Программа лагеря труда и отдыха «Наш веселый муравейник»


Программа
лагеря труда и отдыха
с круглосуточным пребыванием детей
«Наш веселый муравейник»
Паспорт программы
Полное название программы Летний оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей
Цель Обеспечение благоприятных условий для летней трудовой занятости, укрепления здоровья и развития разносторонних способностей подростков.
Задачи Воспитание добросовестного отношения к труду и уважения к общественной и личной собственности.
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Привитие навыков исследовательской работы.
4. Формирование потребности к здоровому образу жизни.
Тип лагеря Лагерь труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей.
Направления деятельности образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
воспитательное;
спортивно-оздоровительное направление.
Краткое содержание программы - экологическое воспитание;
- освоение основ краеведения;
- организация тематических занятий, игр, семинаров и т.д.;
- проведение творческих конкурсов;
- благоустройство территории.
Авторы программы Образовательное учреждение Количество детей 20 человек
Сроки проведения Количество смен одна
Кадры Начальник лагеря - 1;
Воспитатели -6;
Педагог-организатор – 1;
Медицинский работник-1;
Кладовщик -1;
Обслуживающий персонал – 2 + 5
Категория участников Воспитанники школы-интерната 13-18 лет
Пояснительная записка
Пришкольный оздоровительный лагерь со спортивно-краеведческим профилем, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой.
Краеведческая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование эколого-краеведческого мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе.  Одним из условий формирования эколого-краеведческой культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.
Работа лагеря труда и отдыха позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного эколого-краеведческого лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный и воспитательный потенциал.
Работа лагеря труда и отдыха при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного эколого-краеведческого образования.
Данный лагерь предназначен для воспитания экологической культуры и получения дополнительных знаний в области спорта, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории, физической культуры.
В программу работы лагеря труда и отдыха включается не только изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний, а также возможность оставить свой след в культурном наследии родного края через строительство часовни и благоустройства прилегающей территории.
Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем конкретной территории планируются тематические и комплексные экскурсии.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в благоустройстве территории, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других спортивных мероприятий.
Содержание программы отобрано в соответствии с условиями проведения пришкольного лагеря, с учетом индивидуальных и возрастных психолого-физиологических особенностей участников лагеря, ориентировано не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, как это определено Федеральным образовательным стандартом.
Образовательный компонент программы составлен с учетом формирования универсальных учебных действий. В ходе выполнения и представления своей работы учащиеся имеют возможность овладеть рядом необходимых для современного времени компетентностей:
Ценностно-смысловые. В ходе выполнения работы учащиеся осознают суть современных экологических проблем, изыскивают пути их решения, предпринимают первые попытки самостоятельных ответственных действий по защите окружающей среды.
Учебно-познавательные. Учащиеся осваивают все этапы исследовательской или проектной деятельности в сфере экологии и рационального природопользования.
Коммуникативные. Коммуникативные компетенции учащихся формируются в ходе их совместной деятельности
Личностного самосовершенствования. Выполнение программы лагеря в соответствии с заявленными целями, в установленные сроки, создают условия для осознания школьниками необходимости освоения умений саморегулирования, развития культуры общения. Так формируются и развиваются рефлексивные способности подростка, предпринимаются первые попытки личностного самосовершенствования.
Цель программы:
Обеспечение благоприятных условий для летней трудовой занятости подростков;
Укрепления здоровья и развития их разносторонних способностей.
Задачи программы:
1. Воспитать добросовестное отношение к труду, и уважение к общественной и личной собственности.
2.Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3.Привитие навыков исследовательской работы.
4. Формировать потребности к здоровому образу жизни.
Основные формы деятельности
Мероприятия, направленные на оздоровления воспитанников
Лабораторно-практические занятия в полевых условиях
Благоустройство территории.
Игры, конкурсы, веревочный курс.
Механизм реализации
Системно-деятельностный подход к организации познавательной деятельности школьников.
Интеграция основного и дополнительного образования школьников.
Организация социально-значимой деятельности школьников в сфере экологии и рационального природопользования, а также культурного наследия родного края.
Создание условий для творческого сотрудничества школьников.
Комплексная оценка результатов познавательной деятельности школьников:
Комплексная психологическая диагностика динамики изменения личностных характеристик школьников.
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает:  посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Нормативно – правовое сопровождение
Деятельность лагеря строится в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Конвенцией ООН о правах ребёнка
Конституцией РФ
Законом РФ «Об образовании»
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей» и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.1996 г. №2»
Приказом Министерства образования РФ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребывание, лагерей труда и отдыха» от 13.07.2001 г. №2688
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»
Письмом Департамента государственной молодёжной политики. Воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.2005№ АС -502/06
Материально-техническое обеспечение
Игровые комнаты.
Библиотека.
ТСО (видео, ТВ, аудио, DVD-проигрыватель, муз.центр).
Художественные средства, игры настольные и др.
Сельскохозяйственный инвентарь.
Школьный стадион.
Пришкольная территория.
Категории детей:
В летнем лагере труда и отдыха «Наш веселый муравейник» находятся для обучающехся из:
семей состоящих на учете как социально-опасные;
малоимущих семей.
Режим дня
Подъём 8.00
Бодрячок (утренняя зарядка, закаливающие и водные процедуры) 8.00-8.20
Завтрак 8.30
Планёрка 9.00
Час добрых дел 9.30-11.30
Занятия по интересам 11.30-13.50
Подготовка к обеду 13.50
Обед 14.00
В гостях у Дрёмы 14.20-16.00
Полдник 16.00
Подготовка к мероприятию 16.00-18.00
Ужин 18.00- 18.20
Обще лагерное мероприятие 18.20-20.00
Второй ужин 20.00-20.10
Подготовка к дискотеке 20.10-20.15
Дискотека 20.15-21.15
Пока горит свеча 21.15-21.35
Подготовка ко сну 21.35- 22.00
Отбой 22.00

Летний лагерь труда и отдыха «Наш веселый муравейник»действует с … по… Одна смена продолжительностью 10 дней. Планируемое количество детей 20. Возраст детей, находящихся в лагере от 13 до 18 лет.
Ожидаемые результаты:
В процессе пребывания детей в пришкольном лагере дети смогут:
- укрепить здоровье благодаря оздоровительным мероприятиям и экскурсиям;
- получить положительный опыт общения со сверстниками в неформальной обстановке;
- раскрыть свои индивидуальные, творческие и коммуникативные способности.
- улучшить психофизическое и эмоциональное состояния.
Также лагерь способствует формированию социального опыта детей и основ культуры человека.
Методы отслеживания: наблюдения, анкетирование, отзывы родителей, детей.
Содержание программы летнего отдыха.
В лагере труда и отдыха «Наш веселый муравейник» есть:
* Творческая мастерская «Мастерская чудес», которая предоставит детям возможность поучаствовать в играх, конкурсах, концертах, показать свои творческие способности.
* Творческая мастерская «Будь здоров», дает ребятам возможность пробовать свои силы, укреплять свое здоровье, занимается пропагандой здорового образа жизни.
* Библиотека, где дети могут взять для чтения понравившуюся книгу, найти ответ на интересующий вопрос.
* Творческая мастерская «Руки не для скуки» где можно изготовить сувениры, реквизиты к играм, конкурсам, здесь же каждый ребенок может выставить свою «картину»; выпускают газету, выпуск листовок.
В начале смены все дети делятся на 2 отряда, в которые входят дети разных возрастов. Каждый отряд выбирает название, свою эмблему, девиз, оформляет свой уголок
В «Нашем веселом муравейнике» действуют жетоны-смайлики. Дети получают жетоны-смайлики в процессе работы на пришкольном участке и участках подшефных пенсионеров, благоустройстве территории, а также за участие в различных мероприятиях.
В течение смены каждый отряд оформляет свой альбом - летопись. В нем освещается каждый прожитый отрядом день; наиболее яркие мероприятия, которые понравились, запомнились детям.
Итогом смены будет организация и проведение «Ярмарки».
В начале смены в лагере будет «посажено» «Дерево настроения». Каждый вечер, ребенок крепит на ветках:
плод - день прошел полезно, плодотворно;
цветок - довольно неплохо;
зеленый листок - день не очень понравился;
желтый - день прошел зря.
В конце смены «Дерево настроения» приобретет неповторимую окраску смены. Это позволит сделать вывод о том, насколько полно удалось удовлетворить интересы и потребности детей. На последок фотосессия.
Осуществляемая деятельность
Спортивно-массовая
Культурно-досуговая
Интеллектуальная
Развивающая
Коммуникативная
Познавательная
Эстетическая
Экологическая
Трудовая
1. Организация оздоровления детей
Задачи:
1. Включить спортивно-оздоровительные формы деятельности.
2. Провести витаминизацию питания детей.
3. Контролировать систематическое выполнение водных, санитарно-гигиенических процедур.
4.Проводить медикаментозное лечение (по мере необходимости).
5.Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности (ПТБ).
6. Вести санитарно-просветительскую работу через выпуск санитарных бюллетеней, проведение санитарных минимумов.
Содержание:
Оздоровительный блок включает следующие мероприятия:
Закаливание: воздушные и солнечные ванны, ежедневные прогулки. Закаливание направлено на укрепление защитных сил организма, центральной нервной системы.
Витаминизация питания осуществляется за счет введения в ежедневный рацион детей овощей, фруктов, что позволяет укрепить иммунную систему, стабилизировать обменные процессы.
Санитарные минимумы с детьми и взрослыми, направленные на закрепление санитарно-гигиенических знаний, навыков, а также соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Спортивные мероприятия и утренняя гимнастика, обеспечивающие повышение общего тонуса организма, укрепление центральной нервной системы, улучшение работы опорно-двигательного аппарата, развитие и коррекцию координации движений.
Медикаментозное лечение (по назначению врача).
Санитарно-просветительская работа, предусматривающая выпуск санитарных бюллетеней по медицинским, актуальным для данного времени темам (например, отравление грибами, ягодами; тепловой и солнечный удар и пр.).
Работа психолога по проведению тренингов, психологических игр и прочего.
С целью поддержания благоприятных санитарных условий в помещениях организуются конкурсы: «Лучшая комната отдыха», «Самый ответственный дежурный» и др. Итоги заносятся в экран соревнований и учитываются при подведении общих итогов каждую неделю.
Медперсоналом осуществляется контроль, а также мониторинг физического состояния воспитанников в течение всего лета.
План оздоровительных мероприятий
Мероприятия Сроки Ответственный
1.Утренняя гимнастика
Ежедневно
8.00 -8.20 Воспитатели,
мед.персонал2.Водные и воздушные процедуры (закаливание, купание, обливание) Ежедневно, в соответствии с режимом дня Воспитатели
3.Витаминизация питания
Ежедневно, в соответствии с меню Фельдшер
4.Спортивные и развлекательные мероприятия на тему «Здоровье»
По плану досуговых мероприятий Организатор, начальник лагеря, воспитатели
5.Беседы детей с мед.работниками «Я хочу знать о …» По мере необходимости Мед.персонал6.Медикаментозное лечение В течение смены Фельдшер
7.Выпуск сан.бюллетеней «Минутки здоровья»
В течение смены Организатор, воспитатели
8.Мониторинг физического развития и оздоровления воспитанников В течение смены Мед.персонал 2. Организация досуга
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Включать все формы досуговой деятельности.
3. Организовать деятельность творческих мастерских: «Мастерская чудес», «Руки не для скуки», «В гостях у бабушки Арины», «Бим-бом», «Будь здоров»
Содержание:
Досуговый блок включает в себя следующие направления:
1. Досуговые мероприятия, КТД, участие в мероприятиях Дома Культуры, районной библиотеки и др.
2. Кружковая работа. 3 дня в неделю по 1-2 кружка в день - это позволит одному и тому же ребенку посещать не 1 кружок.
3. Педагог-организатор проводит подготовку к мероприятиям.
4. Ежедневно проводятся после ужина тематические танцевальные вечера и перед отбоем «Пока горит свеча» у костра.
Педагог-организатор осуществляет мониторинг удовлетворенности проведенными мероприятиями - «Дерево настроения»
В целом, организация досуга спланирована с учетом половозрастных особенностей, потребностей, интересов воспитанников.
Обязательными являются мероприятия, отражающие работу по профилактике вредных привычек, нарушений техники безопасности в различных ситуациях.

План досуговых мероприятий
День Название мероприятия Ответственные
1. Открытие смены, ознакомление с планом работы лагеря. Мероприятие по безопасности жизнедеятельности.
Конкурс рисунков на асфальте «Мое счастливое детство».
Оформление игровых комнат «Дизайн- интерьер - клуба».
Вечерняя праздничная игровая программа. Начальник лагеря.
Педагог-организатор.
Воспитатели.
2.
Спортивные состязания на свежем воздухе
« Здорово здоровым быть ».
Мероприятие «Безопасная эксплуатация электроприборов в быту» Педагог-организатор,
Воспитатели.
Педагог-организатор по профилактике правонарушений.
Гости.
3.
Путешествие по киностудии Союзмультфильма, посвященное году Кино в России. Педагог-организатор.
Воспитатели.
4.
Пионербол между детьми и взрослыми.
Беседа на тему «Последствия употребления ПАВ» Педагог-организатор.
Воспитатели.
Педагог-организатор по профилактике правонарушений.
5.
Познавательно программа «Лесная аптека».
Мастерская «Очумелые ручки» Педагог- организатор.
Воспитатели.
6.
Театрализованное представление – конкурс между отрядами по сказкам А.С.Пушкина «У Лукоморья»
Викторина «Люби и знай свой край» Педагог- организатор.
Воспитатели.
7.
Игровая программа на территории Мунгатского острога «Родничок» Педагог- организатор.
Воспитатели
8.
Спортивно-игровая программа «Зов джунглей» между отрядами (хищники) и (травоядные). Педагог- организатор.
Воспитатели.
9.

Игровая программа «Охота за пиратскими кладами».
Ярмарка, фотосессия.
Педагог-организатор.
Воспитатели.
10.
Лекция-практикум «Безопасные каникулы».

Закрытие смены, отъезд. Педагог-организатор по профилактике правонарушений.
Воспитатели.
Каждый день тематическая дискотека.
3. Организация трудовой деятельности
Задачи:
1. Выбирать объекты труда, исходя из половозрастных и психофизических особенностей детей.
2.Организовать соревнования в детских коллективах на основе сотрудничества и соуправления.
3. При подведении итогов выполнения трудовых заданий основываться на принципах гласности, объективности, систематичности.
4.Соблюдать охранительный режим, оптимальную нагрузку через индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам.
5. Соблюдать правила техники безопасности и основ безопасной жизнедеятельности.
Содержание:
Работа на приусадебных участках подшефных тружеников тыла и одинокопроживающих пожилых граждан.
Обязательны при организации общественно-полезного труда:учет физиологических и половозрастных особенностей;
четкое разъяснение трудовых поручений;
проведение инструктажа по технике безопасности,
четкое распределение времени;
мотивирование;
создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);
подведение итогов.
2.Общественно-полезная трудовая деятельность, включающая в себя:
- повседневную заботу о чистоте, озеленении и благоустройстве закрепленного участка школьной территории;
трудовые десанты: «Зеленая, чистая улица». «Цветущий двор», операции: «Уют», «Чистюля» и др.
3.Самообслуживающий труд:
дежурство в столовой, в лагере.
План трудовых мероприятий
Мероприятия Сроки Ответственный
Труд на приусадебных участках подшефных тружеников тыла и одинокопроживающих пожилых граждан 2 раза в неделю Воспитатели, мед.персонал, учителя с/х труда
Уборка закрепленных территорий в лагере Ежедневно Воспитатели
Дежурство в жилых помещениях и на ответственных постах Ежедневно Воспитатели
Проведение инструктажей по ОТ и ТБПо мере необходимости Воспитатели, начальник лагеря
Операция «Чистюля», «Уют» 2 раза в неделю Воспитатели
Озеленение территории школы (ремонт и закладка клумб) В течение смены Воспитатели
Трудовые десанты. В течение смены Организатор, воспитатели

Подведение итогов
№ Мероприятия Сроки Ответственный
1 Изучение интересов и потребностей детей (анкетирование, собеседование) Организатор, воспитатели
2 Обработка результатов по блокам: «Оздоровление», «Трудовой», «Досуговый» В конце смены Зам.директора по ВР, организатор
3 Диагностика удовлетворенности досуговыми мероприятиями После каждого мероприятия (дня) Организатор
4 Аналитические справки по реализации задач содержательных блоков. Конец смены Мед.работники, организатор, начальник лагеря
5 Подведение итогов пребывания в лагере труда и отдыха «Наш веселый муравейник» Конец смены Организатор
6 Представление аналитического отчета в УО по итогам работы лагеря По требованию. Зам.директора по ВР
Список литературы
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. «Внеклассные мероприятия в начальной школе».
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Фольклорные праздники в школе. Весна и лето».
Белоножкина О.В. «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе».
Гальцова Е.А. «Школьникам досуг – хороший друг».
Маслова А.А. «Портфель вожатого».
Почуев Д., Гаврилов И. «Картотека игр».
Руденко В.И. «Сценарии праздников, конкурсов, игр. Для воспитателей и педагогов-организаторов».
Савинова С.В., Савинов В.А. Ах, лето. «Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях».