Методика работы над скороговорками, чистоговорками, народными песнями.


Методика работы над скороговорками, чистоговорками, народными песнями.
Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа.Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием его отцов и дедов.( А.Н. Толстой)
Дети очень любят загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни. Они вызывают у них живой интерес, заставляют «поломать голову» над отгадкой, хорошенько подумать над смысловым значением поговорок, чистоговорок.
Скороговорки, чистоговорки и пословицы возникали и развивались вместе с историей общества, его экономикой и культурой. Тематика скороговорок безгранична. Это и социально-политические, бытовые, о труде, о науке, о семье, о воспитании.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Одни скороговорки живут много лет и дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены в наше время. Употребление скороговорок, чистоговорок детьми развивало у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия.Многие из скороговорок имеют юмористический характер, любуется благополучием в крестьянском доме, взаимопомощью в отношениях меж людьми.
Например:
Ткет ткач ткани на платье Тани
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
Проворонила ворона вороненка
Не хочет косой косить косой
В подготовительный период обучения грамоте дети изучают только гласные звуки, для этого лучше применить комплекс упражнений при изучении звука [ а ];
Чистоговорки, скороговорки со словами с этим звуком
- Дети, будем произносить за мной четко, ясно. Послушайте сначала меня: угадайте кто это( рисунок белки)
* Белка- краса, хвостик пушинка, сама – золотинка. Аш-аш-аш- у Вовы карандаш.
Каждый раз детям дается установка- произносить громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно.
При артикуляции звука (р) применять чистоговорки.
Ря-ря-ря- синие моря
Арь-арь-арь- новый букварь
Ри-ри-ри- горят фонари
Ры-ры-ры- летят комары
Скороговорки
*Шел Егор через двор, нес топор чинить забор
* Роет землю старый крот, разрывает огород
* Проворонила ворона вороненка
При работе со скороговорками надо учить детей правильно их читать, медленно по слогам, медленно со словами, а затем быстрее, очень быстро, но правильно.
Использование элементов устного народного творчества в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма,пополнению словарного запаса учащихся, оказывает влияние на нравственное воспитание младших школьников.