МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Конкурс чтецов «Стихи военных лет». Для обучающихся с ОВЗ.


Министерство образования Хабаровского края и науки
Краевое государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение №18
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Конкурс чтецов
«Стихи военных лет».
Для обучающихся с ОВЗ.
г. Комсомольск-на-Амуре
2016г.
Аннотация
Данная методическая разработка направлена на формирование интереса обучающихся к актёрскому мастерству посредством конкурсного соревнования по декламации. Она ставит своей целью на основе соревновательного процесса найти оптимальные пути привлечения обучающихся к искусству стихочтения и поэзии в целом. В течение урока обучающиеся получат начальные знания по теории стихосложения и общие понятия некоторых теоретических терминов. Итогом классного часа станет мастер-класс по декламации и награждение победителей по номинациям.
Методическая разработка имеет задачей закрепление теоретических знаний по сценическому искусству, умений, навыков лиц с ограниченными возможностями здоровья, при выполнении практического задания на раннее полученных занятиях. Разработал: Николаев Юрий Николаевич, педагог дополнительного образования КГК ПОУ18
Рецензент: Маханкина Е.Н. – методист Профессионального центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья КГК ПОУ 18
Содержание:
Аннотация ………………………………
Введение ………………………………..
Основная часть …………………………
Заключение ……………………………..
Список литературы …………………….
Приложение …………………………….
Введение
Дополнительное образование в наше время рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма. 
В данной работе представлен пример ведения открытого урока, имеющего своей целью привлечение обучающихся к определённой тематике посредством соревновательного интереса.
Методика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, нарушением интеллекта в частности, должна включать различные методы и формы работы. Одной из форм ведения занятий по программе творческого кружка является мастер-класс и конкурсные соревнования, ставшие основой данной методической разработки.
Тема урока: «Конкурс чтецов и декламационный мастер-класс»
Цель урока: закрепление и совершенствование умений обучающихся в декламации стихотворного материала на военную тематику, полученных ранее на занятиях театральной студии «Маска».
Образовательная задача: дать обучающимся теоретические знания в области стихосложения, провести декламационный мастер-класс как практическое занятие по сценическому искусству.
Коррекционно-развивающая задача: развить творческое и образное мышление, эмоциональные возможности, способствовать развитию памяти, артикуляции и жестикуляции обучающихся.
Воспитательная задача: формировать качества личности: ответственность, патриотизм, интерес к поэзии, развитие творческого поиска в ходе выполнения задания.
Тип урока: соревновательный процесс, обсуждение, лекционный материал.
Методы обучения:
Словесный: инструктаж, декламация, обратная связь посредством обсуждения, опрос.
Практический: оценивание победителей по номинациям, путём заполнения карточек для голосования.
Материальное обеспечение: стол для работы жюри, видеокамера, карточки для выставления баллов членами жюри, грамоты, подарки.
Ход урока:
1.Организационная часть: 5 минут
Приветствие и проверка явки обучающихся к уроку;
Психологическая подготовка к восприятию урока;
Объяснение хода и последовательности проведения урока.
2. Основная часть: 30 минут
Друзья, в эти майские дни вся мировая общественность отмечает день победы над фашисткой Германией. Мы каждый год чествуем ветеранов и всех, кто не вернулся с поля боя. Не должны мы их забывать и в остальные дни, потому что сегодняшней нашей жизнью мы обязаны им.
О войне написано много книг, снято много хороших фильмов. Я думаю, что каждый из вас может вспомнить фильмы о войне. Но есть и стихи о войне, их знают немногие из вас, потому что стихи в принципе не так популярны как фильм или книга. Мы с вами сейчас попробуем развеять миф о том, что стихи – это скучно и неинтересно.
Если мы коснулись темы войны, то и говорить мы будем о стихах военных, то есть написанных о войне, Великой Отечественной войне.
Во время нашего с вами урока мы будем придерживаться двух целей – мы поговорим о войне языком поэзии, возможно открывая что-то новое для себя, прикоснувшись к этим суровым страницам истории; и мы поговорим о нелёгком искусстве декламации стихотворения.
Ну а чтобы создать более интересную атмосферу в этой нелёгкой теме мы построим наш поэтический мастер-класс на соревновательной основе. То есть, проведём своего рода конкурс на лучшего чтеца.
Наше занятие мы построим так: читаем, обсуждаем, ставим баллы. Баллы я предлагаю начислять каждому нашему конкурсанту за выразительность, эмоциональность и достоверность передачи смысла.
Итак, сейчас я предлагаю послушать первого чтеца, и это будет ……, стихотворение ………………………….
(стихи)
Спасибо, …………….., постой пока с нами, а вы, друзья, скажите – как вы понимаете слово «эмоции»?..
(Обсуждение, 1-2 мин)
Отлично, сейчас поставьте, пожалуйста, в графу «эмоциональность» такую оценку, которая вам кажется более приемлемой.
Так, а теперь попробуйте объяснить, что подразумевается под понятием «достоверность»?..
(Обсуждение, 1-2 мин)
Хорошо, ставим оценку в карточку для голосования!
Ну, я думаю, многие могут объяснить значение слова «жестикуляция», кто попробует рассказать нам об этом понятии?.. Смелее!..
(Обсуждение, 1-2 мин)
Отлично! Графа «Общее впечатление» - просто поставьте такую оценку, которая может передать всё ваше настроение, ваши чувства, возникшие при прослушивании этого стихотворения.
Так, а теперь – второй участник нашего поэтического урока, это ……., пожалуйста!
(стихи)
Спасибо, ……., садись. Друзья, а пока вы ставите свои оценки в карточки для голосования, я расскажу вам об одном интересном факте. Знаете ли вы, что на экзамене в театральные вузы, на самом первом этапе конкурсного отбора, требуется прочтение стихотворения, причём лучше всего басни. Не фрагмента прозы любого жанра, не фрагмент сценического монолога, а именно стихи. Почему, как вы думаете?
(Обсуждение, 1-2 мин)
Отлично, итак у нас – третий участник - ………., пожалуйста!
(стихи)
Спасибо, ………, садись, пожалуйста, а мы ставим свои оценки за это стихотворение. А пока готовится следующий участник, я немного расскажу о некоторых секретах стихосложения. Взгляните, пожалуйста, на доску, я написал на ней фрагмент из четырёх строк из стихотворения, которое вы уже прослушали в прекрасном исполнении ………. . Скажите, как вы думаете, почему у стиха получается такой замечательный, почти музыкальный ритм?
(Обсуждение, 3-4 мин)
Хорошо, надеюсь, это открытие когда-нибудь пригодится вам в жизни. А мы продолжаем и у нас ещё один конкурсант – это ……, пожалуйста!
(стихи)
Спасибо, ….., садись. А мы ставим оценки за это стихотворение и попробуем ответить на такой вопрос? Как вы думаете, голос – это самое главное в исполнении песни? ….. Почему?........ А в декламации стихотворения – что главное?
(Обсуждение, 1-2 мин)
А у нас следующий конкурсант, это …… со стихотворением ….., пожалуйста!
(стихи)
Спасибо, ………, садись, пожалуйста! Мы оцениваем это исполнение, а я вам скажу одну интересную вещь: авторы всех прозвучавших стихотворений – это люди, которые не фантазировали, не читали про войну где-то в книжках, они сами видели это страшное время, сами держали в руках оружие. Вот так, друзья. Все, кроме одного человека. Кто скажет – кто этот человек, не сидевший в окопах Великой отечественной, но так реалистично писавший о ней? Впрочем, хорошие стихи у него были обо всём, о чём бы он ни писал. И имя его?...... Правильно, молодцы! Это Высоцкий.
3. Подведение итогов: 10 минут.
Ну что ж, а теперь подведём итоги.
Друзья, я осознанно не делал свои замечания, не высказывал своего мнения в процессе нашего конкурсного чтения, чтобы не влиять на ваши оценки, пусть эти оценки будут независимыми и только вашими. Но сейчас, когда карточки для голосования собраны, я бы хотел поделиться своими впечатлениями и сделать кое-какие замечания нашим чтецам.
(Обсуждение конкурсных стихов, 5-7 мин)
Итак, начнём считать очки для определения лучших.
(Подсчёт очков членами жюри)
Лучшими были…
В номинации «За артистизм!» Это ……..
в номинации «За достоверность изложения!» Это ………
(Далее номинации на усмотрение членов жюри, по степени возрастания количества очков)
Таким образом, победителем нашего конкурса чтецов становится….
(имя победителя)
Поздравляем! Победитель награждается грамотой и сладким подарком!
Всем спасибо! Наш урок окончен, до встречи, друзья!
Заключение
Представленная форма урока дает обучающимся возможность применять свои знания и умения, полученные на занятиях по сценическому искусству, в соревновательном аспекте. Занятие показало заинтересованность участников подобным видом урока, мотивацию на успех в соревновании и готовность к творческой активности. Обсуждение материала прошло активно. Жюри, из состава обучающихся проявили принципиальное отношение к своим обязанностям, оценивание было оптимально объективным.
Список литературы:
1. Константин Симонов. Стихи, поэмы, вольные переводы. Москва: Советский писатель, 1964.
2. Высоцкий В. Сочинения в 4 т. СПб.: АОЗТ «Технэкс — Россия», 1992-93.
3. Стихи и песни о войне. «Эксмо» 2015.
4. 157. Ш е н г е л и  Г. А. Практическое стиховедение. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Прибой., 1926
Приложение
Карточки для голосования
Поставьте, пожалуйста, оценки от 1 до 5.
Ф. И. чтеца
эмоциональ-ностьжестикуляция достоверность общее
впечатлениеитого