Рабочая программа по фике 8 класса, УМК Пурышева Н.С.


Российская Федерация
Управление образования Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
им. братьев Могилевцевых г. Брянска»
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей математики, физики и информатики
Протокол № 1
от «___» августа 2016г
Руководитель ШМО________/Завадская Е.В./



Согласовано
на МС МБОУ СОШ №18
г. Брянска
Протокол № 1
от «___» сентября 2016г
зам. дир. по УВР
________/Степанова О.Н./
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 18 г. Брянска
____________________
Черепанов О.А. Приказ №
от «___» сентября 2016г.

Рабочая программа
по физике
в 8 «А» и 8 «Б» классах
на 2016-2017 учебный год
Уровень обучения – основное общее образование
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием:
Учебника
Н. С. Пурышева, Н.Е. Важеевская , Физика. 8кл.: Учеб. для общеобразоват. заведений.- М.: Дрофа, 2010.- 256с.: ил.
В УМК данных авторов включены:
1) Учебник
2)Рабочая тетрадь
3)Тематическое планирование
Программа 8 класса рассчитана на 68 часов в год
Составитель:
учитель математики и физики высшей квалификационной категории Степанова О.Н.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Первоначальные сведения о строении вещества
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» следующие.
На уровне запоминания
Iуровень
Называть:
физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);
единицы физических величин: °С;
физические приборы: термометр;
порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;
методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.
Воспроизводить:
исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;
определения понятий: молекула, атом, диффузия;
основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Описывать:
явление диффузии;
характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;
взаимодействие молекул вещества;
явление смачивания;
капиллярные явления;
строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
IIуровень
Воспроизводить:
—примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;
идею опыта Штерна.
Описывать:
способы измерения массы и размеров молекул;
опыт Штерна.
На уровне понимания
Iуровень
Приводить примеры:
явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;
явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.
Объяснять:
результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;
результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);
броуновское движение;
диффузию;
зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;
явления смачивания и капиллярности.
IIуровень
Объяснять:
отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости механического движения материальной точки;
результаты опыта Штерна;
зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от ее плотности и от диаметра капилляра.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;
обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
— применять полученные знания к решению качественных задач.
II уровень
Уметь:
применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Уметь:
выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел» следующие.
На уровне запоминания
Iуровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: давление (р), объем (V), плотность (р), сила (F);
единицы перечисленных выше физических величин;
физические приборы: манометр, барометр;
—значение нормального атмосферного давления.Воспроизводить:
определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация;
формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы;
законы: Паскаля, Архимеда;
—условия плавания тел.Описывать:
опыт Торричелли по измерению атмосферного давления;
опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Распознавать:
различные виды деформации твердых тел.
IIуровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (а), модуль Юнга (Е), относительное удлинение (б);
единицы перечисленных выше физических величин.
Воспроизводить:
определения понятий: механическое напряжение, предел прочности;
формулы: соотношения работ малого и большого поршней гидравлической машины, КПД гидравлической машины, механического напряжения, относительного удлинения, закона Гука;
«золотое правило» механики;
закон Гука.
На уровне понимания
Iуровень
Приводить примеры:
опытов, иллюстрирующих закон Паскаля;
опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности;
сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах;
различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.
Объяснять:
природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения;
независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;
закон сообщающихся сосудов;
принцип действия гидравлической машины;
устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида;
природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости;
плавание тел;
отличие кристаллических твердых тел от аморфных.
Выводить:
формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.
IIуровень
Объяснять:
анизотропию свойств монокристаллов;
характер зависимости механического напряжения от относительного удлинения.
Выводить:
используя метод моделирования, формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы;
соотношение работ, совершаемых поршнями гидравлической машины.
На уровне применения в типичных ситуациях
Iуровень
Уметь:
измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида; s
экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.
Применять:
закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами;
формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.
IIуровень
Уметь:
выращивать кристаллы из насыщенного раствора солей.
Применять:
соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;
«золотое правило» механики и формулу КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Iуровень
Обобщать:
«золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).
Применять:
метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.
Исследовать:
условия плавания тел.
Тепловые явления
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Тепловые явления» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: температура (t, Т), внутренняя энергия (£7), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (с), удельная теплота сгорания топлива (q);
единицы перечисленных выше физических величин;
—физические приборы: термометр, калориметр.Использовать:
при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы.
Воспроизводить:
определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива;
формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела; количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;
—формулировку и формулу первого закона термодинамики.
Описывать:
опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии тела при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции, излучения;
опыты, позволяющие ввести понятие удельной теплоемкости.
Различать:
способы теплопередачи.
II уровень
Воспроизводить:
определения понятий: система, состояние системы, параметры состояния, абсолютная (термодинамическая) температура, абсолютный нуль температур.
Описывать:
принцип построения шкал Фаренгейта и Реомюра.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
изменения внутренней энергии тела при совершении работы;
изменения внутренней энергии путем теплопередачи;
теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту.
Объяснять:
особенность температуры как параметра состояния системы;
недостатки температурных шкал;
принцип построения шкалы Цельсия и абсолютной (термодинамической) шкалы температур;
механизм теплопроводности и конвекции;
физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; удельная теплота сгорания топлива;
причину того, что при смешивании горячей и холодной воды количество теплоты, отданное горячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной водой;
причину того, что количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, не равно количеству теплоты, полученному при этом нагреваемым телом.
Доказывать:
что тела обладают внутренней энергией; внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, а также от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами.
II уровень
Выводить:
формулу работы газа в термодинамике.
На уровне применения в типичных ситуациях
Iуровень
Уметь:
переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;
пользоваться термометром;
экспериментально измерять: количество теплоты, полученное или отданное телом; удельную теплоемкость вещества.
Применять:
знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к объяснению понятия внутренней энергии;
формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного при охлаждении; количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, к решению задач.
IIуровень
Уметь:
вычислять погрешность косвенных измерений на примере измерения удельной теплоемкости вещества.
Применять:
формулу работы газа в термодинамике к решению тренировочных задач;
уравнение теплового баланса при решении задач на теплообмен;
первый закон термодинамики к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Iуровень
Уметь:
учитывать явления теплопроводности, конвекции и излучения при решении простых бытовых проблем (сохранение тепла или холода, уменьшение или усиление конвекционных потоков, увеличение отражательной или поглощательной способности поверхностей);
выполнять экспериментальное исследование при использовании частично-поискового метода.
Обобщать:
знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.
Сравнивать:
способы изменения внутренней энергии;
виды теплопередачи.
IIуровень
Уметь:
выполнять исследования при проведении лабораторных работ.
Изменение агрегатных состояний вещества
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Изменение агрегатных состояний вещества» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: удельная теплота плавления(λ), удельная теплота парообразования (L), абсолютная влажность воздуха (р), относительная влажность воздуха (φ);
единицы перечисленных выше физических величин;
—физические приборы: термометр, гигрометр.Воспроизводить:
определения понятий: плавление и кристаллизация, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота плавления (кристаллизации), парообразование, испарение, кипение, конденсация, температура кипения (конденсации), удельная теплота парообразования (конденсации), насыщенный пар, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы;
формулы для расчета: количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); относительной влажности воздуха;
графики зависимости температуры вещества от времени при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), кипении (конденсации).
Описывать:
наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.
II уровень
Воспроизводить:
понятие динамического равновесия между жидкостью и ее паром.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
агрегатных превращений вещества.
Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений:
процессы: плавления и отвердевания кристаллических тел, плавления и отвердевания аморфных тел, парообразования, испарения, кипения и конденсации;
понижение температуры жидкости при испарении.
Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества:
зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости;
образование насыщенного пара в закрытом сосуде;
зависимость давления насыщенного пара от температуры.
Объяснять:
графики зависимости температуры вещества от времени при его плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;
физический смысл понятий: удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации).
II уровень
Объяснять:
зависимость температуры кипения от давления;
зависимость относительной влажности воздуха от температуры.
Понимать:
что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;
находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты;
определять по значению абсолютной влажности воздуха, выпадет ли роса при понижении температуры до определенного значения.
Применять:
формулы: для расчета количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; относительной влажности воздуха.
II уровень
Применять:
уравнение теплового баланса при расчете значений величин, характеризующих процессы плавления (кристаллизации), кипения (конденсации).
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
знания об агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания;
знания об удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения вещества (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).
Сравнивать:
—удельную теплоту плавления (кристаллизации) и удельную теплоту кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;
— процессы испарения и кипения.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: давление (р), объем (У), температура (Т, t);
единицы этих физических величин: Па, м3, К, °С.
основные части любого теплового двигателя;
примерное значение КПД двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
Воспроизводить:
—законы: Бойля—Мариотта, Гей-Люссака, Шарля;
формулы: линейного расширения твердых тел, КПД теплового двигателя;
определения понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.
Описывать:
опыты, позволяющие установить законы идеального газа;
устройство двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
II уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: температурный коэффициент объемного расширения (α), температурный коэффициент давления газа (γ);
единицы этих физических величин: град-1 или К1.
Воспроизводить:
определения понятий: идеальный газ, изотермический, изобарный, изохорный процессы, абсолютный нуль температуры;
названия изопроцессов и газовых законов;
формулы изобарного и изохорного процессов, записанные через температуру по шкале Цельсия.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость давления от объема при постоянной температуре, объема от температуры при постоянном давлении, давления от температуры при постоянном объеме;
учета в технике теплового расширения твердых тел;
теплового расширения твердых тел и жидкостей, наблюдаемого в природе и технике.
Объяснять:
—газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
—принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
Понимать:
границы применимости газовых законов;
почему и как учитывают тепловое расширение в технике;
необходимость наличия холодильника в тепловом двигателе;
зависимость КПД теплового двигателя от температуры нагревателя и холодильника.
II уровень
Приводить примеры:
опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость между давлением, объемом и температурой.
Объяснять:
связь между средней кинетической энергией теплового движения молекул и абсолютной температурой;
физический смысл абсолютного нуля температуры.
Понимать:
смысл понятий: температурный коэффициент расширения (объемного и линейного), температурный коэффициент давления;
причину различия теплового расширения монокристаллов и поликристаллов.
На уровне применения в типичных ситуациях
Iуровень
Уметь:
строить и читать графики изопроцессов в координатах р, V; V, Т и р, Т. Применять: формулы газовых законов к решению задач.
IIуровень
Уметь:
строить и читать графики изопроцессов в координатах V, t и р, t.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать знания:
о газовых законах;
о тепловом расширении газов, жидкостей и твердых тел;
об идеализированных моделях в физике;
о границах применимости физических законов;
—о роли физической теории.Сравнивать:
по графикам процессов изменения состояния идеального газа неизменные параметры состояния при двух изменяющихся параметрах.
Электрические явления
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Электрические явления» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
— физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электрического поля (Е);
единицы этих физических величин: Кл, Н/Кл;
понятия: положительный и отрицательный электрический заряд, электрон, протон, нейтрон;
физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, электрофорная машина.
Воспроизводить:
—определения понятий: электрическое взаимодействие, электризация тел, проводники и диэлектрики, положительный и отрицательный ион, электрическое поле, электрическая сила, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля;
—закон сохранения электрического заряда.Описывать:
наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел;
модели строения простейших атомов.
II уровень
Воспроизводить:
определение понятия точечного заряда;
закон Кулона.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации;
модели: строения простейших атомов, линий напряженности электрических полей;
принцип действия электроскопа и электрометра;
электрические особенности проводников и диэлектриков;
—природу электрического заряда.Понимать:
существование в природе противоположных электрических зарядов;
дискретность электрического заряда;
смысл закона сохранения электрического заряда, его фундаментальный характер;
объективность существования электрического поля;
векторный характер напряженности электрического поля (Е).
II уровень
Объяснять: — принцип действия крутильных весов;
возникновение электрического поля в проводниках и диэлектриках;
явления: электризации через влияние, электростатической защиты, поляризации диэлектрика.
Понимать:
относительный характер результатов наблюдений и экспериментов;
экспериментальный характер закона Кулона;
существование границ применимости закона Кулона;
роль моделей в процессе физического познания (на примере линий напряженности электрического поля и моделей строения атомов).
На уровне применения в типичных ситуациях
Iуровень
Уметь:
— анализировать наблюдаемые электростатические явления и объяснять причины их возникновения;
определять неизвестные величины, входящие в формулу напряженности электрического поля;
анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля;
—анализировать и строить модели атомов и ионов.Применять:
знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.
IIуровень
Уметь:
выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты по электризации тел, анализировать и оценивать их результаты.
Применять:
полученные знания к решению комбинированных задач по электростатике.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Iуровень
Уметь:
анализировать неизвестные ранее электрические явления;
применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Обобщать:
результаты наблюдений и теоретических построений.
IIуровень
Устанавливать аналогию:
между законом Кулона и законом всемирного тяготения.
Использовать:
методы познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент), теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция) при изучении электрических явлений.
Электрический ток
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Электрический ток» следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: сила тока (I), напряжение (17), электрическое сопротивление (Л), удельное сопротивление (р);
единицы перечисленных выше физических величин;
понятия: источник тока, электрическая цепь, действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное);
физические приборы и устройства: источники тока, элементы электрической цепи, гальванометр, амперметр, вольтметр, реостат, ваттметр.
Воспроизводить:
определения понятий: электрический ток, анод, катод, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока;
формулы: силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; сопротивления проводника (через удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения проводника); работы и мощности электрического тока;
—законы: Ома для участка цепи, Джоуля—Ленца.Описывать:
наблюдаемые действия электрического тока.
На уровне понимания
Iуровень
Объяснять:
условия существования электрического тока;
природу электрического тока в металлах;
—явления, иллюстрирующие действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);
последовательное и параллельное соединение проводников;
графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника;
механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему электрического тока.
Понимать:
превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока;
природу химического действия электрического тока;
физический смысл электрического сопротивления проводника и удельного сопротивления;
способ подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь.
II уровень
Объяснять:
—устройство и работу элемента Вольта и сухого гальванического элемента;
—принцип работы аккумулятора.Понимать:
основное отличие гальванического элемента от аккумулятора.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
вычислять неизвестные величины, входящие в закон Ома и закон Джоуля—Ленца, в формулы последовательного и параллельного соединения проводников;
собирать электрические цепи;
пользоваться: измерительными приборами для определения силы тока в цепи и электрического напряжения, реостатом;
чертить схемы электрических цепей;
читать и строить графики зависимости: силы тока от напряжения на концах, проводника и силы тока от сопротивления проводника.
I уровень
Уметь:
— выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты;
— анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
применять изученные законы и формулы к решению комбинированных задач.
Обобщать:
результаты наблюдений и теоретических построений.
Применять:
полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Реферативное описание тем
Первоначальные сведения о строении вещества
Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления о строении вещества, о характере движения и взаимодействия частиц, из которых состоят вещества. Важно, чтобы учащиеся поняли, что представление о дискретном строении вещества появилось еще в древности, однако оно долгое время оставалось гипотезой. Только после того, как было дано теоретическое обоснование и получено экспериментальное подтверждение гипотез, касающихся строения вещества, возникла молекулярно-кинетическая теория строения вещества.
При изучении темы последовательно формируются знания основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества и экспериментальных фактов, их подтверждающих. Основой изучения материала является эксперимент — как демонстрационный, так и домашний. На данном этапе изучения материала учащимся демонстрируется объяснительная роль физической теории: знания теории строения вещества применяются для объяснения некоторых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Весьма уместно при изучении темы обсудить такие методологические вопросы, как роль наблюдений и научных гипотез в становлении теории, пояснить учащимся, что, описывая строение газов, жидкостей и твердых тел, мы создаем их модели.
При рассмотрении таких вопросов, как масса молекул, движение и скорость молекул, взаимодействие между молекулами, можно опираться на знания, полученные учащимися в 7 классе. Так, им уже известны понятия: скорость, масса, взаимодействие, сила, и ими можно оперировать.
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел
Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления о том, что знания о строении вещества позволяют объяснить и в ряде случаев предсказать свойства, в том числе механические, жидкостей, газов и твердых тел, а также умения применять эти знания к объяснению изучаемых свойств.
При изучении темы продолжается формирование у учащихся исследовательских экспериментальных умений при выполнении лабораторных работ в классе и домашнего эксперимента. В частности, условия плавания тел могут быть установлены учащимися самостоятельно в процессе выполнения исследовательской лабораторной работы.
Помимо формирования у учащихся экспериментальных умений и формирования у них представлений об экспериментальных методах познания, при изучении данной темы имеются большие возможности для знакомства учащихся с теоретическими методами познания. В частности, при получении формулы давления жидкости на дно и стенки сосуда, а также формулы архимедовой силы используется метод моделирования: создается модель явления в результате выделения существенных признаков и абстрагирования от несущественных и выполняется теоретический анализ модели. Полученный результат подтверждается в ходе экспериментальной проверки.
Тепловые явления
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с тепловыми явлениями. Понятия (тепловое движение, тепловое равновесие, температура, внутренняя энергия, количество теплоты), которые должны быть сформированы у учащихся, затем используются при изучении агрегатных превращений вещества и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Продолжается формирование знаний учащихся о методах познания и умений эти методы применять в практической деятельности. В частности, демонстрируется объяснительная роль теории при индуктивном, на основе эксперимента, изучении явлений теплопроводности и конвекции и объяснении их с помощью молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Кроме этого, смысл понятия «внутренняя энергия» как параметра состояния системы раскрывается на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. Таким образом, хотя явно об этом не говорится, демонстрируется единство двух методов изучения тепловых явлений: термодинамического и молекулярно-кинетического.
При выполнении лабораторных работ повышается уровень формирования у учащихся исследовательских экспериментальных умений. Описания работ в рабочей тетради строятся таким образом, что учащиеся самостоятельно должны составить план работы, выполнить измерения и сделать вывод. Продолжается также формирование знаний учащихся о погрешностях измерений и умений их вычислять. В частности, предлагается вычислить погрешность косвенного измерения удельной теплоемкости вещества. Эта задача непростая, и на данном этапе формирования умения вычислять погрешности предназначена для учащихся, обучающихся на повышенном уровне.
Одной из задач изучения темы является формирование у учащихся умений применять полученные знания к решению задач. Все учащиеся должны овладеть умением применять формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при его охлаждении, и количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Задачи на уравнение теплового баланса, первый закон термодинамики, КПД при тепловых процессах не являются обязательными для всех. Их решают, и соответствующие умения контролируют в зависимости от уровня подготовленности учащихся, уровня усвоения основного материала, времени, имеющегося в распоряжении учителя.
Изменение агрегатных состояний вещества
Цель изучения данной темы — продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях. С агрегатными превращениями вещества на описательном уровне учащиеся уже знакомы. Поэтому задачей их обучения на данном этапе является формирование знаний о количественных закономерностях агрегатных превращений. При этом важно, чтобы, описывая агрегатные превращения вещества, учащиеся применяли два подхода: молекулярно-кинетический и термодинамический (энергетический), понимая при этом их взаимосвязь и единство.
Большое внимание при изучении данной темы следует уделить графикам зависимости температуры вещества от времени в процессе агрегатных превращений. Решение графических задач при изучении этой темы способствует формированию у учащихся знаний и умений, связанных с графическим методом представления результатов эксперимента и получением на этой основе выводов.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся знания о тепловых свойствах газов, жидкостей и твердых тел и представления о том, что эти свойства могут быть объяснены на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
При изучении тепловых свойств вещества учитель должен сделать акцент на формирование системы методологических знаний учащихся. Во-первых, они знакомятся с таким идеализированным объектом, как модель идеального газа. Во-вторых, у них формируются представления о границах применимости модели и соответственно законов, описывающих соответствующую модель. В-третьих, появляется возможность расширить их представления о роли физической теории, рассмотрев и использовав ее эвристическую роль. В частности, изучение закона Шарля может быть организовано таким образом, что учащиеся на основе имеющихся знаний предсказывают характер зависимости давления газа данной массы от температуры при неизменном объеме. А затем подтверждают полученный вывод экспериментально. Газовые законы целесообразно изучать по единому плану:
эксперимент;
вывод по результатам эксперимента;
формулировка и формула закона;
объяснение зависимости параметров состояния газа на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
график зависимости параметров состояния газа;
границы применимости закона.
Эта последовательность может быть изменена, однако все пункты плана должны присутствовать.
Важно, чтобы учащиеся поняли характер зависимости между параметрами состояния газа и научились его объяснять, а также применять формулы соответствующих законов к решению простых задач. Названия процессов и названия законов запоминать им необязательно. Дополнительным материалом (материалом второго уровня) являются лабораторная работа по изучению зависимости давления газа данной массы от его объема при постоянной температуре и уравнение Клапейрона (объединенный газовый закон).
В данной теме изучается тепловое расширение твердых тел и жидкостей, поскольку изучение этого явления в курсе физики не предусмотрено программой как основной, так и старшей школы. В то же самое время тепловое расширение — явление, широко распространенное в природе, в технике и повседневной жизни, оно связано с механическими свойствами тел, и у учащихся должны быть сформированы соответствующие представления.
Тема завершается рассмотрением применения газов в технике, в том числе в работе тепловых двигателей.
Электрические явления
Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления об особенностях электрического взаимодействия, электрическом заряде и электрическом поле. В связи с этим вводятся основные понятия электростатики и физические величины, характеризующие электрическое взаимодействие (заряд, напряженность электрического поля); закон сохранения электрического заряда и закон Кулона (на повышенном уровне); обосновываются дискретность электрического заряда и существование электрона, наличие в атоме ядра и электронной оболочки; показывается, что на основе знаний об электроне и строении атома можно объяснить электрические явления.
Как и в предыдущих темах, изучение материала базируется на демонстрационном эксперименте и предполагает выполнение большого числа опытов дома. На данном этапе изучения материала с учащимися продолжают обсуждаться методы физического познания, в том числе достаточно большое внимание уделяется физическим моделям и моделированию, продолжается формирование представления о научной гипотезе и ее роли в физике, вводится представление об электростатике как физической теории, входящей в состав фундаментальной физической теории — электродинамики.
Электрический ток
Цель изучения темы — рассмотреть природу электрического тока; сформировать у учащихся представление об основных электродинамических величинах — силе тока, напряжении, сопротивлении, работе и мощности электрического тока — и зависимостях между этими величинами.
Изучение всего учебного материала темы проводится на широкой экспериментальной основе — демонстрационной и лабораторной, включая домашний эксперимент. Программой предусмотрено проведение семи лабораторных работ. Выполнение этих работ должно способствовать формированию у учащихся умений по составлению простейших электрических схем, измерению силы тока, напряжения и сопротивления проводников, работы и мощности электрического тока.
Продолжается формирование умений, соответствующих эмпирическим методам познания, в том числе умение самостоятельно определять цель исследования, выдвигать и формулировать гипотезу, составлять план работы и оценивать как полученные результаты, так и собственную деятельность в процессе выполнения работы. Продолжается формирование и ряда теоретических методов познания, таких как моделирование, метод аналогии, в том числе и метод индукции. Например, при выведении на основе эксперимента закона Ома используется индуктивный вывод, который всегда носит вероятностный характер, и только после многочисленных экспериментов, проведенных физиками-исследователями, полученная эмпирическая закономерность становится законом физики.
Календарно - тематическое планирование учебного материала
№ урока Примерные сроки изучения тем Название темы урока Кол-во часов
1 триместр 20
1 5.09
Вводный инструктаж по ТБ. Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Наблюдение делимости веществ. 1
2 7.09 Движение молекул. Диффузия. Наблюдение явления диффузии и скорости диффузии от температуры 1
3 12.09 Взаимодействие молекул. 1
4 14.09 Смачивание. Капиллярные явления. Тест № 1 1
5 19.09 Строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Тест № 2 1
Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел 12
6 21.09 Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. 1
7 26.09 Давление в жидкости и газе. 1
8 28.09 Сообщающие сосуды. С.р. № 1 1
9 3.10 Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Тест № 3 1
10 5.10 Атмосферное давление. 1
11 12.10 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
С.р. № 2 1
12 17.10 Л.р № 1 «Измерение выталкивающей силы».
Решение задач. 1
13 19.10 Л.р № 2 «Изучение условий плавания тел». Решение задач. 1
14 24.10 Плавание судов. Воздухоплавание. 1
15 26.10 К.р № 1 «Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) 1
16 31.10 Строение твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Л.р № 3 «Наблюдение роста кристаллов» (домашняя работа) 1
17 2.11 Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Свойства твёрдых тел. 1
Тепловые явления 11
18 7.11 Тепловое движение. Температура. 1
19 9.11 Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. 1
20 14.11 Теплопроводность. С.р. № 3 1
2 триместр 24
21 21.11 Конвекция. Излучение. Наблюдение конвекции в жидкостях и газах. 1
22 23.11 Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. С.р. № 4 1
23 28.11 Л.р № 4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 1
24 30.11 Решение задач. Уравнение теплового баланса. 1
25 5.12 Л.р №5 «Измерение удельной теплоёмкости вещества» 1
26 7.12 Удельная теплота сгорания топлива. Тест № 5 1
27 12.12 Решение задач. Обобщение знаний. Первый закон термодинамики. 1
28 14.12 К.р № 2 «Тепловые явления» 1
Изменение агрегатных состояний вещества 6
29 19.12 Плавление и отвердевание кристаллических веществ. 1
30 21.12 Решение качественных и графических задач на плавление и отвердевание кристаллических тел. Тест № 6 1
31 26.12 Испарение и конденсация. Наблюдение зависимости скорости испарения от параметров .С. р. № 5 1
32 28.12 Кипение. Удельная теплота парообразования. 1
33 9.01 Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха 1
34 11.01 К.р № 3 «Изменение агрегатных состояний вещества» 1
Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел 5
35 16.01 Связь между параметрами состояния газа.
Л.р № 6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре» 1
36 18.01 Связь между параметрами состояния газа.
Применение газов. Тест № 7 1
37 23.01 Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. С.р. № 6 1
38 25.01 Принципы работы тепловых двигателей.
Двигатель внутреннего сгорания. С. р. № 7 1
39 30.01 Паровая турбина. Кратковременная к.р.№4 «Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел». 1
Электрические явления 7
40 1.02 Электрический заряд. Электрическое взаимодействие. Изготовление простейшего электроскопа 1
41 6.02 Делимость электрического заряда. Строение атома.
Тест № 8 1
42 8.02 Электризация тел. Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел 1
43 13.02 Понятие об электрическом поле. Линии напряжённости электрического поля. Тест № 9 1
44 15.02 Электризация через влияние*. Проводники и диэлектрики 1
3 триместр 23
45 27.02 Решение качественных задач. Закон сохранения электрического заряда. 1
46 1.03 Кратковременная к.р № 5 «Электрические явления».
Закон Кулона.*1
Электрический ток 17
47 6.03 Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы* 1
48 13.03 Действия электрического тока. 1
49 15.03 Электрическая цепь. Сборка электрической цепи 1
50 20.03 Сила тока. Амперметр. Л.р № 7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках». 1
51 22.03 Электрическое напряжение. Вольтметр. Л.р № 8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». 1
52 27.03 Решение задач по теме: «Сила тока и напряжение». 1
53 29.03 Сопротивление проводника. Л.р № 9 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра» 1
54 10.04 Расчёт сопротивления проводника. Реостаты.
Л.р № 10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата» 1
55 12.04 Закон Ома для участка цепи. Тест № 10 1
56 17.04 Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи». С.р. № 8 1
57 19.04 Последовательное соединение проводников. Л.р № 11 «Изучение последовательного соединения проводников» 1
58 24.04 Параллельное соединение проводников.
Л.р № 12 «Изучение параллельного соединения проводников» 1
59 26.04 Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников 1
60 3.05 Мощность электрического тока. Работа электрического тока. С.р. №9 1
61 10.05 Л.р № 13 «Измерение работы и мощности электрического тока». Закон Джоуля-Ленца. 1
62 15.05 Решение задач по теме «Электрический ток» 1
63 17.05 К.р № 7 «Электрический ток» 1
64 22.05 Обобщающее повторение 1
65 24.05 Промежуточная аттестация 1
67-68 29.0531.05 Резерв. 2