным местом в горнице считался «Красный угол».
- Как вы думаете, почему его так называют?
«Красный» от слова красивый, нарядный.
- Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами.
Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.
-Ребята, а вы знаете чем украшены иконы?
Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник.
Разные рушники имели разное значение.
Для чего они были нужны, почему так назывались?
«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.
«Утирач» - им вытирали лицо.
«Зеркальные» - ими украшали зеркала.
«Церковные» украшали иконы.
Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники.
Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?
Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:
Если работает она,
Не будет голодная семья.
Можно на неё прилечь,
А зовётся она …печь.

В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».
- Ребята, а где лежал Емеля?
- Это место так и называется - «лежанка».
Как вы считаете, что значит «лежанка».
Лежанка – это невысокий каменный выступ у печки, на котором можно лежать.
- Где в печи готовили еду?
Посуду ставили в «устье».
А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:
« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».
Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?
Давайте расставим мебель в нашей хате.
Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.
- Для чего в доме сундук?
В сундуке казаки хранили одежду, приданое дочерей, ценные вещи. Обычно его ставили на самом видном месте в парадной – первой комнате хаты. Сверху накрывали накидкой типа половичка. Обычно такие сундуки делали на заказ у местных мастеров. Основной материал – дерево. По желанию заказчика его обрамляли металлом либо украшали росписью или художественной резьбой. Сундуки были разных размеров, для дома, для поездок. В доме их могло быть несколько, так как шкафов для одежды в то время не было. И все хранилось именно в них.
- Как вы считаете, для чего нужна лавка?
До широкого распространения кровати люди спали на сундуках, лавках, полатях или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.
Нет Ивашечки ни в печке, ни под печкой, — только Алёнка на лавке спит
Пространство под лавкой использовали для хранения инвентаря (например, топора). Под лавками устраивали рундуки (род шкафа или сундука) с дверцами.
Итог урока Итак, сейчас проверим кто внимательно слушал на уроке.
У вас на столах лежат листы с кроссвордом. Вам необходимо вместе с соседом решить его.
Выставление отметок. Домашнее задание