Программа летнего лагеря отдыха Солнечная страна


Дорогие друзья, ежегодно летом на базе нашей школы работает летний городской лагерь, который получил высокую оценку отдыхавших у нас детей и их восторженных родителей!
Продолжительность школьных каникул значительно превосходит отпуск родителей. Хорошо, если бабушки-дедушки возьмут на себя заботы о внуках. А еще можно отправить ребенка в летний загородный лагерь, но не каждый ребенок, да и его родители, согласятся на жизнь вдали от дома.
Для мам и пап, которые не желают надолго расставаться со своим чадом и хотят, чтобы их ребенок провел лето с пользой для ума и здоровья, мы предлагаем воспользоваться услугами летнего городского лагеря.
Согласитесь, ведь в большом мегаполисе найдется не много уютных мест, где ваш ребенок сможет чувствовать себя как дома, в окружении профессиональных воспитателей и педагогов, сумеет полноценно насладиться теплыми летними днями, и при этом потратить это время с ощутимой пользой для собственного развития к гордости своих родителей.
Лето дети ждут с особенным нетерпением. Почувствовать полную свободу и целиком отдаться приятному времяпрепровождению, бегать, прыгать, играть, то есть делать все то, к чему так расположена ребячья натура.
Большинство родителей к лету готовятся заранее и загодя решают, где и как их ребенок проведет самые длинные каникулы.
Городской лагерь работает только в будние дни, и ребенок в нем проводит только часть суток. Утром он уходит или его отвозят в лагерь, а к вечеру возвращается домой. У ребенка остается достаточно свободного времени. Кроме того, в выходные дни у родителей и детей есть возможность побыть вместе, пообщаться, сходить куда-то всей семьей.
Большинство родителей к лету готовятся заранее и загодя решают, где и как их ребенок проведет самые длинные каникулы. 
Мы предлагаем наш Летний Городской Лагерь «Солнечная страна»!
В нашем лагере ребенку не дадут скучать!
В любую погоду он с пользой и удовольствием проведёт время: занятия спортивно-оздоровительного и творческого направления, культурная программа, активный отдых - все это обязательно понравится и школьникам и тем, кто еще только собирается пойти в школу!
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №80»
ПРОГРАММА
«Здравствуй , мир!»
Лагеря досуга и отдыха
«Солнечная страна»
Автор:
Смолина Александра Васильевна
Начальник ЛДО
2013
Город Пермь
Название лагеря: «Солнечная страна»
Вид лагеря: оздоровительный лагерь дневного пребывания
Место проведения: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №80 » г. Перми
Сроки проведения: 05 июня 2013г. – 02 июля 2013г.
Срок реализации: смена лагеря – 21 день.
Рассчитана на детей: 7 – 12 лет – 100 человек.
Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно-значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, словесной школьной деятельности.
Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Поэтому лагерь дневного пребывания на базе МАОУ«СОШ №80 »  открыт под девизом: «Лагерь – территория здоровья».
Цель программы:
       Организация полноценного отдыха учащихся в летний период.
      Задачи:
         Создать условия для организованного отдыха детей.
Содействовать укреплению здоровья, полноценному физическому и психическому развитию.
Приобщить ребят к творческим видам деятельности.
Развивать творческое мышление.
Формировать у школьников навыки общения и толерантности, культурное поведение , прививать знания санитарно-гигиенической культуры.
Формировать положительное отношение родителей к работе пришкольного лагеря и привлекать их к участию в этой деятельности.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:
1.     Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.     Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.    Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
       - Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
       - Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
       - Активное участие детей во всех видах деятельности.
5.     Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основные формы реализации программы 
   Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни. В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы. 
Участники программы
1.     Участниками программы ЛОЛ являются учащиеся школы, педагоги и работники школы.
2.     Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-12 лет
3.     Преимущество при зачислении в ЛОЛ с дневным пребывание детей имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей.
4.    Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, оплаты услуг на доставку питания в централизованной бухгалтерии ОУ.
5.     Комплектование педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6.     Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
   Этот этап характеризуется тем, что за 1,5 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
    Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
    Запуск программы;
    Формирование органов самоуправления;
   Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап
1.    Реализация основной идеи смены;
2.    Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
Заключительный этап
 Подведение итогов смены;
  Выработка перспектив деятельности организации;
   Анализ предложений, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Направления деятельности
Досуговое – экскурсии , коллективные творческие дела, концерты, выставки, кинозал «В гостях у сказки», музыкальный час;
Физкультурно-оздоровительное - спортивные мероприятия, подвижные игры, эстафеты, ежедневная зарядка, ЛФК, организация спортивных отрядов, спортивный час;
Художественно-эстетическое, кружковое – «Веселый карандаш», «Бисероплетение», «Модульное оригами», «Лоскуток», «Нотка».
Образовательное – «Английский для всех», «Дорожная азбука», посещение мероприятий в библиотеке №8;
Краеведческое – мероприятия «Мой Пермский край» (экскурсии, выставки, конкурсы).
Патриотическое – организация мероприятий по воспитанию уважительного отношения к Родине.
Трудовое – виды общественно-полезного труда.
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: координаторы смены:
- начальник лагеря – Смолина А.В.
- педагог- психолог – Полушина Т.А.
- руководитель физического воспитания – Надежкин О.М.
- руководители кружков – Саксановска В.Г., Косарева Т.А., Королёва З.А., Азанова Т.А..Кураторы отрядов:
Воспитатели отрядов (из числа педагогов школы):
1 отряд – Амерханова Е.В., Косарева Т.А.;
2 отряд – Миклина Е.П., Лялина Г.В.;
3 отряд – Ощепкова Л.Ю., Наумова О.А.;
4 отряд – Мусихина Л.В., Мочалова С.Г..Вожатые – волонтеры.
Методические условия предусматривают
Наличие необходимой документации программы, планы;
Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
Коллективные творческие дела;
Творческие мастерские;
Индивидуальную работу;
Тренинги;
Деловые и ролевые игры;
Диагностика
Содержание программы
 Сроки и условия пребывания:
По своей направленности данная программа является комплексной , т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления и отдыха.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.
Программа рассчитана на учащихся 1 – 5 классов. Оптимальное количество детей в отряде – 25 человек.
Лагерная смена проводится в рамках игры
Воспитатели учитывают итоги деятельности детей: в течение смены ведётся работа по выявлению различных успехов, способностей и интересов ребят. Когда отмечаются достижения отдельных детей (съел всю кашу, принимал активное участие в мероприятиях и т.д.), они получают «улыбку» - маленький весёлый кружочек (имеет ряд степеней защиты). Задача: накопить как можно больше «улыбок». В заключении смены организуется ярмарка , где ребята обменивают накопленные «улыбки» на понравившиеся им сувениры и поделки.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных и загородных экскурсий;
- организация здорового питания детей, витаминизация;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
-  спортивные эстафеты;
- ЛФК.
-  подвижные спортивные игры.
 Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Диагностика
Вводная
диагностикаНачало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностикаЦветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая
диагностикаАнкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
ЦветописьНародный форум (ярмарка достижений)
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период (оформление «Уголка безопасности»)
Инструктажи
-  Инструктажи для детей:   «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
Беседы
-  Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,     «Как беречь глаза?»;
-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» (экскурсия в ПЧ№7);
-  Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Досуговое направление
-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;
-   Ярмарка идей и предложений;
- Экскурсии «Ку-кукуруза», «Мир сладостей», «Экзотика», «Цирковые будни»;
- Посещение шоу иллюзионистов «Принцесса мыльных пузырей»;
- Планетарий «На далекой планете»;
- Театральна постановка «Цыпленок ЦыП»;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Битва хоров» , «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»,
- Мероприятия «Пушкин – наше всё» (выставка рисунков, инсценировка сказок, образ А.С. Пушкина)
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивная игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия, «Тропа ужасов», «Захват территории»)
Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)
ЛФК
Тренировочный процесс спортивных отрядов по баскетболу (СК «Фаворит»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.                                                                      
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Тренировочный процесс организован для спортивных отрядов под руководством тренеров СК «Фаворит» - Бирюкова Ю.О., Бирюковой Е.В., Ракко В.Г..ЛФК проводит педагог Надежкин О.М. ( имеющий специальную подготовку) по авторской программе .
 Краеведческое направление
Задачи экологической деятельности:
знакомить с достопримечательностями , историей, интересными уголками нашего Пермского края.
воспитать бережное отношение к природе
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, 
уровень экологической культуры детей.
 Основные формы работы:
Экологический десант
Экскурсия « По лесным тропинкам»
Выставка поделок и рисунков «Обитатели лесных просторов»
Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Посещение кинотеатров, музеев;
Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Мероприятия на развитие творческого мышления:
Загадки, кроссворды, ребусы,
викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», 
конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу»,
конкурс – игра «Весёлые минутки»,
конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»,
интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
Итоговая выставка поделок, рисунков . Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Кружковое
-  Кружок « Модульное оригами»  
-  Кружок «Нотка» - пение
-  Кружок «Бисероплетение»
- Кружок «Веселый карандаш»
- Кружок «Лоскуток»
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Битва хоров»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Концерты  («Звездопад»)
Творческие игры («День рекордов»)
Выставки, ярмарка
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой и др.)
- Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
- Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью,созданияуюта.                                                                                                - - Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.    Дети привлекаются к самообслуживанию в отрядных комнатах, секциях, кружках, в которых они занимаются.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных
путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
Музыкальный час « Это ты, моя Россия !»
Спортивные соревнования «Снайпер»
Беседа «Символика Российской Федерации»
Посещение ПВВКУ МВД России «Парад выпускников»
Образовательное направление
Направление включает в себя работу образовательных кружков «Английский для всех» по авторским программам педагогов Саксановской В.Г. и Гайкулинец С.Б.
Задачи:
Увлечь ребят нестандартными формами изучения языка;
Закрепить имеющиеся знания иностранного языка.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Система самоуправления лагеря
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.
Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Народный форум – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рейтинг – результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.
СМИ лагеря – это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря ( мультимедийные презентации ; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций).
Элементы системы самоуправления лагеря Функции
Народный форум Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых, членов совета лагеря
Час отряда Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)
Форум лагеря Общее собрание лагеря, утренняя и вечерние линейки ( поощрение достижений, постановка задач на предстоящий период, освещение деятельности в СМИ лагеря)
Дела лагеря Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа
Наши законы и традиции
1.Закон точности
  Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.  
2.Закон поднятой руки
  Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку- слово.
3.Закон территории
  Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4.Закон доброго отношения к людям
  Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива
5.Закон улыбки
  Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
6.Закон песни
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа