Развитие речемыслительной деятельности учащихся

Шакирова Зульфия Габдулхаковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Верхнеошминская ООШ» Мамадышского района Республики Татарстан

Развитие речемыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через обучение сочинению-рассуждению

Человек овладевает бесценным даром речи в раннем детстве и совершенствует её долгие годы: учится выбирать точное и мягкое слово, свободно строить предложения и текст. Он учится читать и писать. Родную речь, свой родной язык ребёнок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый потребностью общения и самовыражения. Обучение русскому языку – это прежде всего развитие связной речи учащихся. Для этого на уроках и внеклассных занятиях использую средства ситуативной наглядности, репродукции известных художников, сочинения разных жанров. На уроках учу ребят самостоятельно анализировать художественное произведение, высказывать своё мнение, предоставив при этом учащимся свободу размышления.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Своей целью я поставила не то, чтобы ученик знал как можно больше, а то, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Дать современный урок на уровне требований сегодняшнего дня непросто. На уроках стараюсь использовать разные способы учебной деятельности: воспроизводящей, коммуникативно-развивающей, реконструктивной. Это самые различные типы речевых сообщений учащихся, ответы на вопросы с доказательством, комментирование иллюстраций, схем построения связного текста, его анализ и оценка, создания собственного варианта речевого сообщения.
Ведущим направлением в развитии речи является словарная работа, особенность которой состоит в том, что она проводится не только на уроках чтения, но и во время всей учебно-воспитательной деятельности. Основным источником обогащения словаря является художественное произведение.
Система работы по развитию речи учащихся охватывает многие компоненты учебного процесса: мотивацию, содержание, методы, формы, средства.
На государственной итоговой аттестации русский язык один из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 9 классе Часть 3: одно задание (15), письменная работа, представляющая собой развернутый аргументированный ответ на один из вопросов. Поэтому при подготовке к ОГЭ нужно обратить внимание на то, умеют ли учащиеся писать сочинение-рассуждение. Этому виду сочинения необходимо обучать с 5 класса, рекомендуя школьникам самые простые примеры. Самый простой способ усвоить этот тип речи является задание, которое предлагается в учебнике, например, «Дверь – имя существительное». Далее идет рассуждение, где выделяется тезис, доказательство, вывод. Такой анализ поможет школьникам усвоить этот тип речи. Подобные темы для рассуждения по образцу можно всегда сформулировать, например, «Читать – это глагол», «Весёлый – это имя прилагательное» и др. Для сочинения-рассуждения продумываю понятные и посильные темы, например: «Для чего необходимо много и осознанно читать», «Мой любимый предмет», «Спорт – это здоровье». Обучать школьников писать сочинения-рассуждения продолжаю и на уроках литературы при обучении сочинениям по изученному художественному произведению.
Полезно для учащихся и самостоятельное составление вопросов и заданий. Побуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов к тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Например, даю предложение из учебника, объяснив цель деятельности, предлагаю разнообразные вопросы и задания, а учащиеся выполняют устно и письменно (выборочно): - Какая это языковая единица? (предложение.) - Докажите это. – Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть орфограммы, объясните их правописание. – Назовите известные вам части речи в этом предложении и придумайте предложение с таким же строением. В дальнейшем учащиеся учатся задавать вопросы по тексту.
Для учеников татарской школы овладение русской речью – это сложный, непрекращающийся процесс. Он включает в себя постоянное обогащение словарного запаса и синтаксического строя речи, овладение нормами русского литературного языка, формирование умений и навыков составления связного текста.


15