Конспект занятия по естествознанию в классе предшкольной подготовки на тему Что такое свет? Источники света: естественные и искусственные


Технологическая карта организованной учебной деятельности № 18
Дата___________ Образовательные области: Познание.
Раздел: Естествознание .Тема: «Что такое свет? Источники света».
Цели : Образовательные: Различать естественные и искусственные источники света. Определять необходимость искусственного освещения и его источники.
Понимать, что темнота –это отсутствие света.
Развивающие: продолжить развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формировать творческие способности (воображение).
Воспитательные: воспитывать умения работать в группах, прислушиваться к мнению других.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Деятельность   детей
 
Мотивационно-
побудительный Читаю стихи (из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского):
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Чудесные слова, красивые и точные. На сегодняшнем уроке мы все вместе попытаемся показать, что свет - это действительно чудный и удивительный дар, попытаемся выяснить, откуда же свет берется, как он распространяется и какого его значение в нашей жизни, какие источники света существуют. Проявляют интерес.
Слушают воспитателя.
Организационно -поисковый Так что же такое свет? Этот секрет природа охраняла долго. Все живое рождается и развивается под влиянием света и тепла.
Главным источником света для нас является Солнце. Так что же представляет собой свет? (Свет - это видимое излучение)
Свет – источник информации.
Для того, чтобы представить себе, каково значение света в жизни человека, давайте проведем небольшой эксперимент: закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?
Скажите, пожалуйста, каково значение света для человека?
При помощи какого органа чувств человек воспринимает свет? (Органа зрения).

Скажите, Солнце является единственным источником света?
Все вами перечисленное является источниками света, которые можно разделить на две группы по созданию излучения: первая группа - это источники излучающие свет - Солнце, звезды, свеча и вторая – отражающие - небо, Луна, водная поверхность, песчаная поверхность пустыни, поверхность снегового покрова.
 Источники света по происхождению источников света: естественные и искусственные.
Источник света по происхождению делятся на две группы: это естественные источники света, а вторая – искусственные.
Как вы думаете,чем отличаются естественные источники света от искусственных, приведите примеры?
Распространение света.
А как распространяется свет?
Опыт с фонариком: Я включу фонарик. Поднимите руку те, кто видит свет от фонарика. В каком направлении распространяется свет ?Итак, мы выяснили, что свет распространяется по всем направлениям. Но когда свет от источника попадает нам в глаза, что мы делаем? (Направляю свет от фонарика на ребят).
То есть мы помещаем между источником света и глазом непрозрачный предмет, и источник света становится невидимым. Значит, луч света не смог обогнуть препятствие? Так какой же вид имеет линия, вдоль которой распространяется свет?
Слушают воспитателя.
(Ответы учащихся: Мы ничего не увидим. Мы будем слышать только звуки, сможем узнавать окружающие нас предметы только на ощупь. Мир для нас станет бледнее…)(Благодаря свету мы ориентируемся в пространстве и видим окружающие нас предметы – мы получаем информацию об окружающем мире…).
(Примерные ответы учащихся: существует множество других источников света: звезды, луна, небо, снежный покров, свеча).
естественные источники света – это те, которые создала природа, а искусственные - это те, которые создал человек.
Естественные - молния, Луна, радуга, северное сияние, звезды, планеты, живые организмы. Искусственные - факел, освещение, прожектора, салют, монитор компьютера.
По всем направлениям.
Мы закрываем глаза рукой.
Прямая.
Рефлексивно - корригирующий
 
  Итак, свет и только свет дает нам, людям, такие огромные возможности во всех областях человеческой деятельности. (Читается стихотворение А. Мицкевича)
Как наша прожила б планета,
как люди жили бы на ней,
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам – приветственное слово,
А Солнцу – громкое «Ура»!
Ребята, вот и подошел к концу наш урок.
Понравился он вам?
Что нового вы сегодня узнали? Слушают воспитателя.
Отвечают на вопросы.
 
Знать: о том , что такое свет; что источники света делятся на две группы.
Уметь: анализировать, делать выводы.
Иметь : навыки проведения опытов.